Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
31.03.2008, РИА Новости
Валентин Рахманов
Несмотря на то, что формальный переговорный процесс вокруг Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья давно зашел в тупик, начало этого года для непризнанных республик постсоветского пространства вовсе не выглядит сонным. Тут и «косовский прецедент», и обращение Украины и Грузии в НАТО с просьбой о членстве, и обращение к России с просьбой о признании самих непризнанных.
Эти события происходили на фоне многочисленных показательных и нетерпеливых заявлений абхазских, приднестровских, южноосетинских, российских и американских политиков. Чего стоит хотя бы предновогоднее интервью молдавского президента Владимира Воронина, который назвал приднестровскую проблему в числе задач, которые должны быть решены уже в 2008 году. Картину дополняет живописная груда из обломков якобы российской ракеты в Грузии, вперемешку с обломками самолета-разведчика, сбитого над Абхазией. Наконец, на днях президент Михаил Саакашвили предложил Абхазии широкую автономию в составе Грузии, на что получил отказ.
Такая «пульсация» замороженных конфликтов СНГ позволяет задать вопрос: не случится ли каких-нибудь решающих перемен в положении непризнанных республик уже в этом году? Как заявил на круглом столе «После Косово: Содружество Непризнанных Государств на пути к признанию», прошедшем в Москве политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян, «в ближайшее время ни одна из непризнанных республик СНГ не будет признана». Политолог аргументировал свое мнение тем, что пока единственной страной подошедшей к такому признанию является Россия, но она, по его словам, осуществить такое признание не готова.
Для России признание Абхазии или Южной Осетии - больше демонстративный шаг, так как никаких выгод стране он не принесет. Интеграцию, усиление экономического и политического сотрудничества с непризнанными Россия, пользуясь положением единственного союзника, может реализовывать и так. А признание, считает Мигранян, только свяжет МИДу руки и сильнее испортит отношения с Западом. Кроме того, г-н Мигранян указал на то, что в случае признания Россией всех сразу или одной из непризнанных республик, Россия поставит под удар свой авторитет, так как, скорее всего, никто кроме нее этого не сделает - «она продемонстрирует, таким образом, отсутствие союзников», считает профессор МГИМО.
Один из ведущих экспертов по постсоветскому пространству, директор Института стран СНГ Константин Затулин, в свою очередь, заявил, что признание ряда непризнанных республик все-таки возможно. «Это случится, если США начнет предпринимать серьезные шаги по включению Украины и Грузии в НАТО, например, выдаст так называемый План действий по обретению членства в Североатлантическом альянсе» - считает Затулин. Представители самих республик, собравшиеся на круглом столе, неоднократно заявляли, что положение Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья существенно отличается друг от друга.
Действительно, каждый конфликт имеет свои особенности, поэтому и возможность изменений в 2008 году - неодинакова. Если говорить о Приднестровье, то возможность внезапных перемен достаточно высока. Статус и положение непризнанной республики во многом определяются отношениями России и Украины, это можно легко понять, просто взглянув на карту. Кроме того, очень важную роль играет проблема румынской интеграции. Со времен распада СССР в Молдове сформировались две партии, одни стремятся к собственному молдавскому пути, другие выступают за слияние с Румынией. Многие в Приднестровье опасаются, что «румынская» партия одержит верх, - а это напрямую скажется и на регионе. Таким образом, если в каком-либо из двух вышеперечисленных аспектов произойдут внезапные изменения, это скажется и на положении непризнанной республики.
На круглом столе представители Приднестровья говорили и о значительных внутренних проблемах, которые тоже сказываются на развитии событий. В частности, шла речь об оттоке из Приднестровья этнических русских в Россию, в связи с тем, что все меньше надежд на скорое завершение конфликта. Представители Приднестровской республики назвали эту проблему главной.
Что касается Абхазии и Северной Осетии, то, как было отмечено выше, резкие действия Запада могут повлечь за собой быстрое разрешение конфликтов. Но такое решение станет «разрубанием гордиевого узла», так как стороны конфликта не готовы идти на компромисс.
Нагорный Карабах, как считают многие аналитики, является наиболее «замороженным» среди прочих конфликтом. Интересы Запада и России здесь еще не столкнулись в такой степени, как в Грузии, а представители Армении и Азербайджана также не готовы идти ни на какие компромиссы, так что тут скорые изменения наименее вероятны.
Если, почти все эксперты сегодня сходятся на том, что Россия в ближайшее время не признает непризнанные республики, то промежуточные решения достаточно популярны. Все тот же Мигранян отмечал, что, по крайней мере, для Приднестровья возможно признание за ним статуса «ассоциированного с Россией». По его словам, это не будет признанием, но позволит расширить сотрудничество с республикой.
Судя по регулярности, с которой поступают подобные предложения, какой-то или нескольким из непризнанных республик может быть уже 2008 году предложен некий промежуточный статус, мало что, впрочем, дающий.
Если проблемы непризнанных государств СНГ существенно разнятся, то ожидания - схожи. Представители Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха единодушно высказываются за независимость, заявляют о неразрешимых противоречиях с государствами, в которые формально входят. Ждут от России более активного гуманитарного сотрудничества и признания. Заявляют о том, что они будут бороться за независимость в любом случае, но Косово, безусловно, - прецедент.
Подводя итог, можно сказать, что четыре замороженных конфликта постсоветского пространства в большой степени зависят от отношений полноправных государств Закавказья и Восточной Европы, а так же расширения НАТО и ЕС на Восток. Внезапные изменения там приведут к изменениям тут. Недавние слушания в российском парламенте завершились принятием Заявления Государственной Думы, в котором поощряется поддержка непризнанных республик, но вместе с тем содержится «признание целостности Грузии и Молдовы». По этому компромиссному заявлению хорошо видно, что без возникновения новых косвенных факторов решение проблем Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, может растянуться на годы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |