Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.02.2008, KM.RU
Главной темой дня на сегодня остается судьба сербского края Косово. После самопровозглашения «независимости» со стороны косовских албанцев признать ее готовится ряд стран Запада, в том числе США, Великобритания и Франция.
Россия тоже не собирается оставаться в стороне от событий. Она рассматривает происшедшее как прецедент и подготовила свой план действий в отношении непризнанных республик на территории бывшего СССР.
Как сообщил в интервью КМ.RU депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин, вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии российский парламент рассмотрит уже в следующем месяце. «Сейчас, безусловно, активизируются инициативы непризнанных государств на постсоветском пространстве – Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, а возможно, и Нагорного Карабаха, - сообщил Затулин. - И мне кажется, что в России должны очень внимательно к этому отнестись и рассмотреть ситуацию».
По словам депутата, Госдума приступит к рассмотрению этого вопроса сразу после того, как в стране пройдут президентские выборы, а депутаты российского парламента соберутся после двухнедельного перерыва, который отведен им для работы в регионах.
«Мы в марте проведем по этому поводу парламентские слушания и будем в том числе обсуждать обращение этих государств к России с просьбой о признании их независимости. Тогда мы оценим ситуацию, посмотрим, насколько такое решение в настоящий момент является возможным и необходимым. Постараемся, прежде всего, не навредить общему контексту урегулирования этих конфликтов и миру в регионе. С другой стороны, выводы из того, что произошло и происходит на наших глазах, мы обязаны делать. Об этом совсем недавно говорил и президент РФ», - отметил директор Института стран СНГ.
«Безусловно, речь не идет о том, чтобы завтра или послезавтра, на следующий день после Косово, признать, допустим, Абхазию, Северный Кипр или Южную Осетию. Но когда дело касается пространства, в котором мы лучше других разбираемся и лучше представляем себе происходящее, мы будем делать выводы. И думаю, что эти выводы должны последовать в течение месяца-двух», - намекнулЗатулин, имея в виду перспективы признания независимости таких республик, как Абхазия и Южная Осетия.
В то же время депутат полагает, что подобные «выводы» должны делаться пока только в отношении республик Кавказа. Что касается ситуации с Приднестровьем, то она не настолько безнадежна, как в случае с Абхазией и Южной Осетией. «В Приднестровье есть повод к тому, чтобы, вновь обсудив перспективы урегулирования, быть может, дать еще какой-то шанс для достижения договоренностей, - считает Затулин. - Во всяком случае, там наметилось какое-то сближение позиций».
Директор Института стран СНГ считает, что Россия заинтересована в том, чтобы народы прежде всего сами договорились между собой. Но, с другой стороны, отметил Затулин, мы не можем бесконечно замораживать ситуацию с признанием этих реально существующих государств, если такие страны, как Грузия, не прилагают никаких адекватных усилий для того, чтобы убедить Абхазию и Южную Осетию вновь воссоединиться с собой.
«Они (грузины. – КМ.RU.) этого не делают, - констатируетЗатулин. - Как мне кажется, они уже не способны предложить что-либо, кроме возбуждающих собственное население заклинаний о «территориальной целостности». На мой взгляд, негуманно вот уже более 15 лет консервировать ситуацию с признанием, если этого требуют люди в зонах конфликтов. Причем требуют они этого в два-три раза дольше, чем косовары. И если косовары получают независимость вопреки воле Сербии, то я не вижу оснований в том, чтобы Россия отказывала Абхазии и Южной Осетии».
Основанием может быть только то, что непризнанные республики отказались от своего курса на независимость и видят какую-то перспективу для налаживания внутреннего диалога с Грузией, разъясняет депутат Госдумы. В этом случае Россия не будет препятствовать и согласится с любым их выбором. Но если выбор непризнанных республик – в пользу независимости, то бесконечно долго удерживать их от этой независимости невозможно, убежденКонстантин Затулин.
Факты:В 1990 г. Абхазия была провозглашена суверенной Абхазской Советской Социалистической Республикой. Когда Грузия объявила о выходе из Советского Союза весной 1991-го, Абхазия изъявила желание остаться в СССР (большинство ее населения участвовало в референдуме о сохранении СССР и не участвовало в референдуме о независимости Грузии) и предполагала войти в состав нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ), заключение которого было сорвано в результате попытки государственного переворота ГКЧП. Летом 1992-го усилились разногласия между Абхазией и грузинским руководством: в ответ на решение Верховного совета Грузии возвратиться к Конституции 1921 года Верховный совет Абхазии постановил возвращение республики к Конституции 1925 года, содержавшей договорные отношения Абхазии и Грузии. Разногласия привели к вооруженному конфликту, унесшему жизни 17 тыс. человек. Мирное урегулирование было достигнуто при посредничестве ООН лишь в апреле 1994-го. Независимость республики провозглашена Верховным советом в новой Конституции от 26-го ноября 1994-го и в Акте от 12-го декабря 1999-го согласно итогам предшествовавшего референдума. В 1995-м парламент Абхазии обратился с предложением о вхождении республики в состав Российской Федерации. С октября 2001 г. Абхазия добивается вхождения в СНГ и объединения с Россией на правах независимого ассоциированного государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |