Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
По данным социологов, проблема миграции входит в десятку самых важных тем, которые волнуют россиян.
Интервью Директора Федеральной миграционной службы Ромодановского К.О.
28.02.2008. http://www.fms-rf.ru/
«Чайна-таунов» в России не допустим!»
-Константин Олегович, как у нас сегодня обстоят дела с переселением и миграцией? Создается впечатление, что процессы бурлят.
-Слава Богу, что «бурлят», если можно так сказать - спокойно. Если сделать экскурс в историю, то сначала, после распада СССР у нас миграции как бы не было ни в каком виде. Приезжающие к нам на работу люди из ближнего зарубежья, в силу забюрократизированного порядка, волей неволей становились нелегалами – начался хаос. Сейчас, с учётом работы новых миграционных законов мы начинаем постепенно упорядочивать этот процесс. Бесспорно, что мигранты нам нужны. Они необходимы как воздух для строительного и коммунального сектора, для сельского хозяйства и.т.д. С другой стороны надо отрегулировать «шлюзовые камеры» и научиться ими пользоваться на все сто процентов, чтобы не получить сложностей “а-ля Франция”.
-А сколько у нас в России сегодня мигрантов? Не перебор ли?
-Я бы в этой связи хотел вести речь в первую очередь о трудовых мигрантах, то есть о тех, кто задерживается в нашей стране и составляет самую многочисленную категорию. Их количество определяется потребностями нашей экономики. Сейчас их порядка 10 миллионов человек. Эта цифра включает как из нелегальных, так и легальных мигрантов.
-А кого больше?
-Пока, к сожалению, нелегалов. Их где-то 5-7 миллионов. Но мы все делаем для того, чтобы нелегалы становились легальными мигрантами. Однако наводить порядок надо не только карательными методами, мы уже имеем возможность использовать метод кнута и пряника, с одной стороны, высокие штрафы для работодателей, с другой - простая процедура получения разрешения на работу и уведомительный порядок оповещения нас со стороны предпринимателей - это разумный подход. Сейчас мы умеем решать проблему нелегальной миграции. В прошлом году 2 миллиона 136 тысяч мигрантов получили разрешение на работу. В 2006 году таких разрешений было выдано всего 500 тысяч.
-Есть такое мнение, что все это цветочки - миграция из Средней Азии. А что у нас с китайцами происходит?
-Их в этом году меньше приехало. На первом месте у нас Узбекистан - 17,5 процентов, Китай на втором месте - 15,5%. В прошлом году среди всех легально работающих мигрантов китайцев было 20%. У нас есть, конечно, с ними проблемы, в том числе и нелегальный транзит в Западную Европу через нашу страну под видом туристов. Но эта задача касается не только нашего ведомства, думаю, что в скором времени мы сообща с оперативными службами наведем и здесь порядок, но хочу вас заверить в том, что китайцам в сравнении с гражданами из бывшего союза намного тяжелее въехать и раствориться в России, да и большей части они возвращаются к себе на родину. Мы учитываем опыт наших коллег из США и Европы и не даем, и не будем давать им возможность создавать так называемые мини поселения – чайнатауны. Еще настораживает тот факт, что наши соседи из Поднебесной вкладывают средства в вывоз наших природных ресурсов и не очень заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности в нашей стране, здесь конечно надо экономически и сообща с заинтересованными службами решать эту ситуацию.
«Проблема не в трудовых мигрантах, а в их оседании»
-Гастарбайтеры - это палка о двух концах. С одной стороны, они решают демографическую проблему. С другой, вытесняют коренных жителей. Где золотая середина?
-Миграция - долгосрочный и очень тонкий вопрос, и я бы не стал миграционную проблему смешивать с демографией. Демография упирается в спад рождаемости и высокой смертности, и связано это с пережитыми экономическими и политическими катаклизмами в России. Мы демографический провал латаем за счёт трудовых мигрантов, которые занимают пустующие или совсем не престижные вакансии. Ведь мигрант – это тот, кто работает, приносит пользу своим трудом, и может полностью прокормить себя. Ну не может сегодня Россия без мигрантов. А условия мы им создаем заведомо сложные. Работодатель меньше ему платит. Может заставлять пахать сутками. Как робот. С другой стороны, «предприимчивые» российские бизнесмены зачастую злоупотребляют ситуацией, берут вместо квалифицированных и «дорогих» россиян нелегалов из Таджикистана, Узбекистана, Украины и.т.д. Это, конечно, нарушает и дестабилизирует внутренний трудовой рынок, но мы сейчас имеем возможность бороться с такой предприимчивостью и наказывать рублём. Не хочешь по-честному и прозрачно – плати штраф за каждого незаконного мигранта до 800 тысяч рублей в казну государства. Например, в Москве средний штраф, налагаемый сейчас на работодателей, составляет 146 тысяч рублей. В то же время в странах СНГ более быстрыми темпами растет зарплата, повышается уровень благосостояния. Как бы нам еще не пришлось воевать за мигрантов и рабочие руки.
-Ваша служба отслеживает миграцию из России? Сколько, например, людей уехало за последний год. Кто они по специальности?
-В этом году людей уехало меньше. На Запад уехало … тысяч двенадцать. Но в первый год у нас уменьшилось количество уезжающих. Я говорю о миграционном приросте. В позапрошлый год потери были 532 тысячи, в 2007 году - 224 тысячи. Впервые количество россиян, выезжающих за границу на постоянное место жительство, сократилось.
-Что вас больше всего тревожит из нашей миграционной политики, самые опасные сценарии развития в ближайшие два-три года?
-Главное - это профессионально научиться регулировать миграцию в нашей стране, извлекать пользу не только в виде построенных домов, чистых улиц и уплаченных налогов. Во-первых, нам надо эффективно и подконтрольно распределять трудовые ресурсы по всей стране с учётом потребности экономики и спроса работодателей, сокращать количество неквалифицированных рук, научиться отбирать и использовать из общего потока специалистов, чтобы, к примеру, экскаваторщик или сантехник не мели улицы, а могли устроиться, в том числе и с помощью нашей Службы, по своей специальности. Во-вторых, создать механизм по разгрузке перенаселенных мигрантами регионов, уметь их своевременно перенаправлять и тем самым защищать права собственного населения на труд. В-третьих, использовать историческую и экономическую ситуацию в развитии русского языка и культуры в Средней Азии и Закавказье. Россия дает возможность заработать не только приезжающим, но и странам, из которых они к нам едут, так давайте укреплять свое культурное присутствие в этих регионах. Нам нужны специалисты с хорошим знанием русского и нашей культуры. Нужно не упустить момент и, быть может, от части прибыли, которая сейчас нам дает миграция, реанимировать и поддерживать среднее профессиональное обучение собственных граждан, чтобы через каких-то 10-15 лет у России не было бы проблем с крановщиками, бульдозеристами, электриками и.т.д. А шлюзы распределения миграционной реки не давали бы возможности приезжающим гастарбайтерам незаконно оседать на долгие годы в нашей стране, поработал, заработал честно, живи дома, вот если мы все это будем соблюдать и реализовывать, то никаких проблем, кроме пользы от миграции в России не будет.
О паспортах и гражданстве:
-Ощущение такое, что миграционная сфера коррумпирована донельзя. Без денег или блата получить гражданство невозможно. То квоты закончились, то еще что-то. Куча каких-то посредников. Может, уже официально поднять ценз платежа. Как Немцов в свое время предлагал: хочешь откосить от армии, плати государству и коси.
-Я бы не стал говорить, что получить гражданство невозможно. Например, в 2005 году его получили полмиллиона человек, в 2007 - 325 тысяч.
-Вам не кажется, что сложности с получением гражданства и паспортов созданы сознательно? Вот сидит клерк, с маленьким окладом. Пришел к нему человек, быстро паспорт получил и забыл про миграционную службу вообще. А уважение оказать?
-Я об этом знаю, и мы, конечно, мониторим каждый день наши управления и отделы, сейчас вот создали свою инспекцию по личному составу, хоть она и не имеет оперативных возможностей, но всё равно еще один механизм. Сотрудники ФМС должны чётко понимать, что наша служба обязана на качественном уровне обслуживать, да, именно обслуживать население. Пришел человек, чтобы оформить заграничный паспорт или обычный, визу для друзей или партнеров по бизнесу и.т.д., значит, у него не должно быть проблем и головной боли на счёт очередей и непрофессионализма наших сотрудников. Этот серый и достаточно прибыльный рынок, который за годы сложился вокруг, в том числе и паспортно-визовой службы надо выводить из тени, безумные деньги, что на нем вертеться, конечно, находят дороги на подкуп сотрудников, но помимо этого должен быть и механизм контроля за работой чиновников, в том числе и общественный. Я недавно приехал, посмотрел на выдачу биометрических паспортов. В списках «очередников» - 100 человек, а в кабине сделано только 55 фотографий. Пришлось задать вопросы руководителям по организации работы. К вечеру было сделано уже 115 биометрических паспортов.
-Но это, потому что вы там побывали…
-Да, но пока вопрос решается так, и у меня есть замы, которые получили команду лично контролировать выдачу биометрических паспортов. В общем, мы взяли это процесс под плотный контроль.
-Сейчас можно получить паспорт старого образца и паспорт биометрический. Какой лучше сделать?
-Без разницы. Абсолютно. Если есть на территории биометрическая точка - получайте биометрический. Если ее нет, не надо напрягаться. Паспорт старого образца действует весь срок, на который выдан - пять лет. Это установлено Законом. Не должно здесь быть ажиотажа.
О нежеланных гостях:
-Недавно во Владивостоке произошла дикая история. Сцепились две диаспоры - армянская и азербайджанская. Со стороны азербайджанцев трое ранены. Их отвезли в больницу. Одного спасти не удалось. После чего подъехали азербайджанцы на двух автобусах. Требовали хирурга на расправу, избили медперсонал. Успокоил их только ОМОН. Выяснилось, что половина из них в розысках по разным делам, почти все - свежеиспеченные граждане России. Нужны ли нам такие граждане? И есть ли у нас процедура быстрого лишения гражданства, выдворения, депортации?
-Ну, здесь не гражданства надо лишать, за такое преступление в тюрьму сажать нужно. Давайте, разделим два понятия: выдворение и депортация. Решение о депортации принимает только директор ФМС, лично. Решение о выдворении принимает суд. И если в позапрошлом году из России было выдворено порядка более 50 тысяч человек, в 2007 году – менее 30 тысяч, то депортировано всего 40 человек.
-Что за люди удостоились депортации?
-Ранее судимые, ВИЧ-инфицированные, и те, кто нарушил решение суда о выдворении.
-В чем же разница между депортацией и выдворением?
-Решение о депортации принимает директор ФМС, о выдворении - суд. Это одна и та же процедура принудительного перемещения. Но мы сейчас переходим к такой процедуре как “реадмиссия”, это когда в принудительном перемещении некоего лица задействованы сразу два государства. Перемещаемое лицо в этой ситуации оказывается более защищенным. И когда я беседую со своими коллегами из стран СНГ, я нахожу понимание.
-А как быть с Грузией? В Грузии один известный деятель сказал публично: “Воровать в России надо, а дома - людям помогать”. Не думаю, что Грузия, которая спихнула нам весь свой криминал, будет заинтересована в реадмиссии…
-Честно говоря, обидно слышать подобного рода заявления от представителей близкого по вере и культуре народа, не говоря уже о том, что навеки и вовеки веков соседи мы, и столетиями жили в одном государстве. Но свою работу мы строим, конечно, исходя не из обид или симпатий, а из требований закона. И те, кто его нарушил, будь то граждане Грузии или российские граждане – грузины по национальности, должны нести отвечать за это. Я имею в виду нарушения уголовного закона. А что касается возвращения граждан, как я уже говорил, реадмиссия – это более цивилизованный механизм, но есть и другие меры, применяемые к нарушителям.
О соотечественниках:
-Раньше говорилось, что в 2007 году по программе переселения соотечественников к нам должны были приехать 100 тысяч человек. Теперь называются другие цифры - в 2008 году Россия примет всего 25 тысяч человек. В чем проблема, почему программа буксует? Сколько в реальности переселилось людей?
-В прошлом году приехало около 900 человек. А ожидалось 50 тысяч…
Что такое процесс возвращения соотечественников? Люди должны приехать, но куда? В 12 пилотных регионов. Но, эти регионы сначала давали одну цифру - сколько народу они могут принять. Потом совершенно другую. Наиболее адекватным оказался калининградский губернатор, который рассмотрел в переселенцах потенциал, который пойдет на пользу региону. Это пассивность регионов вселения. Наш механизм работает с сентября. Мы, двадцать тысяч человек, в легкую, не напрягаясь, перевезем. А где их размещать? Тем более, не все пилотные регионы богаты. И еще, многие соотечественники из ближнего зарубежья просто не знают об этой программе. Мы сейчас открываем 2 представительства ФМС в ближнем зарубежье, в Узбекистане и в Казахстане, 5 уже работают в Латвии, Армении, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане.
- Не ждите поддержки от местных властей. Как только была запущена эта программа, я побывал в Таджикистане. На русских там держится делопроизводство, бухгалтерия, педагогика. И тем, кто собрался уезжать по программе переселения, власти открыто говорили: “Езжайте, вас Россия уже кинула один раз, в 90-х годах, кинет опять. Высадят вас в Тверской области как картошку, будете в колхозе ковыряться”.
-Ну, для начала, мы же никого насильно не тянем. Но и кидать их не собираемся. Изначально говорилось о том, что порядка 650 тысяч людей готовы выехать в Россию. Это не просто цифры, это результаты, полученные с помощью мониторинга, нашего и Министерства иностранных дел. Это количество людей, которые испытывают потребность к выезду в Россию. И эта программа нацелена на то, чтобы помочь тем, кто уже решил переезжать, но ограничен в возможностях. Но мы не уговариваем ни делопроизводителя, ни бухгалтера. И мы понимаем, что этой программой ослабляем русскую диаспору в этих странах.
-К сожалению, те кто хотел уехать, уехали давным-давно. Сужу по людям из русской диаспоры в Таджикистане.
-Думаю, что все же не все. А тем, кто выехал самостоятельно, все равно нужна помощь в получении законного статуса и обустройстве. Это огромная проблема. Недавно я общался с губернатором Тверской области, и узнал, что главы местных администраций начинают позитивно смотреть на своих соотечественников. Они начинают проявлять заинтересованность в людях, которые переехали к ним, просят помочь им со статусом и гражданством.
О чужих ошибках:
-На прошлой неделе миграционное законодательство ужесточили сразу две европейские страны. В Англии теперь требуют залог за туристическое частное приглашение - 1000 долларов. В Германии, наплевав на толерантность, запретили посещать госучреждения в хиджабах и сократили социальные пособия для мигрантов. А почему мы опять идем не в ногу?
-Введя уведомительный учет мигрантов, мы смогли за прошлый год хотя бы представить себе картину миграции, посчитать приезжих. И либерализм тут сработал на все 100. Я считаю, что мы ничего не проигрываем. И исторически опаздываем за Западом. И слава Богу. Мы не совершаем их ошибок - демократических и правозащитных. Мы четко понимаем разницу между “длительным оседанием” и приездом на работу. На Западе очень долго не могли понять разницу между этими двумя простыми терминами. И в итоге, получили беспорядки в пригородах Парижа, и не известно, какие проблемы ждут Европу в будущем.
-То есть, мы впервые решили учиться на чужих ошибках?
-Мы не учимся, мы просто понимаем, что происходит с миграционными процессами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |