Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Незаконченный летающий объект

04.03.2008. Позиция.kz

Меруерт Болатова

Обычный пуштун в Афганистане может позволить себе поговорить по мобиле вдоволь, и не только потому, что прошли времена запретов на Интернет и сотовую связь времен муллы Омара. Доступный Интернет и сотовая связь стали неотъемлемой частью жизни любого человека в мире. Два года назад в связи с запуском спутника KazSat и у казахстанцев появилась надежда стать жителями планеты с доступом к дешевой по цене и всеохватной спутниковой связи. Но до сих пор она не оправдалась… Почему это произошло, мы попытались выяснить у Серика Туржанова, некогда возглавлявшего Казкосмос.

– Не так давно Талгат Мусабаев в разговоре с премьер-министром поднял вопрос о передаче спутника KazSat на баланс Республиканского центра космической связи. Почему возникала необходимость публично заявлять об этом?

–Эту тему я не знаю. Я знаю одно, что KazSat-2 делается по аналогии с KazSat-1, по устаревшей модели. Казахстану нужно широкополосное телевидение, Интернет и фиксированная связь. Сейчас Казахстан вновь заказывает в России в компании Хруничева устаревшую модель спутника. Новый спутник не будет удовлетворять рыночным условиям. И пока этого не случилось, есть возможность ситуацию исправить.

– Есть ли спрос на услуги KazSat?

–Рынок телекоммуникационных услуг, работающих со спутниковой связью в Казахстане, разумеется, есть. Они пользуются транспондерами космических аппаратов других стран. Если они не пользуются отечественным спутником, то на это есть причины.

– Почему у нас такие высокие тарифы на телекоммуникационные услуги?

– Потому что у нас нет альтернативы оптоволоконным линиям. А спутник ее создаст.

– Почему нужно ждать KazSat-2, ведь уже при запуске KazSat-1 населению обещали удешевление телекоммуникационных услуг?

– Лучи KazSat-1четко направлены на республику Казахстан. Мы же предлагали, чтобы лучи распространялись на территорию всего Евразийского континента. И тогда международные переговоры могли бы идти по каналам казахстанского спутника. Теперь же KazSat-1может обеспечивать качественную связь только внутри страны. А внутри Казахстана большого телекоммуникационного рынка нет. Я считаю, что решение ограничить распространение волн спутника только над территорией Казахстана было принято осознанно. Развитие цифровых и космических технологий должно привести к понижению тарифов монополистов, таких как "Казахтелеком". И именно эта компания заинтересована в том, чтобы KazSatне предоставлял дешевыхтелекоммуникационных услуг.

Например, звоня из Израиля в Казахстан, я могу говорить по карточке стоимостью двадцать долларов сто тридцать минут. Вот технологические вещи, которые могут привести к удешевлению тарифов. Нужна конкурентная среда.

Необходима интеграция с другими странами, взаимовыгодное сотрудничество с "Интелсатом". Альтернативный путь – это заход на российскую систему спутников "Ямал" "Газкома", то, что предлагала сделать моя команда.

Зачем нам работать с компанией Хруничева, которая никогда раньше такие космические аппараты в области связи не выпускала? Сейчас KazSat один, и нет второго аппарата для поддержки. А у "Ямала" уже восемь спутников. И KazSat-2 мог бы идти в поддержке в системе спутников этой компании. Почувствуйте разницу! Не дай Бог что-нибудь с нашим спутником случиться, что мы будем делать? А "Газком" отвечал бы за качество космического аппарата и его загрузку. Я не раз выступал на заседании правительства именно по этому вопросу. Такая российская компания могла бы в разы уменьшить наши накладные расходы.

– Сейчас счетный комитет поднял вопрос о выполнении Космической программы на 2005-2007 годы...

– Программа развития космической отрасли на 2005-2007 годы формировалась научными работниками и была разрозненной. Основная ее цель заключалась в изучении возможностей Казахстана в участии в космической деятельности. Также предполагалось сделать несколько проектов, которые позволили бы стране постепенно выходить на космический рынок.

Нашей задачей было создать стержневую вещь: единую целостную программу до 2020 года. И мы ее сделали. Нынешняя команда может использовать нашу стратегию, продолжить заложенные нами отношения. Но другое дело, может быть упущен момент. Сегодня это сделать можно, а завтра нет. Ведь рынок занимают. Сейчас на этом рынке всего 28 стран, которые имеют космические программы, в том числе и Казахстан. Это то, о чем говорил президент – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. А это возможно только при помощи нестандартных решений. Делать ставку на то, что делает весь мир – больше нефти, больше переработки, – это не то. Ставку на стройки и банки делать не имеет смысла. Упустить космическую отрасль – это преступление.

Эта концепция развития космической отрасли Казахстана была идеологически поддержана президентом республики. Основная роль в конкурентной борьбе отводилась космодрому Байконур как международному порту.

Что мы сейчас видим? Россия сейчас планомерно ведет работу по переходу от Байконура на российские порты. Количество пусков с Байконура снижается. Жизнь Роскосмоса из-за демаршей, в которых резко критикуется падение ракет и распространение гептила, не назовешь приятной. Кому нужны скандальные соседи? Чем больше идет скандалов на эту тему, тем больше россияне задумываются об отчуждении от нас. А без России Казахстан никогда не войдет в число космических держав. И поэтому мы не должны вести себя так.

– Для чего нужна была Программа развития космоса до 2020 года?

– Надо четко сказать, эта программа предусматривала развитие космической инфраструктуры всей республики. Ведь пока у нас есть только KazSat-1.А мы же говорим о развитии мониторинговой системы, это система безопасности, плюс при помощи мониторингов спутников мы могли бы ежесуточно контролировать всю территорию республики и близлежащие районы, приграничные, что немаловажно. К этому мы должны добавить такую вещь, как интегрирование Казахстана в международную навигационную систему. Такую, например, как российская "Глонасс". В этом случае мы получали бы независимый сигнал.

Вы знаете, почему в Ираке американцы победили?

– Были лучше технически оснащены?

– Потому что они сдвинули систему координат GPS, и ракеты иракцев пролетели мимо. Для военной отрасли очень важно иметь систему навигаций. У нас идет консолидация с Россией, и в этой связи нам нужно было входить в эту систему GPS тремя спутниками. Для этого Казахстан должен был инвестировать порядка 150–200 миллионов долларов и стать участником этой системы. Это и есть космическая инфраструктура страны, которая могла бы обеспечить безопасность страны как технологическую, так и военную.

– Я думала, что Казкосмос занимается только гражданскими проектами…

– Но при внедрении такого проекта, как навигационная система, должны решаться и эти вопросы.

В космической отрасли Казахстан должен сейчас вести довольно активную и даже агрессивную политику. И создание космической инфраструктуры не только для Казахстана, но и для стран Центральной (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан) и Южной Азии (Иран, Пакистан, Афганистан). В этом регионе проживают 550 миллионов человек.

Россияне в этом плане готовы с нами работать на мусульманский мир. А геополитическое положение Казахстана такое, что ключи от мусульманского мира у нашего президента, у нашей страны. И мы это преимущество могли бы использовать при помощи Байконура вместе с Россией, Украиной, Израилем, Европой.

Вот такую программу мы написали, но на какой стадии сейчас идет ее осуществление – я не знаю. Это проект стал бы прорывом для Казахстана. Инвестиционное поле в нем составляло около 15 миллиардов долларов. Из них 2-3 миллиарда должно было инвестировать государство, а все остальное – частный бизнес.

Нужно понять, что космос – это бизнес сегодня. При помощи новых технологий можно продвигать отечественный бизнес, решать инфраструктурные моменты, такие как мониторинг территории. Например, мы считали, при нефтедобыче только по нефтеразведке экономия бы составляла при группировке спутников 1,5 миллиарда долларов.

Даже при составлении земельного кадастра через систему навигации экономия составляет 300 миллионов долларов. Навигация осуществляется через низкоорбитальные космические аппараты.

Мы перевели нашу программу на английский язык и распространили ее. В результате отношение к Казахстану поменялось. Не мы стали ездить, а к нам стали обращаться со всего мира с предложениями о сотрудничестве. Иностранные компании предлагали свои решения, и мы могли среди них выбирать ту, что нас больше устраивает. В тот период, в 2005 году, мы провели кастинг мировых космических компаний.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ