Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Как в РБ формируется образ русского народа и России

Владислав Лосев

Интерес к тому, какой образ русского народа и России формируется у белорусских граждан совместными усилиями государственных систем образования и идеологического воспитания населения, вполне закономерен. Ведь представление об истории России начинает формироваться у белорусских учащихся в начальной и средней школе, где изучается предмет «Всемирная история», составной частью которого является история восточных славян, в том числе и России.

Несмотря на то, что сведения о России во всех школьных учебниках крайне ограничены, тем не менее, учащийся все же узнает о том, что Россия принадлежит к славянскому миру, что с помощью скандинавов (нормандская теория преподносится как незыблемая истина) племенам восточных славян удалось создать свою государственность – «Русь», что жители этого государственного объединения «были поставлены перед необходимостью признать новую веру – христианство в виде православия» – («История средних веков. Учебник для 6 класса. Под редакцией В.А. Федосика». – Мн.: «Народная асвета», 1997, стр. 123.).

Причины, побудившие восточных славян принять христианство преподносятся  довольно своеобразным  образом: «Сначала, как гласит предание, князь выслушал пропагандистские выступления представителей мусульман, иудеев, католиков, православных, потом направил людей, чтобы те на месте посмотрели богослужение той или иной религии и оценили их. Только выслушав отчеты информаторов, Владимир начал склоняться к православному варианту христианства».

В белорусских учебниках  значительное внимание уделяется формированию у школьника позитивного отношения к Руси Литовской, которая непосредственно отождествляется с белорусской государственностью, и настороженного, а точнее отрицательного восприятия Руси Московской. Причем, если  намерение великих литовских князей подчинить себе все восточнославянские земли («вся Русь должна быть под Литвой») преподносится  как исключительно положительное явление, то, напротив,  стремление Московского государства собрать наследие Киевской Руси и получить выход к Балтийскому морю трактуются как «экспансионистские».

Идеологическим обоснованием  политики «московского империализма», по мнению авторов белорусских учебников, является  концепция: «Москва – третий Рим». Ее воплощение  и привело к противостоянию «демократической Литвы» и «деспотической Москвы»  в XIV–XV вв. Якобы результатом этой «империалистической» политики явился союз Литвы с Польшей. Так объясняются причины Кревской, Люблинской и Брестской церковной уний.

Освещение периода истории России XVI – XVIII вв. претерпело значительные  изменения в начале 2000-х гг.  Они коснулись не столько состава авторского коллектива, сколько самой концепции русской истории. Если автор разделов о России прежних учебников (до 2002 г.) проф. И.В.Оржеховский стремился показать самобытность России, как многонационального государства, судьбы которой не похожи на исторический путь стран Запада и Востока, то автор новой редакции преподавания российской истории проф. В.С.Кошелев фокусирует внимание на факторе случайности в истории России.

Поэтому в новой версии учебника для 7-го класса содержится потрясающее «открытие»! Оказывается единственной причиной деятельности «Избранной рады» и реформ Ивана IV явились «случившийся пожар и московское восстание 1547 г.» (В.С. Кошелев, Н.Г. Кошелева, В.И. Синица. «Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв.» 7 класс – Мн.: Изд. Центр БГУ. 2004. 2-е издание, стр.149). И таких  примеров исторического невежества можно привести множество.

В освещении истории России на страницах  учебников по всемирной истории заметно  проявились две тенденции: резкое сокращение материалов по истории России и придание образу России устрашающих или карикатурных черт. В 2004 г. было создано обобщающее учебное пособие – «Гісторыя ад старажытных часоў да канца XVIII ст.» для 11 класса средней школы с  12-летним сроком обучения под редакцией В С. Кошелева и  Г.В. Штыхова. В учебнике 55 параграфов. Из них России отведено всего пять (!). При этом основной упор в этом издании сделан на историю стран Европы, в контексте истории которой рассмотрена и история Белоруссии. История же России представлена как история малозначащего, периферийного государства.

«Знания», приобретенные в курсе «Всемирной истории», существенно дополняют и уточняют учебники по «Истории Беларуси». Какой же предстает Россия в глазах современного белорусского школьника? Образ России начинает формироваться при изучении событий истории XIV – XV вв., когда  между Великим княжеством Литовским и Российским государством существовало противостояние из-за «киевского наследства». При этом постоянно подчеркивается агрессивный характер московской политики. Примечательно, что походы на Москву Великого князя Литовского и Русского Ольгерда (1368, 1370, 1372) рисуются как объективная закономерность, а походы Ивана III на пограничные земли с ВКЛ – как агрессия.

С точки зрения авторов названного учебника, именно агрессивная политика Москвы по отношению к Великому княжеству Литовскому послужила причиной заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой, которая также преподносится не иначе как «отечество белорусов».

Создание Московского Патриархата, в свою очередь  проводившего, согласно учебнику,  экспансионистскую политику, привело к заключению Брестской церковной унии (1596 г.). Таким образом, «демократическая» и «веротерпимая» Речь Посполитая противопоставляется «деспотической Москве». Поэтому  последующий крах и разделы Речи Посполитой в конце XVIII в. представляются исключительно делом рук России. Школьник даже не подозревает о том, что в этих политических событиях более активно участвовали Пруссия и Австрия. Порой этих знаний нет и у преподавателя истории, так как вузовские учебники повторяют концепцию школьных.

Подобным же образом трактуется и история Белоруссии XIX века, который  в изложении авторов школьных и вузовских учебных программ,  ознаменовался «русификацией, игнорированием национальной культуры и языка, а также уничтожением национальной церкви (униатской)». Естественным же следствием этих событий является возникновение «национально-освободительного движения». Показательно, что  в учебниках по истории Белоруссии последних поколений исчезли сведения о запрещении в 1696 году в Речи Посполитой русского  (белорусского) языка в качестве государственного.

При этом польское шляхетское движение представляется как белорусское, и, соответственно,  персонажи польской истории становятся «национальными героями Беларуси». Вследствие чего  польские восстания 1794 г., 1830-1831 гг. и 1863–1864 преподносятся  как белорусские, а в качестве  национальных героев выставляются такие одиозные польские деятели как  Тадеуш Костюшко и  Константин Винцент Калиновский. Ну а в качестве исторических злодеев на страницах белорусских учебников выступают победители повстанцев –  великий русский полководец Александр Суворов и виленский генерал-губернатор, защитник православия и белорусских крестьян Михаил Муравьев.

Однако антироссийская обработка сознания белорусских граждан не ограничивается только стенами учебных заведений. Высшая белорусская власть очень гордится созданной за годы правления А. Лукашенко «идеологической вертикалью», которая фактически пронизывает все общество. На всех предприятиях (независимо от форм собственности) имеются заместители руководителей по идеологической работе, в обязанности которых входит систематическое проведение «республиканских дней информирования». Тематика последних определяется Администрацией президента РБ. Кроме того, заместители по идеологии совместно с идеологическим активом (есть в Белоруссии и такой) регулярно повышают свою квалификацию на различных курсах и семинарах, на которых главным пособием выступают разработанные в Академии управления при Президенте РБ учебники по идеологии белорусского государства.

Вот каким представляется русский человек в главных идеологических учебниках Республики Беларусь: «Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм, мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное, трудолюбие и праздность – таковы противоположные начала русского характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный с Востока, причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к свободе» (С.Н. Князев, С.В. Решетников. Основы идеологии Белорусского государства. Учебное пособие для вузов. – МН.: Изд. Академии управления, 2004. С 363).

Этому отвратительному образу русского человека противопоставляется белорус, духовные ценности которого определяет «униатская склонность к компромиссам, героизм католицизма, воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма». Белорусу свойственны также такие черты характера, как: «миролюбие, рассудительность, справедливость, уважение к людям с иным мировоззрением и т.д.». («Основы идеологии Белорусского государства». Учебное пособие для вузов. – Мн.: Изд. Академии управления, 2004; то же в уч. пособии под общей редакцией Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. То же: Я.С. Яскевич. Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы. – Мн., 2004). И надо иметь в виду, что эти учебные пособия выходят многотысячными тиражами.

Не оставили идеологи от власти и такую сферу как отдых и туризм. Так, в ходе автобусной экскурсии по маршруту «Минск – Жировичи» (в Жировичах Брестской области находится крупнейший в Белоруссии православный монастырь), экскурсовод в соответствии с текстом (составитель А.Г. Варавва), утвержденным  министерством спорта и туризма РБ, во время осмотра  у деревни Миловиды места боестолкновения польских повстанцев с русскими войсками доводит до слушателей следующую информацию. «Так и стоят у Миловид до сей поры, как несмирившиеся враги, два разных по содержанию и исполнению памятника: мемориальная каплица с ажурным железным крестом на большом куполе – символ непокоренной воли народа, а напротив нее, через дорогу, – массивный чугунный крест на широкой бетонной плите, прикрывшей могилу карателей (под которыми понимаются павшие русские солдаты – В.Л.)».

Как видим, формирование у населения Белоруссии антироссийского и антирусского сознания поставлено на государственную основу. Правда, советский период истории Белоруссии всячески превозносится. И это не случайно, так как именно в СССР была не только образована (по идеологическим соображениям) белорусская государственность, но и  созданы (в первую очередь, за счет РСФСР) условия для последующего суверенного «плавания» Республики Беларусь.

Конечно, из уст Александра Лукашенко периодически раздаются возгласы о русскости белорусов и братстве с Россией, но это никого не должно вводить в заблуждение. Все эти заявления рассчитаны на российских потребителей, а белорусам предназначены учебники по истории и идеологии, где Россия выставлена в качестве «жахлівай азіяцкай навалы (ужасного азиатского нашествия)».

В последние годы в белорусской гуманитарной сфере (история, идеология, культура) фактически возобладал польский взгляд на исторической прошлое Белой Руси. Доминирование «польщизны» в белорусской исторической науке  активно  работает на окончательный отрыв Белоруссии от России и планы Варшавы по  воссозданию четвертой Речи Посполитой. Пожалуй, самым значительным успехом  «польской пропаганды» является представление польских исторических деятелей национальными героями Белоруссии.

В то же время, на страницах школьных и вузовских учебников нет имен тех белорусов, которые на протяжении столетий отстаивали идею  единства Русской Земли и исконной русскости белорусского народа: Афанасия Филипповича, Леонтия Карповича, Стефана Зизания и многих других. Они до сих пор находятся на «нелегальном» положении в белорусской истории, а деятельность таких светочей всея Руси (которых просто невозможно замолчать) как Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и Георгий Конисский сознательно искажается.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ