Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.03.2008, LentaCom.Ru
Константин Затулин, депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ:
Слушания по проблемам непризнанных республик можно назвать полезными, так как в ходе них в полной мере удалось поднять касающиеся этой темы сложные вопросы. Итоги слушаний будут подводиться на следующей неделе, предполагается, что Госдума примет в связи с этим определенное заявление. Рекомендации будут доработаны комитетом предположительно в понедельник, но возможно, что это потребует несколько большего времени, что также станет ясно в понедельник.
Что касается дискуссионных вопросов, то они были по-разному представлены в выступлениях участников. Были те, кто склонялся к осторожным формулировкам, не предусматривающим обсуждения вопроса о признании, и предлагающие наборы мер, которые мы должны провести. Хочу обратить внимание, что большинство участников слушаний все же склоняются к тому, что пора ставить в повестку дня проведение правительственных консультаций по признанию, по крайней мере, Абхазии и Южной Осетии.
При этом – со всем уважением к ПМР – может быть использовано еще какое-то время для того, чтобы достичь договоренностей по приднестровскому урегулированию, поскольку потенциал диалога между молдавской и приднестровской стороной до конца не исчерпан. Есть и другие конкретные особые обстоятельства, которые в данном случае заставляют говорить о необходимости еще попробовать достичь договоренностей между сторонами. Самое элементарное – это то, что Россия в некоторой степени влияет на происходящее в Приднестровье. Ну и ко всему прочему мы принимаем к сведению декларации, которые были сделаны в том числе и молдавской стороной.
При этом мы достаточно жестко оценили не совсем корректные попытки, предпринимаемые участниками конфликтов, присваивать себе право обладать позицией российской стороны и озвучивать якобы позицию России. Это имеет прямое отношение к интервью Владимира Воронина, которое вызвало ответное интервью Игоря Смирнова. Мне кажется, что таким способом руководитель Молдовы вряд ли чего-нибудь добьется. Ему надо, мне кажется, серьезнее отнестись к тем обязательствам и предложениям, которые сама Молдова готова на себя брать в переговорном процессе.
Большинство выступавших, касавшихся темы Приднестровья, в основном сходились в том, что те предложения, которые в последнее время озвучивались Молдовой, недостаточны в ситуации, сложившейся после косовского прецедента. Сам по себе факт независимости Косова подвергся серьезному обсуждению именно как прецедент. Было подчеркнуто, что в связи с тем, что произошло признание Косова рядом мировых держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН, у России действительно появляется моральное право в отношении непризнанных государств перейти к изменению формата общения. И первые шаги в этом направлении, связанные со снятием санкций, были полностью поддержаны большинством.
Что касается моего впечатления, то нам предстоит еще заседание комитета, в ходе которого мы должны будем работать уже с текстом и потом попробуем отвечать по целому ряду вопросов. Основная часть рекомендаций, касающихся мер различного рода, направленности наших действий, поддержки соотечественников, недопущения войны, роли России как гаранта договоренности, поддерживается всеми. Но еще раз повторяю, что слушания так или иначе подходили к вопросу о признании. Этот вопрос является дискуссионным, и, конечно, он будет обсуждаться в процессе окончательного редактирования рекомендаций и подготовки заявления Госдумы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |