Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
История знает разные примеры массового переселения народов по этническому признаку. Драматические. Это когда люди бегут, спасая себя как этнос. Самый свежий пример - сербы в Косове.
Но есть примеры и вдохновляющие - Израиль, Федеративная Республика Германия. Принимая соотечественников из-за рубежа, эти государства решали не только этнические, но и политические, экономические проблемы.
В самом конце XX века свой взор на соотечественников за рубежом обратила и Россия. Принятый в мае 1999 года закон дал такое определение: "Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии". Через два года - в 2001-м - Президентом страны была одобрена Концепция поддержки соотечественников за рубежом, в которой определены основные направления государственной политики. Еще через пять лет - в 2006 году - указом Президента утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В канун нового, 2008 года Комитет Совета Федерации по делам СНГ провел в Липецке выездное заседание. Цель его - выяснить, как выполняется программа, движется ли дело и насколько быстро?
Об этом сегодня разговор обозревателя журнала Вячеслава ЩЕПОТКИНА с председателем Комитета Вадимом ГУСТОВЫМ.
30.01.2008, http://www.russia-today.ru
- Вопросов, Вадим Анатольевич, эта "долгоиграющая" проблема вызывает много. И самых разных. Но я начну, быть может, с наиболее странного, однако именно он первым приходит на ум каждому, кто знакомится с ходом дела. Нужны ли вообще России наши соотечественники из-за рубежа?
- Вот уж действительно неожиданный вопрос. Конечно, нужны, да еще как! Демографическая обстановка в лучшую сторону начинает меняться только кое-где, да и то чисто символически. В основном она остается негативной. Даже если начнется бурный рост рождаемости, он принесет результат через многие годы. А у нас сегодня оголены сибирские и особенно дальневосточные регионы. Вблизи российско-китайской границы с нашей стороны живет 9 млн. человек, с китайской - 300.
Начинает ускоренно развиваться ряд субъектов Федерации в Европейской России. Туда тоже нужны высококвалифицированные работники. По расчетам ученых и практиков, для реализации среднесрочной программы экономического развития страны каждый год нужно где-то брать порядка 1 миллиона специалистов.
- Так много?
- Да. И я говорю не о трудовой миграции. Это разные вещи. Трудовых мигрантов нужно будет гораздо больше. Речь о специалистах высокой квалификации. Резерв наш - это соотечественники за рубежом.
- Сколько их?
- Считается, что за пределами России проживает около 30 миллионов. Из них 10 миллионов - в дальнем зарубежье.
- Выходит, остальные в ближнем, и мы можем рассчитывать на них?
- Ну общее количество соотечественников и тех, кто хотел бы переехать, не одно и то же. Так называемый "миграционный потенциал" соотечественников, проживающих за рубежом, сейчас составляет, по некоторым экспертным оценкам, около 7 миллионов человек. Это люди, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, обладающие наибольшими возможностями по адаптации в российском обществе.
- Все равно немало. А сколько переехало в рамках Государственной программы?
- В прошлом, 2007 году мы ждали 50 тысяч соотечественников. Прибыло 160 человек. Из них 41 семья - в Калининградскую область и 13 - в Липецкую.
- Теперь понимаете, почему я начал наш разговор с такого, казалось бы, странного вопроса: нужны ли вообще России зарубежные соотечественники? Если да, то все происходящее иначе как издевательством над большой целью да и над президентскими поручениями не назовешь. Не миллионы, даже не десятки тысяч, а всего-то полторы сотни сумели приехать в свое Отечество. И это Государственная программа?
- Многих из нас, участников выездного заседания в Липецке, тоже озадачил такой результат. В России начинается реализация целого ряда крупных проектов. Это даже не проекты, а направления в экономике. Например, поставлена задача построить столько же атомных электростанций, сколько их было в Советском Союзе. Скажем, Ленинградская атомная в Сосновом Бору. Там есть четыре блока. Предполагается строить еще четыре. А кто будет делать? Мне назвали цифру: для реализации задачи нужно порядка 17 тысяч человек. Определенную часть - для общестроительных работ. Но вместе с тем нужны и высококвалифицированные специалисты. Рядом порт Усть-Луга. Я говорил с директором порта. Он заявляет, что начиная с 2008 года ему надо 4-5 тысяч специалистов. Терминалы-то вырастают! Ближний город Кингисепп - за 45 километров. Если заберут оттуда эти 4-5 тысяч, то остановится производственное объединение "Фосфорит" и некоторые другие предприятия.
А резерв есть! В ближнем зарубежье. Например, закрылась Игналинская АЭС в Латвии. Закрываются производства, связанные с ядерными технологиями, в других местах. Сейчас значительный потенциал в Средней Азии. В Узбекистане - Учкудук, Зарафшан, Навои. Весь комплекс бывшего Министерства среднего машиностроения, начиная от мастера и кончая руководителями, держался на российских специалистах.
Есть реальный потенциал в Киргизии, потому что и там промышленность держалась на специалистах, которых готовили крупнейшие ленинградские вузы. Каждый год - две-три группы. Сейчас оборонные заводы, на которых они работали, стоят.
Вроде бы вот они - готовые переселенцы! И люди хотят. Но сегодня уже изменилась ситуация. Просто так, куда глаза глядят, в чистое поле не побегут. В той же Киргизии говорят: да, мы специалисты высокого класса, у нас государственные квартиры, к нам хорошее отношение властей, есть кое-какая работа. Но мы готовы уехать в Россию потому, что у детей нет будущего. Дети закончат институт, а работы не предвидится. Они не верят, что в Киргизии в ближайшие пять-десять лет начнет развиваться промышленность.
Но эти высококлассные специалисты приедут к нам в том случае, если будет сразу решено несколько проблем. В первую очередь -жилищная. В Липецке мы столкнулись с таким конкретным примером. Муж - плотник. Хороший плотник. Жена - медсестра. Оба квалифицированные специалисты. Но он из-за нашей российской бюрократии довольно долго не может получить гражданство. И ему говорят: вот тебе комната в гостинице, будешь платить за нее 600 рублей в сутки. Или иди снимай квартиру. Он оставил на прежнем месте все - хорошую квартиру, двоих детей.
Теперь сидит и думает. За тридцать дней в гостинице - 18 тысяч. А зарплату положили 8 тысяч. Что делать, говорит, не знаю.
- А вы знаете? Предложили какой-то выход из этой нелегкой ситуации участники выездного заседания?
- Да, но сначала мы проанализировали причины, из-за которых Государственная программа пока что имеет такой ничтожный эффект. Одна из главных - это отсутствие должного настроя на прием соотечественников со стороны регионов. На местах по-прежнему предпочитают делать ставку на временных трудовых мигрантов, а не на переселенцев-соотечественников.
Много ненужной, прямо скажу, незаконной волокиты с оформлением документов. Они не идут, а ползут через бюрократические рогатки, занимая значительно больше времени, чем это установлено в нормативных документах. И вот результат. Менее чем за год в уполномоченные органы за рубежом обратилось около 35 тысяч человек с просьбой зарегистрировать их в качестве потенциальных переселенцев. Примерно за тот же срок в регионы было направлено 3400 анкет. А сумели добраться до Отечества, как я говорил, только 160 человек. Поэтому многие потенциальные переселенцы говорят: если Россия внесет конкретные изменения в свои нормативные акты, тогда мы поедем. А что надо изменить? Прежде всего ускорить принятие гражданства для этой категории лиц. Ведь они проходят отбор еще там. Представители Федеральной миграционной службы сейчас находятся в основных странах СНГ, где есть тот контингент, который хочет переехать.
Это первое. Второе. Люди говорят: нам надо очень четко понять, или нас будут приглашать и платить по 6-8 тысяч рублей, или скажут, мы в вас нуждаемся, а потому зарплата - соответствующая. Зарплату надо заранее оговаривать, потому что человек должен считать. Переселенцы не едут еще потому, что им, как правило, предлагают очень низкую зарплату.
Третье. Временное жилье. Соотечественники говорят: дайте нам возможность из трехкомнатных, двухкомнатных квартир переехать пусть в меньшее жилье, но немедленно. Чтобы мы знали: завтра приехали - послезавтра ребенок пошел в школу, мы начали работать и ждем, когда по ипотечному кредитованию нам построят жилье.
Значит, нужно увеличить расходы на строительство временных центров для размещения переселенцев. Кстати, портовики и атомщики Ленинградской области готовы это делать. Говорят: мы построим 100-квартирный дом с однокомнатными квартирами. Приехала семья, на следующий день пришли - получают жилье. Я тебя пригласил, ты устроился у меня на работу, я с тебя буду в месяц брать 100 рублей. Человек работает, живет в нормальной однокомнатной квартире, все у него в порядке, а после оформления гражданства берет ипотечный кредит.
Четвертое. Не решен до конца вопрос с социальным жильем. Учитель или врач, которые решили приехать в село, а нам в селе надо бегом создавать интеллигенцию, иначе мы его потеряем, они где будут жить? Идти к бабушке, снимать угол? Специалист, которого не надо готовить, оставил в той же Киргизии хорошую квартиру, дачу, гараж, все бросил ради будущего своих детей и, кстати, ради будущего России, своего Отечества, он что, в лачуге должен жить? Да кто ж к нам поедет? Поэтому строительство социального жилья должно стать добавлением к тому национальному проекту, который охватывает ускоренное развитие аграрного комплекса.
Это, между прочим, касается и наших российских проблем. Почему выпускники педагогических институтов не едут в села? Там жить негде. А надо строить хорошие дома и говорить специалисту: пять лет проживешь - и можешь приватизировать.
- Вы сказали: надо увеличить расходы на строительство временного жилья для переселенцев. Но разве это перекроет все экономические и социальные издержки человека, сорвавшегося с насиженного места? Не зря переезд сравнивают с пожаром. В царской России переселенцу в Сибирь выделялись весьма значительные средства. Германия после разрушения Советского Союза приняла только из Казахстана около миллиона немцев, и все получили, говоря нашим языком, внушительные подъемные. А что дает сегодняшняя Россия своим приезжающим соотечественникам?
- Честно говоря, при нынешней жизни, неудержимом росте цен - просто небольшое пособие. Регионы, в которые должны ехать люди из-за рубежа, ранжированы на две категории: "А" и "Б". Самые благоприятные условия для переселенцев должны быть созданы в областях категории "А". Это стратегически важные приграничные территории, оголенные с точки зрения населенности. В основном сибирские и дальневосточные. Следующая категория "Б" - это регионы, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения рабочей силы. Там переселенцам предоставляются все социальные льготы, только они не смогут претендовать на пособие по безработице. Так вот, участник Государственной программы, который хочет приехать в регион категории "А", получает на обустройство 60 тысяч рублей плюс по 20 тысяч рублей на каждого члена семьи. Приезжающий в регион категории "Б" - 40 и 15 тысяч рублей соответственно. Возможно, для малоимущих, социально незащищенных соотечественников эти суммы, выделяемые на обустройство, покажутся значительным "стартовым капиталом", но если говорить по большому счету, это очень маленькие деньги.
- Мало выделено средств на Государственную программу?
- Да нет, средства как раз даны громадные. На прошлый год - 4,6 миллиарда рублей. Но освоено лишь 252 миллиона.
- Вот так да! Обычно денег не хватает, а тут использовали чуть больше 5 процентов. Почему?
- По разным причинам. В том числе сильно задержалось начало реализации программы. Но я бы не драматизировал ситуацию. Деньги переходят на этот год. К 12 пилотным регионам добавляются еще 59. Но если мы действительно хотим, как планировалось, вернуть в Россию людей высокого социально-экономического уровня, потенциальных инвесторов, способных внести интеллектуальный и экономический вклад в развитие страны, то, уверен, условия Государственной программы следует пересмотреть.
Я говорил, что ситуация с миграционным потенциалом изменилась. Нет массовой миграции из Казахстана. Наоборот, туда возвращаются. Почему? Казахстан развивается более быстрыми темпами, чем Россия. Там выше заработная плата, больше пенсии.
В ряде государств СНГ стало заметно ощущаться противодействие отъезду людей в Россию, что, полагаю, ставит более сложные задачи перед Министерством иностранных дел, миграционной службой.
Но потенциал все равно есть. Больше того, на мой взгляд, он может увеличиться. Несколько месяцев назад мы встречались с парламентариями Германии, Франции. Они очень боятся мощной миграции с Украины. В случае вступления страны в НАТО десятки предприятий будут закрыты. Наверное, очень резкое будет давление на "Южмаш", который комплектует российские космические системы, и многие другие предприятия это почувствуют.
Сейчас Украина сама производит оружия на 600-700 миллионов долларов. Думаю, этот, рынок заберут американцы. И, по нашим прогнозам (этого никто другой не делал), несколько миллионов высококвалифицированных украинских специалистов потеряют работу.
Западные парламентарии говорят, что это будет страшно для Европы. Почему? Сейчас в Европу очень активно едут арабы, турки, очень много молдаван там появилось. А если еще добавится несколько миллионов высококвалифицированных, грамотных специалистов с Украины, то разрушится рынок труда. Украинец готов будет работать за меньшую зарплату. Отсюда - сокращаются отчисления в социальные фонды.
И в этом плане мы считаем, что такая армия высококвалифицированных специалистов могла бы быть востребована российской экономикой, а значит, Федеральной миграционной службе в 2008-2009 годах надо следить за ситуацией. Сейчас мы должны готовиться к этому, потому что привлечь в Россию такую рабочую силу будет только благом для нас. Глубокая переработка нефти, авиация и космос, самые передовые технологии, сельское машиностроение - это те отрасли, куда могут прийти миллионы наших соотечественников. Если, конечно, Отечество будет их принимать не так, как сейчас.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |