Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

А.Грозин: «Дестабилизировать ситуацию в Таджикистане можно за $1,5 млн»

25.03.2008. KM.RU

А.Грозин

На днях госсекретарь США Кондолиза Райс объявила о создании в Государственном департаменте особой должности — спецпредставителя по вопросам международной энергетики. Предполагается, что он будет координировать внешнюю политику США по энергетическим вопросам и в частности заниматься Центральной Азией и Каспийским регионом.

Я бы сказал, что своим решением Райс не открывает для нас никакой Америки. Просто США пытаются контролировать ситуацию в этом регионе. Им необходимо создать должность (и аппарат вокруг нее), чтобы вплотную заниматься этими вопросами. Пока еще трудно сказать, каким образом будет работать новое подразделение Госдепа. Сколько бы мы ни говорили о том, что американцы очень эффективно «въезжают» во все наши проблемные сферы, тем не менее многих вещей они не понимают. Я считаю, что и американцы, и европейцы сейчас смотрят на Прикаспий и Центральную Азию как на регион, который они не слишком хорошо понимают, но хотели бы прибрать к своим рукам. Поэтому будущий спецпредставитель, скорее всего, и будет решать эту задачу. Он попытается наладить личные контакты с руководством центральноазиатских государств, чтобы внушить им ряд мыслей. В частности о том, что контроль со стороны США станет для этих государств не только предопределяющим, но еще и весьма желательным.

Американцы, конечно, обеспокоены тем, как будет вести себя Россия в новых условиях, когда ситуация вокруг Косово развивается самым активным образом. Ясно, что «посткосовский» мир будет совсем иным. И многие государства, которые пока еще не сформулировали свою позицию по отношению к этой быстро меняющейся действительности, будут «искать новые берега» и основы для своей политики. Это касается как Прикаспия, так и Центральной Азии. Причем очень большое количество вопросов найдет свой ответ после того, как состоится неформальная встреча глав постсоветских государств с постсоветскими руководителями РФ. Видимо, после этого многое определится. Пока у меня складывается ощущение, что и на Южном Кавказе и в Центральной Азии все очень серьезно обеспокоены американской позицией по поводу признания независимости Косово. В то же время никто еще пока не определил для себя окончательно, как себя вести в этой ситуации, с кем контактировать и к кому «прислониться».

Можно посмотреть на реакцию Казахстана, Киргизии, Таджикистана или Китая. Все говорят о том, что американский подход к решению косовской проблемы вызывает кучу вопросов. Но пока никто еще не знает, к какому берегу в такой ситуации следует пристать. Я думаю, что и для азиатов, и для Южного Кавказа неопределенность закончится на неформальном саммите глав государств СНГ. Потому что они встретятся с руководством России (в том числе с людьми, которые наверняка будут избраны подавляющим большинством российских граждан в качестве будущих легитимных представителей власти РФ). После этого наши южнокавказские и центральноазиатские друзья определят, с кем им дружить и на каких основах.

Возвращаясь к ситуации вокруг Косово, понятно, что американцы пытаются решить эту проблему, утверждая, что косовский вопрос якобы не имеет никаких аналогий. А поэтому он не может быть распространен в перспективе на другие страны. Однако все прекрасно понимают, что это вещь отнюдь не единичная. На наших глазах кардинальным образом меняется геополитическая картина мира. И в Таджикистане, и в Киргизии, и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Туркмении все четко понимают, что следующим шагом во внедрении «косовского варианта» в мировой процесс могут стать и эти государства. Там понимают, что воинствующий сепаратизм (а тем более с учетом заинтересованного влияния извне) актуален для всех. Он актуален даже для такой экономически состоятельной страны этого региона как Казахстан. Здесь есть проблемы с Синдзяном, есть проблемы русского, узбекского, туркменского, таджикского меньшинства. То есть если заинтересованно взяться за Казахстан, то я не вижу никаких причин для того, чтобы не попытаться что-то сделать с этой страной. Тем более если учитывать, что в последнее время эта республика очень четко заявляет о том, что она хотела бы пересмотреть ранее заключенные контракты с иностранными транснациональными корпорациями в пользу государства.

Понятно, что это вызов, с которым определенно нужно что-то делать. На примере Венесуэлы мы видим, как Америка реагирует на подобные вызовы. Как говорится, это дело техники. Если можно отделиться косоварам, то почему этого нельзя сделать уйгурам, узбекам или даже русским? Вот почему совместные энергетические проекты среднеазиатских государств имеют четкую политическую мотивацию. Но для того, чтобы у этих государств возникли какие-то проблемы, не требуется даже каких-то особых серьезных воздействий. Например, я слышал о том, что для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Таджикистане, достаточно вложить 1,5 млн долларов в определенную часть элиты. И вся страна пойдет вразнос. Особенно с учетом того, что это бедная страна, в которой существует множество дестабилизирующих факторов. Хотя Россия, конечно же, абсолютно в этом не заинтересована. Так же, как Китай и персы. То есть государства, которые непосредственно граничат с постсоветскими республиками, не хотели бы допустить сценарий, когда кто-то заинтересованно раскачивает ситуацию в этом регионе. Но силы, которые находятся вне его, это вполне могут сделать. Я, вообще, не думаю, что через 10 лет та географическая карта, которую мы сейчас имеем, сохранится в нынешнем виде. И Косово наглядно демонстрирует, что отныне всем все можно. Главное, чтобы у таких народов была хотя бы минимальная внешняя поддержка и деньги.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ