Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
1. В настоящее время разворачивается дискуссия о геополитической расстановке сил в грядущей реальности, о контурах новой, постепенно складывающейся постиндустриальной цивилизации. Наряду с такими общечеловеческими проблемами, как борьба с терроризмом, сохранение устойчивой среды обитания, сохранение экономической и политической стабильности, все большее внимание начинает занимать проблема роли национального государства в глобализованном мире. Геополитические реалии приводят к замене национальных государств транснациональными сетевыми структурами. Разработаны и широко обсуждаются несколько конкурирующих между собой проектов. Это «Атлантический проект», опирающийся на мощь США, «Европейский проект» (проект Объединенной Европы), «Китайский проект» (проект модернизации экономики) и некоторые другие.
2. Россия может и должна разработать свой собственный цивилизационный проект. Этот проект будет отличаться от перечисленных выше проектов, прежде всего стартовыми условиями. Все вышеперечисленные проекты могут быть охарактеризованы, как проекты благополучные. Российский проект, по сути, является антикризисным.
Прежде всего, в России на исходе нынешнего десятилетия начнут вступать в жизнь так называемые «малочисленные поколения»: дети, появившиеся в период критического спада рождаемости начала 90-х годов. Возникшая ситуация, которую с полным правом можно назвать демографической катастрофой, будет определять специфику российской действительности еще долгое время. Россия может оказаться не в состоянии обеспечить кадрами даже минимальные свои жизненные потребности: образование, медицину, армию и т.д. Дефицит работоспособного населения будет нарастать с каждым годом, в итоге контроль над обширными российскими территориями может быть необратимо утрачен.
Во вторых, жизненный тонус россиян, проживающих в метрополии и ближнем зарубежье удручающе низок. Наиболее высокой пассионарностью обладают диаспоры дальнего зарубежья.
И, наконец, практически полностью отсутствует связанность диаспоральных сообществ между собой и с метрополией.
3. Россия в XX веке образовала несколько мощных эмиграционных волн. Причем, интенсивность этого этнокультурного явления была так велика, что, скорее, можно говорить о необычной форме экспансии. В результате образовались громадные мировые диаспоры бывших российских и советских, необязательно русских людей, тем не менее идентифицирующих себя с русской культурой. Численность этих диаспор сопоставима сейчас с численностью населения современной России.
Вполне очевидно, что россиянам выгодны преуспевающие эмигранты и диаспоры. Равным образом, эмигранту нужна стоящая за его спиной преуспевающая и «уважаемая» метрополия. Тем самым, к культурным, языковым, общечеловеческим мотивам сотрудничества разделенного русского народа добавляются экономические соображения.
Выиграют от такого объединения обе стороны.
Диаспоры обретут культуру, которая придаст их пассионарности исторический смысл, а Россия получит ту жизненную энергию, которой ей в последнее время катастрофически не хватает.
Дополнительным потенциалом обладают русские диаспоры стран Балтии и СНГ. Тридцать пять миллионов русскоговорящих граждан в бывших советских республиках - цифра, не нуждающаяся в комментариях. Освоение громадных территорий России, то есть «внутренняя колонизация», которая могла бы ослабить демографическую катастрофу, - задача, решаемая именно за счет русских диаспор постсоветского пространства. Здесь вкладом диаспор в создание Русского мiра послужат людские ресурсы, а вкладом России - свободные земли и мощная сырьевая база, требующая квалифицированной разработки. Помимо этого со стороны метрополии потребуется создать такие условия (политические, экономические, моральные), при которых реэмиграция стала бы привлекательной.
4. Реализация потенциала русской диаспоры на благо России невозможна без создания новой общности - Русского мiра. Мiра, представляющего собой связную совокупности множества людей, мыслящих на русском языке, сознательно или бессознательно позиционирующих себя в рамках русской культуры.
Речь идет о возникновении принципиально нового типа государственности.
Структурную связность такого государственного образования обеспечат современные информационные технологии. Гражданство на основе культуры создаст «фрактальный мiръ», границы которого пройдут там, где будут жить его граждане.
Культуры, тем более, мировые, вообще не имеют четко определенных границ. Реальностью становится сосуществование мировых суперэтносов, и Россия в силу специфики, вызванной особенностями развития, имеет все шансы реализовать новые геополитические потенции.
В тоже время, создание Русского мiра невозможно при сохранении положения, когда Россия, укрепляя политические, культурные и экономические связи с зарубежными странами, игнорирует соотечественников, проживающих в этих странах. Дипломатические представительства нашей страны, должны стать одними из центров интеграции русских диаспор, быть для них открыты и полезны.
5. Образование Русского мiра имеет конечной целью создание условий, при которых Россия и Русский мiръ заняли бы подобающее место в мировой табели о рангах, а граждане Русского мiра получили бы возможность жить достойной жизнью (в материальном и духовном смысле), не зависимо от места своего географического обитания.
6. Участники Международной конференции «Русский мiръ - проблемы и перспективы» поручают Международной ассоциации «Русская культура» стать организатором и координатором Проектной группы, целью которой является формирование условий для построения единого жизненного пространства разделенной нации, создание работоспособных механизмов культурного, научного, технического, правового, экономического взаимодействия русских диаспор и российской метрополии.
Основные задачи Проектной группы могут быть сформулированы следующим образом:
воздействие, прежде всего, через электронные СМИ на социальную психологию разделенного русского народа с целью формирования позитивного мироощущения;
введение в мировой информационный оборот смыслов Русского мiра;
организация единого информационного пространства, как технологической основы Русского мiра;
организация единого образовательного и научного пространства;
разработка основ формирования новой эмиграционной политики России;
постановка проблемы единого правового пространства Русского мiра;
лоббирование проведения через Федеральное собрание РФ законодательных актов, направленных на «учреждение» и укрепление Русского мiра.
7. Участники конференции всецело поддерживает идею образования Русского мiра и считают необходимым предпринять ряд практических мер, способствующих ее возникновению.
К таким мерам следует отнести:
а) Образование Проектной группы, которая могла бы развернуть концепцию Русского мiра по стратегическим направлениям:
• философия (объединяющее мировоззрение) Русского мiра;
• политическое устройство Русского мiра;
• социальное устройство Русского мiра;
• экономическое устройство Русского мiра.
• образовательное устройство Русского мiра.
б) Подготовка предложений по целому ряду законов , таких как:
• о языковом гражданстве;
• о национальном русском банке;
• об информационном и политическом статусе эмигранта.
в) Создание на основе концепции глобального организационного проекта по овеществлению Русского мiра.
г) Создание пакета частных проектов по организации структурной общности России и русских диаспор.
Первыми практическими шагами по построению Русского мiра могут быть:
• мониторинг русских диаспор по параметрам финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов;
• лоббирование конкретных проектов русских диаспор, направленных на развитие и укрепление связей диаспор и метрополии, на повышение статуса русских диаспор в стране проживания;
• помощь представителям общественных объединений диаспор в контактах с административно-управленческим аппаратом Российской Федерации;
• организация единого «русского» информационного пространства, как технологической основы Русского мiра;
• организация единого образовательного и научного пространства, создание глобального университета Русского Mipa;
• введение в мировой информационный оборот смыслов Русского мiра; разработка единого правового пространства Русского мiра;
• создание «Русского диаспорального банка» для аккумуляции средств по финансированию конкретных проектов
• проведение сетевых круглых столов по вопросам:
разработки эффективной миграционной политики;
юридической защиты соотечественников за рубежом;
экономической интеграции;
образования и науки;
• проведение сетевых конференций:
разделенная русская нация - пути преодоления кризиса;
демографический кризис и вопросы детства;
СМИ и проблемы единого информационного пространства;
единое культурное пространство - проблемы и решения;
единое образовательное и научное пространство.
Конференция полагает, что в эпоху нового глобального переустройства мира у России есть шанс обеспечить себе достойное будущее.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |