Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.03.2008. Экспресс-К (Казахстан)
Кульпаш Конырова (Астана)
На этой неделе в Вашингтоне состоится очередное заседание казахстанско-американской комиссии по энергетическому партнерству. Как стало известно "ЭК", один из обсуждаемых на этой встрече вопросов коснется доставки каспийской нефти, добываемой американскими компаниями в нашем регионе, на мировые рынки в обход России. А это значит, что речь пойдет о транскаспийских маршрутах.
Месяц назад во время своего визита в Астану координатор государственного департамента США по евразийским энергетическим вопросам Стивен Манн, отвечая на вопрос корреспондента "ЭК", заявил, что его страна продолжает придерживаться позиции поддержки строительства транскаспийских нефте- и газопроводов.
- Основной вопрос - является ли экономика таких проектов коммерчески желанной. Уверен, что нефтяные компании ответят на этот вопрос однозначно: "Да", - подчеркнул Манн.
Следует напомнить, что такой же позиции из-за повторяющегося из года в год газового конфликта между Россией и Украиной придерживаются и в Евросоюзе.
Не далее как на прошлой неделе, во время визита украинского президента Виктора Ющенко в Астану, казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев заявил журналистам, что альтернативой маршрутам, пролегающим через Россию (тому же КТК. - Авт.), является Баку, то есть кавказское направление.
- Есть альтернативный путь решения вопроса по заполнению казахстанской нефтью трубопровода Одесса - Броды - Плоцк: через Баку выйти на Черное море, - пояснил Нурсултан Назарбаев.
Он добавил, что Казахстан сегодня работает над маршрутом Баку - Батуми, который подразумевает строительство трубопровода между этими городами.
- Казахстан выкупил глубоководный морской порт Батуми в Грузии с нефтяными терминалами. И поставки казахстанской нефти на эти терминалы будут обеспечивать ее дальнейшую доставку на Украину и в Европу, - напомнил казахстанский президент.
По словам специалистов, поставки нефти от Батуми до Европы могут осуществляться как по суше, по территории нескольких стран, так и напрямую, путем строительства трубопровода по дну Черного моря.
А с покупкой национальной компанией "КазМунайГаз" 75 процентов румынской компании "Rompetrol" отечественные и европейские эксперты уже обсуждают идею нового трубопровода Батуми - морской порт в Румынии.
Таким образом, сегодня вырисовывается новый вполне конкретный маршрут по доставке казахстанской нефти в юго-восточную Европу: Актау - Баку - Батуми - Констанца, который, как считают специалисты, имеет все шансы на реализацию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |