Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Двойственность политики официального Минска

Владислав Лосев

Февраль 2008 года оказался   щедрым на противоречивые заявления и действия высших белорусских чиновников. Тон задал, как и полагается, глава государства. В своем интервью РИА «Новости» и телеканалу Russia Today (19.02. 2008 г.) Александр Лукашенко не только пожаловался на свалившиеся из-за российской стороны на белорусскую экономику трудности, но и обвинил последнюю в намерении вновь взвинтить цены на энергоносители. «Миллиарда три, наверное, нам пришлось изъять живых денег из экономики и заплатить. Это большие деньги для Белоруссии. Но Россия грозит нам сейчас двойным повышением цен на газ в течение этого года».

Это утверждение явно претендовало на сенсационность. Ведь цены на энергоносители для Белоруссии регулируются  долгосрочным контрактом, в основе которого лежит формула, в соответствии с которой в 2008 году рост цен на газ для Республики Беларусь не должен превышать десяти процентов.

А тут белорусский президент заявляет, что дело обстоит совсем иначе и что российская сторона собирается вероломно нарушить существующую договоренность. Но, к счастью, скандал, не состоялся. В начале «Газпром», а затем и глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский заявили, что никого пересмотра действующего контракта не будет. Вот и получается, что одна белорусская «рука» (премьер министр РБ) не знает, что делает другая (президент).

В уже упомянутом интервью Александр Лукашенко посетовал по поводу того, что действующий Договор о создании Союзного государства выполняется  не по всем статьям и что до сих пор по вине российского руководства не принят Конституционный акт.  Более того, он подчеркнул, что именно белорусская сторона настаивает (насколько подобное утверждение соответствует действительности – это вопрос) на наделении реальными властными полномочиями органов Союзного государства. «Это союз наших государств; это – создание общих институтов правления с передачей им определенных функций. Мы стоим за то. Чтобы передать наднациональным органам не меньше функций, чем сегодня прописано в действующем договоре. Нам надо принимать Конституцию, и там все прописать».

Далее было сказано, что у Республики Беларусь и Российской Федерации существует разный взгляд на политическое устройство будущего общего государства. Но, в конце концов, имеющиеся разногласия - это основа для обсуждения и поиска взаимоприемлемых вариантов при наличии, естественно, соответствующего желания и политической воли. Как бы там ни было, но Александр Лукашенко в очередной раз обозначил себя  (пусть и с некоторыми обидами) как последовательный сторонник союза с Россией.

Ранее, 30 января 2008 года в Минске  состоялась совместная коллегия министерств иностранных дел Белоруссии и России, на которой была принята программа совместных действий в области внешней политики на 2008 - 2009 годы и подписан план консультаций между МИДами РБ и РФ на 2008 год. По итогам заседания министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов заявил,  что данная программа является отражением высокой степени согласованности внешней политики двух союзных государств:  «Мы обсудили взаимодействие в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами и взаимодействие на площадках международных организаций, в частности, ООН и ОБСЕ и других международных организациях».

Но вот спустя две недели, выступая на заседании германского бундестага, депутат от социал-демократической партии и председатель подкомиссии по Белоруссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф поведала, что в десятых числах февраля в Берлине состоялись секретные переговоры министра иностранных дел РБ Сергея Мартынова с руководством внешнеполитического ведомства Германии, на которых, в частности, обсуждались пути сближения Республики Беларусь и Евросоюза. При этом активно рассматривались вопросы противодействия российской энергетической политике. Возникает большое сомнение относительно того, что эти тайные белорусско-германские сношения были предусмотрены упомянутой программой совместных белорусско-российских действий на международной арене.

Все изложенное определенно наводит на мысль, что белорусское руководство в отношении России проводит линию, что называется, с «двойным дном». Но может быть все это случайные совпадения? К сожалению, вряд ли.  Двойственная политика в отношении России присуща белорусской власти не только в сфере политики, но и экономике, торговле и других областях. Например, как объяснить, что белорусский субъект хозяйствования, создав совместное предприятие с любым иностранным партнером, получает существенные налоговые льготы кроме одного случая: если это СП образуется с участием российской стороны. Тогда на льготы и преференции белорусскому предприятию рассчитывать напрасно. Белорусская бюрократия по-прежнему формирует неравные условия конкуренции для субъектов хозяйствования РБ и России.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ