Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Филипп Казин, руководитель отдела СНГ информационного агентства «Инфо-ТАСС «Санкт-Петербург»
Спустя одиннадцать лет существования Содружества Независимых Государств мы подошли к этапу, когда наряду с подведением итогов необходимо обозначить новые приоритеты развития Содружества в XXI веке. В то же время все более насущной является задача практической реализации концепции «Русского мира» как способа консолидации русского народа, представители которого живут сегодня во многих и многих странах. Эти две задачи сегодня стоят перед Российским государством и в концептуальном и в практическом смысле. Отсюда следует необходимость определения точек пресечения этих двух направлений деятельности, а также принципиальных различий, которые возможно приведут нас к выводу о том, что смешивать две концепции не стоит, а более предпочтительно рассматривать их как параллельные сферы деятельности.
Время, в которое мы живем, характеризуется крайней нестабильностью и непредсказуемостью развития глобального и, в частности, евроазиатского пространства. Исчерпаемость ресурсов, девальвация гуманистических ценностей, доминирование потребительского сознания, постепенная потеря контроля общества над технологией и, как следствие, угроза неконтролируемых экологических, демографических и социальных катастроф, террористических актов и иных катаклизмов заставляет все более серьезно относиться к региональной интеграции как элементу ответа на указанные вызовы. Представляется, что будущее человечества за взаимодействием больших социально-экономических пространств, которые станут ключевыми субъектами международных отношений в XXI веке. Формирование таких пространств происходит сегодня по всему периметру границ Содружества (Европейский Союз, мусульманский мир, Китай и страны Юго-Восточной Азии, государства Северной Америки и т.д.). В этом контексте пост-советский регион представляет собой потенциальное самостоятельное большое пространство – субъект мировой системы XXI века. Здесь ключевая роль СНГ, как организации институционально интегрирующей пост-советские государства, несомненна, и в этой связи представляется совершенно необходимым усиление роли и реальное укрепление статуса всех существующих структур Содружества. Движение по пути интеграции должно стать принципиальным ответом пост-советских стран на вызов глобализации. Содружеству требуется новая историческая перспектива – идейный импульс, который сделает простым и понятным для всех ответ на вопрос, куда идут государства-участники СНГ и как это способствует реализации их законного права быть активными субъектами мирового исторического процесса..
В частности, думается, что не раз упоминавшийся здесь термин «пост-советское пространство» и «пост-советская интеграция» имеет определенные пределы использования. Этот термин обращен в прошлое, т.к. апеллирует прежде всего к общей истории. Объективно, советское наследие является важным интегрирующим фактором Содружества, т.к. в СНГ входят только государства, образовавшихся после распада СССР. Однако, ясно, что интеграция есть отнюдь не только и не столько следствие пост-советской инерции, сколько процесс сближения, имеющий в основе взаимный интерес, обращенный в будущее. Страны так называемого «пост-советского пространства» нуждаются в интеграции прежде всего потому, что это объективный глобальный процесс, который происходит во всех регионах мира в силу своей выгодности для участников.
Следовательно, необходимо отказаться от трактовки СНГ как механизма плавной и безболезненной переориентации бывших союзных республик на связи с третьими странами вместо связей друг с другом. К сожалению динамика взаимного товарооборота, в СНГ в последние годы дает почву именно для таких выводов. [1] Отсутствие роста взаимного товарооборота после периода его резкого сокращения в начале 90-ых годов заставляет признать тревожный факт, что СНГ де-факто функционирует как механизм «цивилизованного развода».
В последние годы усиливается понимание того, что взаимное сотрудничество есть благо, а не досадная необходимость, связанная с последствиями созданного в СССР единого производственного комплекса. Это дает повод рассчитывать на то, что центробежная эйфория прошлого десятилетия постепенно сменится прагматизмом сотрудничества. Пост-советская наследственность не должна более восприниматься, как основная предпосылка существования СНГ, а перейти в разряд исторического фона взаимодействия. На первый план должна выйти задача построения эффективного регионального экономического блока, способного в условиях жесткой конкурентной борьбы в рамках глобальной экономики представить на мировой рынок конкурентоспособные товары и услуги. Только совместное преодоление социально-экономических проблем и опора на внутренние ресурсы может позволить странам СНГ в перспективе выйти на сравнимые со странами ЕС экономические показатели. Именно этот подход должен лечь в основу новой стратегии СНГ, ориентированной на будущее.
Интеграционный потенциал СНГ поистине неисчерпаем. Основной вопрос состоит в том, чтобы найти адекватные пути его реализации. Здесь надо отметить, что при всей важности экономического измерения сотрудничества нельзя забывать о его тесной связи с политическим, культурным, информационным, гуманитарным взаимодействием. Инициатива снизу есть: стремление к взаимодействию выражает бизнес-сообщество, общественные организации, широкие массы населения. Слово за правительствами и политическими элитами наших стран. Они должны всемерно способствовать созданию условий для всесторонних контактов, которые, в свою очередь, будут содействовать расширению возможностей для бизнеса найти пути взаимовыгодного взаимодействия с партнерами в странах Содружества. Разумеется, очень многое здесь будет зависеть от успеха экономических реформ в государствах СНГ и скорости их выхода на экономические показатели, по крайней мере, стран Центральной Европы. В этом контексте основной упор должен быть сделан на развитии высокотехнологичных производств, реализации совместных инфраструктурных проектов (строительство транспортных коридоров, трубопроводов, линий электропередач и т.п.), поддержании и использовании научного и образовательного потенциала стран СНГ.
Итак, суммируя позицию по поводу того, что такое СНГ сегодня и в чем должна состоять стратегия его развития в XXI веке можно сказать следующее: СНГ – это группа государств, составляющих потенциальное большое социально-экономическое пространство, наличие которого выгодно странам в него входящим, т.к. позволяет им сообща выступать на мировом рынке товаров и услуг в условиях глобализации. Экономическое сотрудничество, совместный выход на мировые рынки таким образом, должен стать приоритетным направлением развития СНГ.
Концепция Русского мира на мой взгляд, имеет совершенно иную направленность. В ее основе лежит национальная и культурная идентичность, т.е. причастность людей к русской нации (русскому народу) и русской культуре, выраженная в том, что они считают себя русскими и/или считают русский язык своим родным языком.
В определении нации, которое дает Эрнст Гельнер в своей книге «Нации и национализм» содержится чрезвычайно важная в данном контексте мысль: Помимо того, что люди должны принадлежать к одной культуре, разделять систему идей, знаков, ассоциаций, путей поведения и взаимодействия, признавать друг друга в качестве принадлежащих к одной и той же нации, они должны еще принимать вытекающие из этого права и обязательства. [2] Последнее я считаю наиважнейшим критерием. Те люди, которых мы планируем объединить в рамках русского мира должны осознавать, что их причастность к этому миру накладывает на них определенные обязательства перед другими участниками русского этого мира по причине того и только того, что они принадлежат к этому миру. Последнее же возможно только в том случае, если эти люди считают себя русскими и/или считают русский язык своим родным языком.
Из сказанного следует, что далеко не все граждане Российской Федерации принадлежат к Русскому миру. Это следует четко обозначить, прежде чем приступать к реализации культурных, информационных, политических и экономических проектов в рамках концепции Русского мира. Точно так же к русскому миру принадлежат далеко не все жители СНГ и уж тем более не все жители дальнего зарубежья, владеющие русским языком. В противном случае мы должны были бы назвать нашу концепцию «Русскоязычный мир», что, очевидно, принципиально нечто другое, чем «Русский мир». Знание русского языка и способность читать Пушкина и Достоевского в подлиннике отнюдь не является признаком принадлежности к Русскому миру. Я вполне свободно владею английским языком и читал Диккенса и Шекспира, что однако не дает мне повод считать, что я принадлежу к английскому миру.
Почему столь большое внимание я уделяю тому, кто должен и кто не должен относиться к Русскому миру? Причина в том, что цель концепции «Русский мир» я вижу в том, чтобы практически содействовать консолидации русского народа в целях сохранения и развития русской культуры, традиций и духовности, но наряду с этим, укреплять российское государство за счет использования интеллектуального, духовного и экономического потенциала русской диаспоры за рубежом. В качестве модели взаимодействия русской диаспоры и материнского государства представляется весьма полезным и показательным опыт взаимодействия государства Израиль и еврейской диаспоры. Израиль помогает диаспоре а диаспора помогает Израилю, например, лоббируя его интересы в тех странах, где еврейская община пользуется авторитетом и влиянием. Организация подобного рода системы взаимоотношений между российским государством и русской диаспорой, по моему мнению, и должно быть целью реализации концепции «Русский мир».
Для этого требуется создание международной ассоциации «Русский мир», в которую бы вошли все заинтересованные русские организации планеты. Практическую деятельность организации следовало бы начать с широкого мониторинга, призванного определить современное состояние русского мира, его структуру, численность, географию и проблемы. Далее необходимо провести в Москве международную конференцию «Русский мир», на которой избрать постоянно действующее правление ассоциации, ответственное за текущую деятельность.
На начальном этапе деятельность организации должна быть направлена на решение следующих задач:
1. разработку системы мер по содействию миграции русского населения в Россию из стран Средней Азии и других регионов, где русских относительно мало и их жизнь осложнена бытовой или государственной русофобией.
2. разработку системы мер по поддержке русских диаспор в тех странах, где русская община многочисленна, но нуждается в организующем начале, способном сплотить ее вокруг защиты собственных прав.
3. формулирование пропаганда стратегии внешней политики России, ставящей отношения с теми или иными государствами в зависимость от соблюдения ими прав человека в отношении своих русских и русскоязычных жителей.
4. лоббирование идеи создания государственного органа (министерства, комитета), ответственного за работу с русской диаспорой, в котором были бы объединены функции, распределенные сегодня между различными ведомствами (МВД, министерство по делам национальностей, МИД и т.д.)
Ключевой вопрос, разумеется, кто будет платить за все это? Здесь свое слово должно сказать российское государство, как путем частичного финансирования учредительных мероприятий, так и путем привлечения спонсорских средств за счет налоговых льгот. Политическая, информационная и административная поддержка со стороны государства будет также необходимой, т.к. создаст условия для эффективного менеджмента проекта связанного в частности с традиционными механизмами привлечения спонсорских средств (PR, реклама и т.п.)
Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: эффективность деятельности подобной организации может быть обеспечена лишь при условии предельной ясности того, по каким критериям определяется принадлежность к русскому миру. Численность русского мира такова, что не требует искусственного расширения. Более важно избежать аморфности и расплывчатости, которые могут возникнуть, если под понятие «Русский мир» подгонять всех владеющих русским языком. Русский мир должен объединять тех, для кого он является своим, «родным» а не одним из миров, с которым человек может себя ассоциировать в силу общей культуры и образованности.
В заключение возникает вопрос о пересечении концепций пост-советской интеграции и Русского мира. Их главное сходство состоит в том, что обе являются ответом России на вызов глобализации: СНГ – в социально-экономической сфере, русский мир - в идейно-политической. И то и другое чрезвычайно важно, но при этом эти две концепции не стоит смешивать. Надо отдавать себе отчет в том, что они функционируют на разных направлениях. Интеллектуальный и материальный капитал может перетекать с одного направления на другое и обратно, но вписывать все СНГ в Русский мир будет такой же ошибкой как, скажем, рассматривать русских за границей как наиболее выгодных партнеров по бизнесу, потому что они русские. У каждой из этих концепций есть свои, приоритеты, задачи и механизмы реализации. Обе выгодны для нашей страны и народа. В этом их ключевое сходство и нам следует всемерно способствовать тому, чтобы они были реализованы на практике.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |