Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.02.2008. Гундогара
Арслан Мамедов
Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное благосостояние ее граждан....
С 11 февраля 2008 года Туркменистан вошел в историю как единственное в мире государство, бесплатно раздающее гражданам бензин. Именно такой экстравагантный вид "социальной поддержки" населения избрал президент Туркменистана К. Бердымухаммедов накануне годовщины своего избрания. Наряду с бесплатной электроэнергией, водой и солью, бесплатный бензин отныне будет упоминаться всякий раз, когда речь зайдет о "неустанной заботе" руководства Туркменистана о своем народе.
Только нужен ли народу бесплатный бензин - никого не волнует. Не будет ли лучше установить реальные цены на бензин и обеспечить его бесперебойную поставку в сельские районы, вместо того, чтобы строить "суперсовременные заправочные комплексы" в столице?
Введение бесплатных норм окажется выгодным только для тех автомобилистов, кто не расходует больше 120 литров бензина в месяц. Таких немного. Это могли бы быть пенсионеры, но пенсионеры в Туркменистане давно уже ходят пешком - им и по старым "копеечным" ценам содержать автомобиль было не по карману.
По новым нормам, автомобиль, расходующий 12 литров топлива на каждые 100 километров, проедет на бесплатном бензине лишь 1000. В то время, как большинство автомобилей в Туркменистане за месяц обычно проезжает вдвое, если не втрое больше. А всего лишь 20 литров сверх лимита - и бензин уже обойдется вам дороже, чем по прежним ценам. Вдобавок у вас проверят паспорт, документы на машину и некую справку об ее исправности, которую, не сомневайтесь, вы вряд ли получите без лишней головной боли.
Больше всех от новых цен "пострадают" водители-междугородники. Для них бесплатные 120 литров в месяц (для автобусов - 200) - капля в море, они эти литры "жгут" тысячами. Цены на проезд в междугородных такси и автобусах взлетят и ударят по карману людей, которые о собственном автомобиле могут только мечтать и к бесплатному бензину вообще никакого отношения не имеют.
Любителям дальних поездок на личном автотранспорте тоже радоваться нечему. К примеру, дорога из Ашхабада в Туркменбаши (Красноводск) и обратно теперь подорожает в 2 раза. Такими темпами за месяц можно наездить на приличную сумму - до полутора миллионов манатов запросто, а это уже средняя зарплата.
Еще со времен Ниязова цены на бензин в Туркменистане было принято называть "символическими". Диктатор полагал, что 0,02 доллара США за литр бензина символизируют экономическую мощь страны и повышенное благосостояние ее граждан. На самом же деле, утверждают специалисты, сдерживание цен с помощью административных мер приводит к перекосам в экономике и наносит серьезный ущерб ее развитию.
В июле прошлого года Международное рейтинговое агентство GTZ опубликовало результаты исследования мировых цен на бензин. Самый дешевый бензин в мире оказался в Туркменистане (0,02 доллара США за 1 литр) Венесуэла (0,03), Иран (0.09) и Ливия (0,13). Еще в 10 странах цена бензина не превышала 0,16 долларов за литр. Далее в списке следовали страны с чуть менее значительными субсидиями на бензин - там литр топлива стоит от 0,46 до 0,62 долларов США. Все эти страны, как считают эксперты, проводят популистскую ценовую политику. Субсидированное ценообразование на нефтепродукты в этих странах сложилось исторически и является скорее социально-политическим, нежели экономическим инструментом.
История также свидетельствует, что нереально низкий уровень цен на бензин в отдельных странах нередко приводит к беспорядкам. Когда иранские власти решили ввести ограничение на продажу бензина населению - по 100 литров на 1 машину в месяц, недовольные автомобилисты отправились громить и жечь бензозаправочные станции. 100 литров мало, а платить втридорога перекупщикам никто не захотел. В Узбекистане до недавнего времени бензин стоил в 40 (сорок!) раз дороже, чем в Туркменистане. Остановить контрабанду в таких условиях невозможно. И пока пограничники расстреливали навьюченных канистрами ишаков, чиновники гнали дешевый бензин в Узбекистан товарными составами по железной дороге.
Согласимся, повышение цен на бензин - это непопулярная, но необходимая мера. Более того, очевидно, что установленные К. Бердымухаммедовым цены по-прежнему далеки от рыночных, а значит новое их повышение не за горами. Ниязов хвастался тем, что в Туркменистане бак бензина стоит дешевле чашки кофе. Это идиотство неизбежно привело к тому, что бюджет перестал справляться с уровнем субсидий и развалился.
Введение бесплатных норм, по замыслу властей, должно обеспечить плавный переход к рынку и предотвратить проявление массового недовольства населения, привыкшего пользоваться самым дешевым в мире бензином. Однако, благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.
В стране с прогрессирующей инфляцией, вводятся квазиденьги - талоны на бензин. Они, разумеется, немедленно станут преметом спекуляции. Появятся поддельные талоны, поддельные справки о технической исправности несуществующих транспортных средств. Владельцы нескольких автомобилей побегут переоформлять их на своих родственников. Очередь в полицию тоже станет предметом спекуляции…
Есть старый анекдот про туркменских физиков-ядерщиков - какие бы опыты они ни ставили, какие бы эксперименты ни проводили, в результате все равно получается анаша.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |