Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
На заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы (далее – Комитет) 6 марта был рассмотрен вопрос о деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее - Комиссия). Два основных докладчика: Ответственный секретарь Комиссии А.В.Чепурин и первый заместитель председателя Комитета К.Ф.Затулин – представили депутатам свой взгляд на состояние дел и перспективы деятельности по поддержке российских соотечественников за рубежом. Из 8 депутатов, которые выразили желание работать в Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, только двое – К.Ф.Затулин (фракция – Единая Россия)) и В.С.Никитин (фракция КПРФ), работали в Комитете в прошлых созывах, поэтому А.В.Чепурина о деятельности Комиссии на заседании Комитета 6 марта был не только отчетом, но и ознакомительной лекцией, которая была выслушана с неподдельным интересом. Ниже публикуется выдержка из стенограммы заседания Комитета с его выступлением.
Председатель Комитета А.В.Островский (фракция ЛДПР) выразил сомнение в актуальности распространения финансовой поддержки соотечественников, проживающих в странах традиционного зарубежья. Не лучше ли сосредоточиться на поддержке соотечественников в постсоветских странах, с тем, чтобы усилить их влияние в странах проживания, где они, поскольку их там проживает много, пришли бы в законодательную и исполнительную власть и смогли бы решать свои проблемы уже через государственные механизмы этих стран? Отвечая на это замечание, А.В.Чепурин пояснил, что средства, выделяемые на «дальнее» зарубежье - это 71 страна - составляют 10%, а остальные средства – 90% - уходят в 14 постсоветских республик. Выделяются средства только на проекты, поддержанные посольствами России, и в основном это связано с мероприятиями по поддержке русского языка, культуры, с развитием образования на русском языке.
А.В.Островский подчеркнул, что Россия не использует уже имеющиеся возможности и достигнутые договоренности об открытии филиалов российских вузов во многих постсоветских государствах, не развивает общую сеть вещания радио и телевидения. Он уверен также, что прежде чем вносить изменения в закон о соотечественниках, надо бы спросить самих соотечественников, что им мешает в этом законе. Может быть нужно сделать, чтобы этот закон лучше работал, а не заниматься его перекройкой? Он также проинформировал, что принято решение о восстановлении Совета соотечественников при Государственной Думе, который был создан в 1995 году, в первом созыве Государственной Думы, по инициативе председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, которым тогда был К.Ф.Затулин.
В.С.Никитин, являющийся одним из инициаторов Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», назвал нынешнюю ситуацию «имитацией» деятельности по поддержке соотечественников. Россия явно проигрывает в наступательности борьбы за «русский мир». Например, в американских вузах бесплатно обучаются 200 человек из прибалтийских республик, а в российских – только 15. Европа сейчас открыта для всех жителей Прибалтики, в том числе и для наших соотечественников, которые остаются «негражданами» в Латвии и Эстонии, а Россия отгораживается от соотечественников железными шлагбаумами. Пора определиться, считает В.С.Никитин, что Россия - ядро русской цивилизации, и на нашей стране лежит ответственность за жизненность Русского мира и российскую диаспору.
К.Ф.Затулин, много лет являющийся членом Комиссии, выступил со своим взглядом на ее деятельность. Он не столько давал оценку конкретной работы (которую он знает «изнутри»), сколько высказал свои соображения о том, как должна Россия строить государственную политику в отношении своих соотечественников за рубежом. Он не в первый раз обратил внимание на то, что работа по представлению интересов соотечественников за рубежом, по защите их прав, порученная в настоящее время МИДу, нередко входит в противоречие с основной функцией этого ведомства – налаживанию добрых отношений с властями государств, где соотечественники проживают. Очень часто проблемы соотечественников дипломатическими комплиментами не выразить. Еще одно направление работы с зарубежными соотечественниками – Государственная программа содействия добровольному переселению – ведется Федеральной миграционной службой. Снова возникает эта ситуация, когда «у семи нянек дитя кривое», как сказал В.В.Путин на Конгрессе соотечественников в 2001 году. К.Ф.Затулин еще раз поставил вопрос о необходимости специального государственного ведомства, которое бы отвечало как за работу с соотечественниками за рубежом, так и за вопросы репатриации. Ниже приведено полное выступление К.Ф.Затулина.
По результатам обсуждения Комитет принял решение, публикуемое ниже. В этом решении депутаты, в частности, взяли на себя обязательства по содействию ежегодному увеличению бюджетных средств, выделяемых на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |