Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.07.2008. МиК
Накануне неофициального саммита СНГ, состоявшегося в Москве 21–22 февраля, председатель комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева сообщила, что лидеры Абхазии и Южной Осетии планируют обратиться к странам СНГ с просьбой о признании независимости. По ее словам, на желание Южной Осетии «легитимизировать свою государственность» повлиял косовский прецедент.
Другие источники сообщили, что обращение о признании независимости прозвучит не только от Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты, но и от лидера Приднестровья Игоря Смирнова, также принимавшего участие в саммите. В этой связи даже было сделано предположение, что роль косовского прецедента для стран с неурегулированными конфликтами может стать чуть ли не главной темой переговоров. Как утверждала «Независимая газета», Содружеству придется выработать единую позицию по отношению к существующим на постсоветском пространстве непризнанным республикам, а перед этим определить: признавать или не признавать Косово.
Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Россия и Таджикистан уже сказали по этому вопросу свое твердое «нет». Украина заявила, что, скорее всего, Косово признает. Остальные страны СНГ пока держат паузу.
Однако обсуждения проблемы непризнанных государств и влияния на нее косовского фактора в Москве не произошло — вместо этого хозяин саммита Владимир Путин предложил принять программу развития Содружества до 2020 года, а также представил коллегам своего преемника. Но корректировка планов лидеров Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья не смутила. Как заявил Сергей Багапш, «в течение недели — десяти дней состоится встреча глав трех непризнанных республик, где мы выработаем основной план наших дальнейших действий». По его словам, Абхазия в течение нескольких дней подготовит обращение к руководству России и стран СНГ, а также к ООН с просьбой признать независимость республики. «Мы готовим это обращение, и в течение трехчетырех дней оно будет направлено в Госдуму и политическому руководству России и стран СНГ, а также в ООН. Мы рассматриваем перспективы обращения с глубокой надеждой», — сказал президент Абхазии. Разработка обращения является частью совместного плана трех непризнанных республик, добавил он.
Очевидно, желание лидеров непризнанных республик ставит в непростое положение Россию. Ведь, как показала встреча Михаила Саакашвили с Владимиром Путиным, намерение возобновить добрососедские взаимоотношения у сторон есть, и на этом пути поддержка сепаратизма не предусматривается.
Комментируя аспекты двусторонней встречи, глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что Путин заверил Саакашвили, что Россия не признает независимости Южной Осетии и Абхазии. Также «президент особо подчеркнул необходимость строго выполнять все имеющиеся договоренности по урегулированию абхазского и югоосетинского конфликтов при полном учете интересов сторон», добавил Лавров.
Кроме того, по словам главы российского МИД, была затронута тема расширения НАТО. «Владимир Путин подтвердил принципиальную позицию России о том, что мы не видим реальных причин для этого процесса, и подробно разъяснил, какие последствия это может иметь, в том числе для российскогрузинских отношений» — сообщил Лавров.
По итогам переговоров было зафиксировано несколько позитивных направлений возобновления сотрудничества между двумя странами. Как рассказал министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе: «В соответствие с соглашением президентов, в ближайшем будущем будет восстановлено прямое воздушное транспортное сообщение между Грузией и Россией. Ожидается, что со второй половины марта уже станет возможным восстановление авиарейсов. Кроме того, в ближайшее время грузинские и российские эксперты начнут обсуждение вопросов, необходимых для возвращения грузинской сельскохозяйственной продукции на российские рынки, и в том числе, соответствующих технических вопросов, скажем, связанных с регулированием. Кроме того, произойдет восстановление почтовой коммуникации и движения писем и почтовых посылок. Произойдет снятие визовых ограничений для тех категорий граждан, которые пока еще не могут получать визы в российском посольстве. Кроме того, ускорится ремонт на пограничном КПП Верхний Ларс с целью его скорейшего открытия, чтобы восстановить прямую сухопутную транспортную связь между Российской Федерацией и Грузией».
Чем объясняется готовность России нормализовать отношения с Грузией?
Желанием уходящего президента оставить как можно меньше внешнеполитических проблем своему преемнику? Или Москва рассчитывает восстановить дружбу с Тбилиси в обмен на то, что Грузия остановит свое сближение с НАТО? И если она согласится не спешить в этом вопросе, то и признание Абхазии и Южной Осетии будет отложено? Притом что в одностороннем порядке признать их не возбраняется другим членам СНГ? Можно ли в принципе разрешить проблему непризнанных, особенно когда мир так стремительно признает независимость Косово? На эти вопросы МиК ответил Михаил Александров, заведующий Отделом Закавказья Института стран СНГ:
Я думаю, что сейчас их признавать никто не будет. Этот вопрос будет отложен, в то же время, я думаю, что есть попытка достичь определенного сговора с Саакашвили, что он не будет вступать в НАТО, а мы не будем признавать Абхазию и Южную Осетию. Весь сыр-бор ведь начался изза того, что Саакашвили сказал, что мы ориентируемся на Запад, нам не нужны российские базы на нашей территории, он хочет там западные базы разместить. Но нас это не устраивает, и тогда мы говорим: вступай в НАТО, но без Абхазии и Южной Осетии. Если же он отказывается от вступления в НАТО, подписывает с нами соглашение о неразмещении на своей территории военных баз третьих стран, то естественно, мы в этом случае пойдем на определенные уступки, и не будем признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. И будем способствовать тому, чтобы была достигнута какая-то договоренность по урегулированию конфликта, например, мы могли бы создать там такие протектораты, чтобы наши войска там находились — в Абхазии и Южной Осетии. А эти республики бы заключили с Грузией договор о союзном государстве — типа плана Козака, но только в другом варианте. Вот был план Козака в отношении Приднестровья, а здесь могло бы быть чтото подобное, но со своими особенностями. И мы бы тогда работали в этом направлении.
Но если Саакашвили не пойдет нам на уступки, то, естественно, мы будем наблюдать за ним, и как только у него появится возможность вступить в НАТО, мы сразу же признаем независимость Абхазии и Южной Осетии.
А почему он должен идти нам на уступки? Чем мы его можем заинтересовать? Чтобы он согласился на протекторат, наши войска в Абхазии и т.д.
Ну, мы тем и заинтересовываем, что мы тогда не будем признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Это для него важнейший вопрос. Но поскольку Саакашвили даже ментально ориентирован на Запад, то вполне возможно, что он нас попытается обмануть. Поэтому я бы на месте нашего руководства не особенно ему доверял.
Также я считаю, что нам надо использовать косовский прецедент для того, чтобы повысить уровень отношений с Абхазией и Южной Осетией, обменяться каким-то официальными миссиями связи — не посольствами, свидетельствующими об официальном признании, а миссиями связи, которые бы были официальными, обменивались информацией. Надо также создать свободное экономическое пространство с этими государствами. То есть, это будет такой последний сигнал Саакашвили. Если он не идет на наши условия, то он вообще теряет эти государства.
Ну, а чем мы можем заинтересовать Южную Осетию и Абхазию? Только материальными стимулами?
Ну, Южная Осетия просто хочет присоединиться к Северной Осетии, здесь даже и вопросов никаких нет, так как речь идет о воссоединении нации. А абхазы хотят получить независимость. Мы их пока формально не поддерживаем — их стремление к независимости, но мы обеспечиваем их безопасность от Грузии, и делаем так, чтобы их интересы учитывались на переговорах с Грузией и другими членами международного сообщества.
И, естественно, мы — главный экономический партнер Абхазии, и ее главный политический партнер. Мы по всем соглашениям выполняем миротворческие функции в Абхазии и Южной Осетии. Это тоже важный интерес для них.
Это то, что касается непосредственно этих республик. А еще есть такая проблема — как относиться к Косово, к этому прецеденту? И я думаю, что страны СНГ и Россия могли бы принять общую резолюцию с осуждением косовского прецедента, в которой должно быть заявлено, что мы не поддерживаем объявление независимости Косово и осуждаем те страны, которые это сделали. Это создает опасный прецедент и т.д. Я думаю, что Россия попытается подготовить такую резолюцию и провести ее, и если кто-то попытается отказаться от ее принятия, то тогда к ним спокойно можно применять территориальные претензии и отделять от них различные регионы.
А Вы думаете, что Багапш и Кокойты могут отказаться от своих требований? Если, конечно, Россия с ними как-то договорится.
Я не думаю, что они откажутся. Просто пройдет достаточно много времени, прежде чем в этих республиках придет к власти новое поколение, которое не помнит войны, и не участвовало в ней. И они уже могут пойти на компромисс. Грузия должна понять, что на это уйдет много времени. И это не то, что сейчас Саакашвили согласился, а на завтра все вопросы решены. На это уйдет лет 15–20 — на решение этих вопросов, но они должны быть к этому готовы.
А как Вы считаете, есть какие-то позитивные ожидания от возможного урегулирования отношений с Грузией? Ведь соседняя страна, сколько с ней воевать то можно?
Да нет никаких позитивных ожиданий. Пока Грузия не изменит свою политику, радикально, и пока не будет считаться с интересами России, прежде всего, в области безопасности, и не откажется от силовых методов решения конфликтов с Южной Осетией и Абхазией, ни о каком улучшении отношений не может быть и речи. Хотя сейчас вроде бы договорились о восстановлении воздушного сообщения, и министр иностранных дел Грузии заявил, что Россия пустит грузинские товары. Но я удивлюсь, если это будет сделано до того, как Грузия продемонстрирует реальные шаги навстречу России по части Южной Осетии и Абхазии. Если же это будет сделано просто так, авансом, то я буду наших дипломатов считать за людей очень недалеких. Потому что кто же верит на слово, тем более, Саакашвили, который уже не раз обманывал.
Так что, может быть, грузинская сторона пока выдает желаемое за действительное и рассчитывает на то, что Россия опять поверит пустым обещаниям. Но наши могут и не поверить.
А как Вы думаете, смена власти в России как-то изменит ее политику на постсоветском пространстве, и ее отношения с Грузией? Или жесткий курс будет сохранен?
Ну, Медведев же преемник Путина. Значит, будет преемничество курса. И никаких изменений не будет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |