Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Экономическая газета. 15.02.08
Анна Мороз
На прошлой неделе подписан Указ Президента № 70, которым внесены изменения в правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. И если большинство новшеств воспринято довольно спокойно, то введение «особых требований» по ряду специальностей вызвало в обществе споры.
Напомним, что ранее министр образования Александр Радьков, анализируя итоги вступительных кампаний, сообщил, что в перспективе для поступления на некоторые специальности абитуриенту, возможно, понадобится рекомендация от органов местной власти. Идею тогда подвергли критике не только оппоненты правительства, но и депутаты.
Позже первый заместитель главы Администрации Президента Анатолий Рубинов, возглавлявший госкомиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы, отметил, что правила поступления требуют некоторой корректировки. Например, на такие специальности, как госуправление или международные отношения, может быть введено обязательное предварительное профессионально-психологическое тестирование.
Идея создания спецкомиссий в местных органах вертикали, которые бы «рекомендовали» или «не рекомендовали» выпускников школ к поступлению в вузы, была отвергнута по форме, но по сути своей пустила корни в законодательстве.
В Указе № 70 говорится о «профессионально-психологическом собеседовании» или «тестировании» в вузах в порядке, установленном Министерством образования. А в перечень специальностей, по которым предъявляются особые требования, попали государственное управление, государственное управление и право, государственное управление и экономика, международные отношения, международное право, правоведение, экономическое право, журналистика, международная журналистика и таможенное дело.
По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича, профессионально-психологическое собеседование или тестирование в вузах — это «взвешенное решение и разумная альтернатива идее создания спецкомиссий в райисполкомах для рекомендации абитуриентов на некоторые специальности».
Депутат уверен, что тестирование позволит молодым людям избежать ошибок при выборе профессии. В интервью для нашей газеты он подчеркнул: и в Беларуси, и в других странах существует «отработанная система выявления личностных параметров человека с помощью профессионально-психологических тестов». В.Зданович считает: перечень профессий, для поступления на которые следует ввести профессионально-психологическое собеседование, необходимо расширить, включив в него педагогов и других специалистов, которым приходится постоянно работать с людьми.
В Министерстве образования журналиста «ЭГ» в подробности посвящать не стали, но сообщили, что готовится документ, в котором будет определен единый порядок профессионально-психологического собеседования и тестирования — форма профотбора будет зависеть от специализации факультета. А их проведение возлагается на вузы.
Пока не понятно, каким содержанием наполнят эти документы сотрудники министерства. Что за стандарты профпригодности намерены там применить? Почему вводится особый допуск к получению профобразования в сфере государственного управления, права, журналистики, а не, например, в медицине, педагогике? Отсутствие достоверной информации открывает широкое поле для предположений.
В странах Западной Европы тестирование такого рода (понятно, что речь идет не о военных и подобных им профессиях) обычно носит рекомендательный характер. И проводится оно не с целью «разрешить — не разрешить», а для того, чтобы подсказать человеку, в каких видах деятельности он добьется наибольших успехов.
У нас же цель инициаторов нововведения, похоже, сводится именно к предварительному отбору «годных» к поступлению в вузы на определенные специальности молодых людей. Причем на принципах, которые еще предстоит разработать. Возникает опасение: не будет ли иногда собеседование использовано для того, чтобы отсеивать под надуманным предлогом неугодных абитуриентов. Ну, например, мыслящих в силу своей талантливости настолько неординарно, что их не поймут закомплексованные жизненным опытом экзаменаторы. Кроме того, не стоит забывать, что значительную роль при таком отборе играет человеческий фактор, особенно во время собеседования. Вдруг не понравится декану прическа или костюм молодого человека?
Остается надеяться, что Минобразования учтет эти аспекты и даст абитуриентам, не прошедшим отбор, хотя бы возможность обжаловать результаты.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |