Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Квота на сладкую жизнь

29.02.2008. Новая газета KZ

Галина Дырдина

Ограничив ввоз сахара, казахстанские власти повели себя как недобросовестные партнеры и безответственные политики

В начале этой недели премьер-министр РК Карим Масимов подписал постановление правительства о введении квот на импорт белого сахара. Согласно постановлению, квота составляет 47 тыс. тонн сахара и действует до 1 октября текущего года. Квотирование поставок этого продукта объясняется необходимостью защитить внутренний рынок, и прежде всего от импортирования сахара из России

Подобный шаг вызвал, по меньшей мере, недоумение - как в Казахстане, так и в России. Комментируя данную ситуацию в ряде СМИ, председатель правления Союзроссахара РФ Андрей Бодин не скрывал своего возмущения, хотя, по его словам, введение ограничения практически не отразится на российском рынке сахара, поскольку объемы поставок в Казахстан были незначительными и не превышали 110 тыс. тонн.

Г-н Бодин отметил, что решение казахстанской стороны стало неожиданным для участников сахарного рынка, поскольку совсем недавно на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были подписаны девять документов, образующих договорно-правовую базу Таможенного союза. Как известно, эти документы предусматривают взаимно согласованные меры по защите внутренних рынков и таможенно-тарифному регулированию и нацелены на формирование единого экономического пространства стран-участниц.

Как сказал г-н Бодин, принятое Казахстаном решение противоречит и действующим договоренностям, и нормам торговли, которые существуют в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Любая ограничительная мера должна предваряться проведением специального расследования, и сторона, планирующая введение ограничительных мер, должна доказать, что импорт представляет угрозу для внутреннего рынка, и, кроме того, предупредить своих торговых партнеров о планируемом ограничении за месяц.

Однако ничего этого Казахстаном сделано не было. Хотя что в том удивительного? Видимо, г-н Бодин не постиг еще специфику казахстанского менталитета. У нас и международные договоренности, и обычные договоры между отечественными предприятиями выполняются примерно одинаково, т. е. к бумагам почтения нету.

Тем не менее председатель правления Союзроссахара пришел к весьма жестокому выводу. «Оперативное решение казахстанской стороны вызывает сомнение по поводу перспектив развития взаимной торговли между двумя странами», - подчеркнул Андрей Бодин.

А министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев сделал не менее серьезное заявление, отметив, что «если страны стремятся к созданию единого экономического и торгового пространства, то здесь их взаимные обязательства должны существовать реально, во многих инструментах, таких как, например, бюджетная, таможенная, тарифная политика... Если же это все не согласовано и негармонично, то никакого единого пространства по факту не получится».

Так что же заставило правительство Казахстана пойти на осложнение отношений с российскими партнерами? На самом ли деле импорт сахара из России представляет угрозу для внутреннего рынка Казахстана? Или же ограничительные меры предприняты из других соображений, в частности, в целях лоббирования интересов казахстанских производителей сахара?

Вторая версия представляется более вероятной. И для этого есть достаточно убедительные основания. В частности, в некоторых казахстанских СМИ прошла информация о том, что на отечественном рынке появился новый монополист, сосредоточивший в своих руках около 80% продаж сахара. Речь идет об АО «Азия Сахар», которому нынешний владелец ТОО «Сахарный центр» якобы передал активы компании с правом последующего выкупа. И хотя руководство АО «Азия Сахар» назвало все это не более чем слухами, а Агентство по защите конкуренции не дало однозначного ответа на вопрос, поступала ли туда заявка на заключение такой сделки от АО «Азия Сахар», обе компании эту информацию пока публично не опровергли.

Большие сомнения вызывает и официальное объяснение необходимости введения квоты. Так, комментируя это решение в СМИ, министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков и директор департамента по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и ВТО Министерства сельского хозяйства РК Айна Кусаинова говорят о том, что российский сахар дешевле казахстанского и при насыщении нашего рынка более дешевой продукцией отечественные производители не выдержат конкуренции.

При этом отмечается, что у отечественных производителей имеется экспортный потенциал: при уровне потребления сахара в Казахстане в 504 тыс. тонн в год его производство может достичь 792 тыс. тонн. Но если наши производители в состоянии выпускать столько сладкой продукции, то почему же сахар все дорожает и дорожает?

Мы же все отлично помним близкую к социальному взрыву ситуацию осени прошлого года, когда в ожидании роста цен на продукты первой необходимости граждане буквально сметали с прилавков магазинов соль, сахар, муку. Разве наше правительство не заинтересовано в том, чтобы цены на эти товары снижались?

Вот что думает об этой «сахарной» истории президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев:

- Это чисто протекционистская мера! Все квоты вводили и вводят для аффилированных структур, то есть для «своих».

Больше всего меня умиляет, когда дают информацию об этом в теленовостях и комментируют таким образом: дескать, надо ввести квоту на импорт сахара, чтобы предотвратить демпинг, который в конечном итоге может привести к повышению цены на сахар! Видимо, те, кто дает такие комментарии, не знают, что демпинг - это низкая цена.

А я заявляю, что любой демпинг - это благо для потребителя! И нужно понять, для кого существует экономика страны - для потребителя или для производителя. А если производитель не может конкурировать с импортом в условиях свободной рыночной экономики, значит, нужно выяснить, почему его товар на родине оказался дороже импортного.

Возможно, тут есть объективные причины. К примеру, не стоит пытаться вырастить на Северном полюсе бананы. А может, виной тому субъективные причины - высокая налоговая нагрузка, административные барьеры, уровень коррупции и невозможность вести производство из-за высочайших цен на энергоносители, которые просто разрушают экономику.

Поэтому необходимо решить, что первично - потребитель или производитель. И что главнее для экономики сегодня - продать собственный товар по высокой цене или обеспечить граждан разными товарами по приемлемой цене в достаточном ассортименте благодаря свободной конкуренции.

А все протекционистские меры, которые прикрываются заботой о качестве товаров, об экологии и отечественном товаропроизводителе, - это прямой путь к коррупции.

Поэтому с экологией у нас ситуация катастрофическая, цены высокие, отечественного товаропроизводителя практически нет, программа импортозамещения провалена полностью! И никто до сих пор не выяснил, сколько денег на эту программу было затрачено, кто за все это должен ответить. Или же эти чиновники уже пересели в другие кресла?

Да, каждый предприниматель мечтает о монополии. Но в условиях рынка так не бывает! И если мы провозгласили у себя рыночную экономику, то должны двигаться именно в этом фарватере.

А все нынешние обещания, что цены на сахар повышаться не будут, - это из области фантастики. Какую клятву должны принести производители, что не станут цены повышать? На крови, на хлебе? Может, мамой поклясться? Смешно это все...

Когда верстался номер

Информационные агентства сообщили, что Министерство сельского хозяйства РК сделало поистине сенсационное заявление - причин для роста цен на сахар на внутреннем рынке Казахстана нет!

К сожалению, министерство не объясняет, с чем же все-таки связано прошлогоднее резкое удорожание сахара. Зато в пресс-релизе подробно рассказывается, что «защита внутреннего рынка от демпинговой импортной экспансии позволит казахстанским сахарным заводам наладить рентабельное производство, возродить производство сахарной свеклы».

Ну, а почему Казахстану сегодня приходится «возрождать производство сахарной свеклы», в пресс-релизе не сказано. Видимо, Минсельхозу не известно, как угасало производство этой важной сельскохозяйственной продукции, когда сахарный бизнес Казахстана находился в зоне особого внимания бывшего старшего зятя президента страны.

В пресс-релизе, кроме того, отмечается, что Казахстан «до недавнего времени (интересно, до какого же именно?) оставался единственной страной в СНГ, не внесшей поправок в режим ввоза продукции из сахара-сырца, переработанного под таможенным контролем. Это позволяло бизнесменам соседних стран организовывать толлинговые производства, продукция которых была предназначена для Казахстана. Это делало нерентабельным работу отечественных сахарных заводов и, как следствие, производителей сахарной свеклы».

Как известно, толлинговые схемы, или операции по давальческой обработке сырья, были особенно популярны в середине 90-х годов в российской и казахстанской алюминиевой и легкой промышленности. При толлинге иностранная фирма ввозит в страну сырье, оплачивает его переработку и вывозит конечный продукт. Собственником сырья и готовой продукции при этом является зарубежный заказчик, а заводы лишь оказывают услуги по переработке, получая за это фиксированную плату.

Поскольку внутренний рынок страны при этом не затрагивается, толлинговые операции освобождены от ряда налогов и пошлин, в том числе таможенных сборов и НДС. Не правда ли, очень интересная схема?

Но еще интереснее, почему эта схема так долго работала в Казахстане именно в сфере производства сахара, хотя, к примеру, в России любителей толлинга удалось укротить поправками в Таможенный кодекс еще в 2003-2004 годах? Куда в то время смотрело наше правительство и Минсельхоз в частности? О ком они тогда радели?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ