Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Открытое письмо президенту Туркменистана (часть II)

Первая часть открытого письма публиковалась в Информационно – аналитическом Бюллетене № от 15.03.2008 года.

01.03.2008, http://www.chrono-tm.org

Наталия Анурова-Шабунц

Следующий больной вопрос - пенсионеры.

Лишение 120 тысяч пенсионеров минимальных пенсии в январе 2006 года - одна из самых позорных страниц в истории Туркменистана - привело к гибели многих одиноких, в большинстве своем русскоязычных, стариков от голодной смерти. У многих отобрали квартиры и переселили в страшные места скорби - дома престарелых, где они быстро ушли в мир иной.

Вы, господин президент, исправили эту трагическую ошибку, вернули пенсии выжившим старикам.

Но размеры пенсий не соответствуют существующему прожиточному минимуму и причисляют многих пенсионеров, как и инвалидов, к наиболее социально ущемленным слоям населения. Кстати, хотя было обещано, что минимальная пенсия будет составлять 1200 тысяч манат, вновь назначенные пенсии, как правило, составляют у женщин всего 600 тысяч, у мужчин 800 тысяч манат.

Существовала порочная практика целенаправленного уничтожения архивов различных государственных учреждений для того, чтобы искусственно снизить пенсионные выплаты. У людей, не только вновь оформляющих пенсии, но и у пенсионеров, много лет получающих пенсионные выплаты, стали требовать справки - подтверждения (с указанием зарплаты) о работе, несмотря на записи в трудовых книжках.

И когда пенсионеры не могли получить такие документы из-за уничтожения архивов, им многолетними кусками стали убирать честно заработанный стаж, резко сокращая размеры пенсий. Многие несправедливости при начислении пенсий, например, изымание из трудового стажа учебы в ВУЗах и декретных отпусков, исправлены новым Законом о пенсиях. Но необходимо вернуть людям годы трудового стажа в тех случаях, когда государство виновато в уничтожении архивов.

Большие сложности возникают у людей при подтверждении стажа работы в странах СНГ в советское время, хотя записи в трудовых книжках присутствуют.

В настоящее время многие пенсионеры, честно проработавшие всю свою жизнь и воспитавшие детей, получают пенсии меньших размеров, чем студенческие пособия и находятся за чертой бедности.

Кроме того, выдача всех пенсий и пособий происходит только в определенные дни, и люди отстаивают километровые очереди. Старики и инвалиды часто не выдерживают и теряют сознание. Необходимо использовать советский опыт и практику цивилизованных стран, когда социальные работники приносят пенсии на дом. В нашей стране необходимо использовать эту практику хотя бы в отношении инвалидов, немощных и глубоких стариков. Кроме того непонятно почему пенсионерам отказывают в перечислении пенсий на сберкнижки. У нас отсутствуют социальные работники, как в советское время, по оказанию помощи одиноким старикам (уборка, закупка продуктов, медицинская помощь).

На видном месте в квартире восьмидесятилетней матери моей подруги стоит открытка со следующим обращением:

Уважаемая:!

Хякимлик города Ашхабада поздравляет Вас с Большим Всенародным Праздником! Месяц октябрь начался празднованием Дня Долгожителя, заканчивается празднованием 16-й годовщины Священной независимости Отчизны! В числе наших замечательных соотечественников и Вы. Ваша жизнь - яркий пример честного и доблестного служения родному Отечеству и народу. Вы не жалели усилий после военного времени, после стихийного бедствия 1948 года, потрясшего весь народ. Ваш добросовестный труд, огромная выдержка и терпение помогали успешному продвижению Родины по пути прогресса и созидания.

Спасибо Вам за Ваш труд. Молодое поколение Туркменистана будет равняться на Вас. От всей души поздравляем Вас с Праздником! Живите долго, пусть здоровье не убывает, пусть только радость стучится к Вам.

Хяким города, 27 Гарашсызлык 2007 год.

Эту открытку вместе с 200 тысячами манат принес ветерану труда «представитель хякимлика». Можно было бы прослезиться от умиления, если бы это было правдой. Эту акцию «доброй воли» провела для своей матери моя подруга, заменив государство и муниципальные органы. Как радовалась вниманию старушка!

«Мы строим счастье сразу всех и нам плевать на каждого» (И. Губерман).

Во избежание неприятностей для семьи моей подруги я убрала имя старой женщины.

Одним из самых важных внутренних позитивных изменений нового времени стало возвращение десятилетнего среднего образования и пятилетнего в ВУЗах, снижение часовых ставок и повышение зарплаты учителям. Но возрождать всегда труднее, чем разрушать. И мы наблюдаем массовую нехватку профессиональных кадров. По-прежнему в министерстве образования, которое все еще продолжают называть «министерством обрезывания» и его подведомственных учреждениях существует подбор кадров по принципу кумовства. Рядовые сотрудники детских садов и школ - самая униженная категория бюджетных работников. Их с полным основанием можно назвать крепостными. Их насильственно под угрозой увольнения заставляют в конце рабочего дня или после работы ходить на бесконечные концерты, заполнять зрительские трибуны во время спортивных соревнований. Свежий пример: 31 декабря повсеместно по стране многих работников образования, как и студентов, заставили (!) с 6 часов вечера до 12 ночи стоять на центральных площадях, изображая ликующую толпу. Хотя многие жители, как и должно быть, приходили добровольно.

По-прежнему существует внеэкономическое принуждение: учителя по выходным работают как бесплатные дворники, убирая городские и пригородные территории. Учителей заставляют подписываться на газеты.

По-прежнему по всей стране учителя, как и другие бюджетники откупаются от принудительных работах «на хлопке» и, конечно, в бюджет государства эти суммы не вливаются.

В мае 2007 года, когда были отменены все категории, даже у учителей с большим стажем, многие не выдержав этого очередного унижения человеческого достоинства, ушли из школы и не хотят возвращаться, работая на дому нянями у иностранцев или состоятельных соотечественников. Другие едут на такую же работу в Турцию или Россию.

Учителя в школах не имеют возможности повышать свою квалификацию, потому что после повышения зарплаты резко увеличился объем формальных бюрократических отчетов.

При такой ненормальной ситуации системе образования «не грозит» возрождение.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ