Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.04.2008, ПОЛИТКОМ.RU
Олег Горбунов
После «прецедента» Косово тема непризнанных государств стала чуть ли не главной для СНГ. О Нагорно-Карабахском конфликте «после Косово» интервью «Политком.ру» дал Рубен Заргарян, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской республики (НКР).
- Нагорный Карабах, по обыкновению, рассматривают в отдельности от проблем Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. То есть, когда говорят о признании независимости этих республик, НКР не упоминают. Почему, на ваш взгляд, сложилась подобная практика?
- Я не вижу никаких оснований для того, чтобы не включать Нагорный Карабах в список государств, которые вскоре могут и должны быть окончательно признанны. НКР имеет намного больше исторических и международно-правовых оснований для признания, чем Косово. Вообще не очень понятна позиция некоторых российских политологов, которые пытаются «списать» вопрос признания Нагорного Карабаха только на Армению. Хочу напомнить, что Россия является правопреемницей Советского Союза и, тем самым, несет ответственность за те решения, которые были приняты еще в СССР. Нагорный Карабах был противоправно аннексирован Азербайджаном в 1921 году с согласия Кавказского бюро большевистской партии. Тем самым, Россия как правопреемница СССР имеет непосредственное отношение к этому противоправному решению и несет ответственность за его исправление, то есть за окончательное признание НКР.
- НКР на данный момент признана каким-либо государством?
- Де-факто Нагорный Карабах уже признан многими. Вопрос юридического признания, думаю, это вопрос недалекого будущего. В современном мире вряд ли корректно и политически дальновидно игнорировать независимость НКР.
- Что Вы конкретно имеете в виду, когда говорите, что «НКР признана де-факто»?
- НКР проводит активную внешнюю политику, вступает в сношения с другими государствами и международными организациями, направляет своих официальных представителей для ведения переговоров, участвует в работе международных организаций и конференций, заключает международные договоры. Международная практика свидетельствует о том, что мировое сообщество не признает НКР частью Азербайджана.
- Постоянно слышны с обеих сторон заявления о милитаризации Армении и Азербайджана. Велика ли в ближайшее время возможность военного конфликта?
- Да, к сожалению, мы можем констатировать, что в Азербайджане постоянно звучат призывы начать новую войну и даже джихад против Нагорного Карабаха и Армении. Более того, раздаются призывы стереть с лица земли и Нагорный Карабах, и Армению. Систематические призывы официальных представителей Азербайджана к уничтожению Армении и Нагорного Карабаха демонстрируют его истинные намерения и идут в разрез с ценностями мирового сообщества. А потому, они должны быть осуждены мировым сообществом.
Сегодня я не вижу такого решительного осуждения этих призывов Азербайджана к новой войне. Эти безответственные заявления властей Азербайджана, прозвучавшие впервые после разгрома нацизма, абсолютно не допустимы в XXI веке и противоречат критериям членства, как в ООН, так и других авторитетных международных организациях. Данная позиция азербайджанского руководства неприемлема, так как объективно в повестке дня стоит нечто прямо противоположное – историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении.
Что касается громких заявлений руководителей Азербайджана о возможности развязывания новой войны, то надо отметить, что они раздаются из уст тех азербайджанских руководителей, которые в предыдущей азербайджано-карабахской войне 1992-94 гг. почему-то в окопах замечены не были … и вряд ли они при новой войне пойдут туда или пошлют своих детей!
Я считаю, что в обозримом будущем война вряд ли возможна, потому что в регионе существует баланс сил. Нагорный Карабах и Армения имеют достаточно военных способов для нейтрализации планов Азербайджана по развязыванию новой террористической интервенции. Думаю, что если Азербайджан был бы уверен в своем блицкриге, то он, конечно, начал бы эту войну. Но азербайджанская армия не дотягивает до тех стандартов, которые могли бы гарантировать им успешные военные действия, в первую очередь, блицкриг. В случае продолжительной войны Азербайджан, несомненно, будет осужден международным сообществом. Интересную оценку обороноспособности НКР дал эксперт Внешнеполитического совета США Уэйн Мерри, который подчеркнул, что военная победа Азербайджана исключается. По его мнению, «Нагорный Карабах являет собой неприступную крепость, еще более укрепленную армянскими военными подразделениями. Даже американская армия столкнется с трудностями при атаке этой крепости». Американский эксперт отметил, «с точки зрения боевой подготовки армянские подразделения во много раз превосходят противника. Не секрет, что у армян есть армия, а у Азербайджана – только вооруженные силы» Такое мнение превалирует среди многих военных экспертов в мире.
- В России обсуждается тема применения «прецедента Косово» к Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, но не НКР. Как Вы считаете, позиция России по Нагорному Карабаху вообще меняется с годами? И может ли она измениться в ближайшем будущем?
- Это вопрос не ко мне – я же не президент России… Россия – сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Другие два сопредседателя – Франция и США. Но переговоры в этом формате зашли в определенной степени в тупик. В первую очередь, потому что Нагорный Карабах, де-юре являясь стороной переговорного процесса и конфликта, де-факто отстранен от переговоров в Минской группе ОБСЕ. Тем самым нарушен официальный формат переговоров, которые должны проходить в трехстороннем формате – НКР, Азербайджан и Армения. Без участия Нагорного Карабаха никакое урегулирование конфликта невозможно. В соответствии с нормами международного права, реальный путь к урегулированию конфликта, путь к миру и стабильности в регионе - это скорейшее окончательное юридическое признание международным сообществом государственной независимости НКР и участие НКР в переговорах. Цель переговоров и урегулирования – взаимное признание двух государств НКР и Азербайджанской Республики и подписание мирного договора между НКР и Азербайджаном, отвечающего интересам карабахского и азербайджанского народов.
Сопредседатели МГ ОБСЕ, в том числе и Россия, недавно проголосовали против азербайджанской резолюции в ООН. Азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся. Ждать в ситуации, когда Азербайджан абсолютно не готов к компромиссам, никакого смысла нет. Обеспечение фундаментальных национальных интересов России, традиции многовековой дружбы и союза между русским и армянским народом, рост международного авторитета НКР делают неизбежным признание независимости Нагорно-Карабахской Республики со стороны России, тем более что никаких препятствий для этого нет, если не считать, конечно, капризов азербайджанского руководства.
- Армения до сих пор не признала НКР. Ситуация с отношением Армении к этому вопросу меняется?
- Да, буквально на днях действующий президент Армении Роберт Кочарян заявил, что в случае продолжения «торпедирования» со стороны Азербайджана переговоров в Минской группе ОБСЕ, Армения может признать Нагорный Карабах. То, что Армения пока еще не признала Нагорный Карабах – это форма компромисса, тем самым дается возможность Азербайджану сохранить свое лицо и, может быть, первым признать Нагорный Карабах! На мой взгляд, именно Азербайджан заинтересован в этом. Он может таким образом продемонстрировать свою миролюбивую позицию. После этого признания, которое должно быть отправной точкой переговорного процесса, а не конечной, можно будет уже значительно проще и быстрее решить те сложные проблемы, которые существуют в урегулировании конфликта. Это вопрос спорных территорий, беженцев и спорных границ.
- Скажите, а что за спорные территории существуют у НКР и Азербайджана?
- К сожалению, в мире больше известна азербайджанская трактовка оккупированных территорий, то есть тех реинтегрированных территорий Нагорного Карабаха, на которые претендует Азербайджан. Существует еще и целый ряд территорий на севере Нагорного Карабаха, оккупированных в настоящее время Азербайджаном. С этой территории были изгнаны все армянские жители, Азербайджан осуществил на этих армянских землях этническую чистку. При решении вопроса о спорных территориях необходимо будет решить и вопрос Северного Нагорного Карабаха, и, естественно, возвращение армянских беженцев на эти территории. Необходимо восстановление территориальной целостности именно Нагорного Карабаха.
- Рубен Александрович, каков Ваш прогноз развития ситуации вокруг НКР с признанием некоторыми странами независимости Косово?
- Окончательное юридическое признание международным сообществом демократической и жизнеспособной НКР полностью вписывается в современные реалии. Я считаю, что нужно говорить о «карабахском прецеденте независимости» и карабахском государстве, которые уже давным-давно состоялись. Было бы логично говорить о признании, в первую очередь, Нагорного Карабаха, который имеет намного больше оснований для признания своей независимости! Для НКР международным прецедентом, в большей степени, является не Косово, а Черногория и Восточный Тимор. По уровню демократического развития НКР намного опережает Косово, а Сербия опережает Азербайджан. Руководство Азербайджана находится в панике оттого, что карабахский прецедент независимости имеет намного больше очевидных международно-правовых и исторических оснований, чем косовский.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |