Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.03.2008. Литер (Казахстан)
Эдуард Полетаев
Смена президента Российской Федерации, но не смена курса государственной политики, прошла относительно безболезненно. Этим российский политический класс показал свою боеспособность и умение выстраивать отношения, как со сторонними наблюдателями, так и внутри страны. Россия сумела преодолеть тенденцию, которая существует в мире последние два-три года — недовольство оппозиции результатами выборов и организации в связи с этим акций протеста. На мой взгляд, политический класс в Казахстане будет присматриваться к этому положительному опыту по преемственности власти и сохранению политического курса. Российский опыт 2008 года еще будет изучаться и, возможно, какие-то уроки будут применены при проведении выборов в нашей стране.
Период до инаугурации президента Дмитрия Медведева, которая состоится в мае, аналитики называют транзитным. Это время характеризуется повышенным вниманием политической элиты к процессам, происходящим внутри самой России. А дальнейшую позицию Кремля в отношении стран постсоветского пространства, в том числе и дружественного Казахстана, определить сейчас очень тяжело. Этот курс будет известен только после того, как новый глава России почувствует всю силу своих президентских полномочий.
Надо отметить, что Медведев с той поры, как он был назван официальным преемником Путина, своей позиции по поводу внешней политики России не выразил. На Красноярском экономическом форуме он высказался только по Косово и Сербии. Однако политика Казахстана и России в отношении друг друга постоянно показывала положительную динамику. Каких-то кризисных индикаторов, свидетельствующих о возможном ухудшении в этой сфере, не было. Я думаю, что в ближайшее время значительных изменений в межгосударственных отношениях двух стран ожидать не приходится.
Анализируя поведение Медведева, необходимо обратить внимание на следующее. Он неоднократно повторял, что Россия является европейской страной. Судя по тому потеплению и ожиданию перемен, которые демонстрируют западные наблюдатели по отношению к Медведеву с его либеральной риторикой, некоторые европейские идеи об особом пути постсоветского пространства, я думаю, будут подкорректированы в сторону прагматизма. Возможно, что некоторые межгосударственные объединения либо консолидируются, как ЕврАзЭС, либо покажут свою несостоятельность. Возможно, сроки ввода Таможенного союза в действие перенесутся на несколько лет. Я убежден в том, что в области межгосударственных отношений будут сделаны конкретные шаги.
Кроме того, с приходом Медведева как человека, возглавлявшего «Газпром» и имеющего к энергетической политике России самое прямое отношение, наступит определенность в плане диверсификации энергоресурсов, которыми сейчас «больна» вся Центральная Азия. Тем более недавние события, связанные с аномальными холодами в этом регионе, свидетельствуют о том, что не все страны могли обеспечить необходимые поставки. Борьба за Центральную Азию, за ее энергоресурсы, продолжится на новом уровне.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |