Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.02.2008. Литер (Казахстан)
Досым Сатпаев
С момента распада соцсистемы, когда появилось большое количество новых государств, еще не возникало прецедента, чтобы при поддержке некоторых западных стран на мировой карте появилась новая государственная единица.
Прецедент с Косово интересен хотя бы потому, что создается абсолютно новое государство при серьезном расколе внутри международного сообщества по поводу признания независимости Косово. Налицо множество важных моментов, препятствующих гладкому прохождению процедуры создания независимой страны.
Во-первых, внутри Совета Безопасности ООН нет единой позиции по этому вопросу. Россия и Китай выступают против. Понятно почему. У них самих есть проблемы с сепаратизмом. Как у России была проблема с Чечней, которая сейчас более-менее отрегулирована, так и у Китая трудности с Тибетом и СУАР. Кроме этого, насколько я знаю, против признания Косово в качестве независимого государства выступили другие страны, где также существуют проблемы с сепаратистскими движениями, начиная от Кипра и заканчивая Испанией.
Понятно, что многие страны, в том числе и члены ЕС, опасаются, что появление нового государства не решит проблему стабильности на Балканах. Сербия объявила о том, что ни в коем случае не признает независимости Косово. А это значит, что Сербия будет находиться в состоянии холодной войны с Косово, и это навряд ли поспособствует обеспечению порядка и стабильности на Балканах.
Вторая проблема, перед которой встало мировое сообщество после того, как Косово официально объявило о своей независимости, – это может дать пример и другим территориям, которые в рамках тех или иных государств претендуют на независимый статус. На территории СНГ в свое время было даже создано содружество непризнанных государств, в которое вошли Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия. И они запросто могут заявить о том, что имеют такие же возможности для создания независимого государства, как это сделало Косово. То есть не исключена цепная реакция со стороны сепаратных территорий.
Третий момент, который важно учесть в этом вопросе – обретение Косово независимости сильно ударит по экономическим интересам ЕС. Экономика Косово находится в серьезном упадке, а Албания, о соединении с которой в свое время говорили в Косово, вряд ли экономически сможет помочь новому государству. Разумеется, тогда все экономические расходы лягут на бюджет ЕС. Учитывая некоторую экономическую стагнацию в мире, серьезные экономические проблемы возникают у многих европейских стран, поэтому мало кто захочет брать себе на шею дополнительную обузу в лице Косово.
Одно дело публично и красиво заявить о готовности признания независимости Косово, и совершенно другое – продолжительное время финансово поддерживать эту экономически неблагополучную территорию.
Да и с позиции самого Косово одно дело объявить себя независимой страной, другое – быть ею. Ведь независимость государства подразумевает наличие нормальной экономики, самостоятельной внешней политики и нормальных взаимоотношений с соседями. Лично у меня возникает ощущение, что Косово постепенно превратится в марионетку в руках США, которые, кстати, были одними из ярых лоббистов независимости Косово. Эта ситуация не может не вызывать раздражения и Китая, и России, и других стран, на глазах которых мнение Совета Безопасности ООН было проигнорировано, а международное право попрано.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |