Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владимир Букарский для «Материка»
В Волынской области задержан подозреваемый в убийстве настоятеля Свято-Михайловского храма в селе Белосток Луцкого благочиния игумена Илии (Хамазы). Священник был убит зверским образом в ночь с 25 по 26 февраля около двух часов ночи.
Во вторник, 26 февраля, утром тело игумена нашел настоятель соседнего прихода священник Владимир Мелесь из села Садов. Накануне они с погибшим о. Илией договорились поехать утром по церковным делам в Луцк. Долгое время отец Владимир звонил на мобильный и домашний телефон убитого. Не дождавшись его в договоренном месте, отец Владимир поехал домой к отцу Илие. Войдя в дом, в котором настоятель местного храма жил один, отец Владимир увидел мёртвое тело своего друга с топором в голове. Убитому было нанесено семь смертельных ударов топором. Убийца забрал некоторые вещи священника.
Начальник Управления МВД Украины в Волынской области генерал-майор милиции Виктор Швыдкий и его первый заместитель - начальник криминальной милиции полковник милиции Александр Сохацкий сообщили, что в субботу, 29 февраля, в 5:00 утра удалось задержать подозреваемого в убийстве в одной из областей Украины. Подозреваемому 24 года. В интересах следствия о деталях хода расследования не сообщается. Сотрудники милиции отрабатывают несколько версий преступления, одна из которых - корыстный мотив убийства.
Игумен Илия (в миру Игорь Хамаза) жил в центре села Белосток в доме во дворе Свято-Михайловского храма. Прежде он возрождал Крестовоздвиженский Чарторыйский мужской монастырь в Маневицком районе. В сельском приходе Белостока служил два с половиной года, собирался возродить здесь мужской монастырь, привести в порядок целебный источник. В прошлом году священник был возведён в сан игумена.
По словам местных жителей, прихожане любили отца Илию, он всегда пускал в дом всех нуждающихся, однако "сбережений у него не было, грабить у него было нечего".
Свято-Михайловский храм посещают 500 прихожан из сёл Белосток и Горзвин. Храм, построенный в 1638-м году, посещают также жители сел Воютин и Гать. Несколько лет назад из храма похитили чудотворную Белостокскую икону Божией Матери. Игумен Илия молился о ее возвращении.
По желанию родных, игумен Илия (Хамаза) был похоронен в родном селе Садов Луцкого района при храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Чин погребения совершил владыка Нифонт, которому сослужили друзья и соученики о. Илии по семинарии. Во время молитвы в храме и на погребении присутствовали более сотни священнослужителей, наместники и игумены монастырей, тысячи прихожан, которые знали убитого священника.
После похорон митрополит Луцкий и Волынский Нифонт поблагодарил всех за молитвы: "Я скорблю вместе с вами, дорогие родственники, потому что Волынская епархия потеряла мудрого священника и хорошего монаха. Не свершились наши с отцом Илией мечты о том, чтобы он возродил монашескую жизнь в Белостоке. Я верю и надеюсь, что он в вечности будет с Богом, всегда будет молиться за родную Волынь и за православных христиан. Отец Илия, прости тех, кто убил тебя, и не забывай нас в своих молитвах, а мы в свою очередь всегда будем о тебе помнить и молитвенно вспоминать".
Убийство игумена Илии (Хамазы) - очередное из долгой цепи убийств священнослужителей в России, на Украине и в других постсоветских странах. Только за последние 5 лет на территории России были зверски убиты семь священников - настоятель Волдозерский Илиинской пустыни в Карелии иеромонах Нил (Савленков), иеромонах Исайя (Яковлев), иеромонах Александр (Тыртышный), настоятель монастыря Давидова пустынь архимандрит Герман (Хапугин). В 2006 году в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Прямухино Костромской области был сожжён заживо иерей Андрей Николаев со своей семьёй. В 2007 году произошло ещё два убийства священников: в Рождественский Сочельник был убит настоятель храма св. Петра и Павла в Алапаевском районе Свердловской области иерей Олег Ступичкин. Наконец, в ночь с 21 на 22 августа 2007 года в городе Фурманов Ивановской области был убит игумен Авенир (Смолин). Всего с 1990 г. в России были убиты 24 священнослужителя и два инока.
Однако на Украине к ситуации примешивается и национально-конфессиональный аспект. Как известно, территория Западной Украины на протяжении долгого времени была местом активной униатской и филаретовской экспансии. На территории Волынской и Ровенской областей униаты и сторонники Филарета (Денисенко) захватили более сотни храмов канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эти захваты храмов сопровождались самыми садистскими и изощрёнными пытками и избиениями священников и прихожан.
В 1992 году в областном центре Луцке захват Свято-Троицкого кафедрального собора Украинской Православной Церкви сопровождался жестоким избиением священнослужителей и верующих. Зверски были избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому филаретовские боевики разбили голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр. Одна из прихожанок собора, которой были нанесены тяжкие телесные повреждения, через некоторое время скончалась от полученных травм. Практически одновременно со штурмом собора в Луцке был захвачен Свято-Феодосиевский храм. При этом были зверски избиты священники и прихожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы. Попытавшийся поднять вопрос о возвращении храмов Украинской Православной Церкви митрополит Луцкий и Волынский Нифонт также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему перерезали вены на правой руке и попытались убить. Покровительство экстремистам со стороны высшей власти в Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела по вопиющим фактам покушения на убийство, избиений, пыток.
10 февраля 1994 года Хмельницкий областной суд издал распоряжение 3-1 о признании недействительной передачи Свято-Троицкого собора, зданий церковной канцелярии и семинарии "Киевскому патриархату". Суд обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор верующим Украинской Православной Церкви. Данное решение было впоследствии подтверждено Верховным Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были вынесены в отношении Свято-Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее, храмы до сих пор находятся во владении "Киевского патриархата". Верующие Украинской Православной Церкви не посещают эти храмы и вынуждены молиться в специально переоборудованном для проведения богослужений складском ангаре.
Напряжённая конфессиональная обстановка в Волынской области сохраняется до сих пор. Сторонники раскольничьей группировки "УПЦ КП" врываются в церкви и часовни, срывают замки, присваивают чужое имущество. В селе Духче Рожищенского района филаретовцы совершили попытку захвата часовни в Церкви Казанской иконы Божией Матери. Острая конфликтная ситуация сохраняется вокруг Крестовоздвиженского монастыря в селе Старый Чарторыйск Свято-Михайловской церкви в селе Карасин Маневицкого района, Праздник-Николаевского храма в селе Жидичин Киверцовского района. По словам высокопреосвященнейшего владыки Нифонта, по всей Волыни действия раскольников приобретают всё более активный и дерзкий характер.
Древняя народная мудрость гласит: "Каков поп, таков и приход". Наше общество - во многом отражение ситуации в духовной сфере. Убийства священников совершают отпетые негодяи либо психически больные люди, однако вряд ли следует требовать от общества высокой моральности, когда наглядный пример насилия над священниками и прихожанами демонстрируют раскольники, которые сами кощунственно носят церковные рясы с крестами. Особенно страшно, когда подобный вандализм искусственно поддерживается действующей властью в стране.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |