Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Дипломатический «бунт на коленях»

18.03.2008. Третий путь

Андрей Суздальцев

Все идет по плану. А. Лукашенко не пойдет навстречу России. Но он пока не готов открыто повторить путь Мазепы. Силенок мало. Нужны кредиты и подтверждение льготных поставок энергоносителей. Это даст самое дорогое – время. Потом можно будет «перехватить» на Западе, который никуда не денется … тянуть время и одновременно вырвать у Москвы кредит и льготный газ. Задача-max: наладить отношения с Д.Медведевым. Добиться, чтобы первый визит за рубеж третий президент России совершил в Минск. … Но и Москва не дремлет. Ей нужны доказательства, а не поклоны и заверения в преданности.

А. Лукашенко находится на тактической стадии диалога с Западом (1); А. Лукашенко должен во что бы то ни стало наладить отношения с Д. Медведевым (2); А. Лукашенко необходимо срочно найти доводы (доказательства) его лояльности Москве (3); А. Лукашенко ищет возможности сохранить «ливийский» вариант его отношений с Западом, предоставляющий ему возможность «новой легитимности» и поддержку со стороны Запада его пожизненной власти в Беларуси (4).

5 марта А. Лукашенко пошел в наступление и в телефонном разговоре с вновь избранным президентом России буквально вырвал у него обещание посетить Минск. Белорусский президент физически опередил Назарбаева, что является несомненным успехом белорусского руководства.

Стоит отметить, что, конечно, не РБ сейчас на повестке дня российского руководства на постсоветском пространстве. Растет значение контроля, а также доминирования России в Центральной Азии. Вопросы о начале строительства Прикаспийского газопровода, присоединения Астаны к «Сарматии», проектировании Транскаспийского газопровода и придание ему статуса восточного ответвления планируемого Nabukko, привлечения газа Центральной Азии в «Южный поток», роли Китая в регионе, расширении влияния НАТО в регионе, внутриполитической стабильности и геополитической ориентации Ташкента, неумолимом разрушении государственных институтов Киргизии, начале строительства газопровода в Китай и т.д. и т.п. Любая из данных проблем носит серьезное геополитическое, военно – стратегическое и экономическое значение для России. Безусловно, Беларусь в этом плане менее интересна и не столь важна для российского руководства. А. Лукашенко, тем не менее, успел выйти на перехват…

Сейчас белорусское руководство составляет комплексный план приема «дорогого Дмитрия Анатольевича», расписывая поручения по ведомствам и отделам АП РБ. Из пыльных папок достаются длинные списки всего, что Россия «должна», а лучше «обязана» срочно «поставить», «предоставить», «обеспечить» и, в итоге, «признать обоснованность белорусских требований…».

Условия создания постоянного диалога с третьим федеральным президентом созданы. Но это было самое простое «задание». Осталось еще два дела, призванных решить проблемы с Москвой: создание подходящего внешнеполитического и внутриполитического фона (1) и подготовка комплекса противоречащих друг другу аргументов (2).

Стоит напомнить, что Киев так и не подписал с «Газпромом» соглашения о выходе к 2011 году на рыночные цены в импорте энергоносителей. В итоге Ю. Тимошенко имеет шанс повторить на ближайших президентских выборах успех А. Лукашенко в 2006 году, чье переизбрание белорусским электоратом было обусловлено пролонгацией цен на газовый импорт 2005 года на 2006 год.

Союзное Государство России и Беларуси имеет энергетическую основу. Долгое время казалось, что без интеграционного «прикрытия» обеспечить российскую энергетическую дотацию экономики Беларуси невозможно. Успех Ю. Тимошенко опроверг данный тезис на практике.

Воспользуется ли А. Лукашенко украинским опытом? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Превращение А. Лукашенко в белорусского Мазепу зависит не только от его политической воли, но и от Запада. Между тем, Европа и США, убедив себя, что Минск уже полностью «созрел», вступили друг с другом в конкуренцию за лавры «демократизаторов» «последнего диктатора Европы». Белорусские власти почувствовали, что между Брюсселем и Вашингтоном вспыхнула ревность за благосклонность Минска, о чем совершенно справедливо заявил 7 марта белорусский сенатор Н.Чергинец. В итоге началась гонка «доброго» и «злого» «следователей».

С одной стороны, 7 марта в Брюсселе подписано Соглашение между правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Еврокомиссии в Беларуси, что фактически завершает процедуру открывания посольства (без кавычек) ЕС в Минске.

С другой стороны, США, всеми силами стремясь подтолкнуть Минск к знаковым продемократическим действиям (в данном случае скорейшее освобождение А. Козулина), на прошлой неделе предоставили белорусским властям повод для объявления официального Минска жертвой американских санкций – в ночь с 5 на 6 марта были опубликованы расширенные толкования уже введенных в ноябре 2007 года санкций против иностранных представительств государственного концерна «Белнефтехим». Спешка Белого Дома связана не только с подозрениями в адрес европейцев, уже щеголяющих в мантиях «демократов – мичуринцев», но и с крайним дефицитом позитивных внешнеполитических новостей для республиканской партии, определившейся с кандидатом на президентских выборах 2008 г.

Автор этих строк с подозрением относится к информации, что «дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим» (терминология МИДа РБ) «тянут» на миллиард долларов США. Но в данном случае это было уже не столь важно, так как у официального Минска появилась возможность предоставить Москве «доказательства» своей лояльности. 6 марта А. Лукашенко в срочном телефонном разговоре поспешил выложить «доказательства» В. Путину.

История потребовала продолжения и 7 марта разразился белорусско – американский дипломатический кризис низкой интенсивности, очень напоминающий инсценировку. Отозвав своего посла из Вашингтона естественно, «для консультации» официальный Минск снова претендует на место в истории дипломатии – белорусские власти «предложили» послу США «покинуть» Минск. Если данный «бунт на коленях» необходимо считать «ответными шагами Беларуси», «которые будут носить жесткий характер», то американский посол, поспешивший заявить, что никуда из белорусской столицы ехать не собирается, рискует приобрести имидж «агрессора против суверенной Беларуси».

Между тем, политика Запада в отношении режима А. Лукашенко, несмотря на тактические расхождения между Брюсселем и Вашингтоном, приобретает стройность и доступную ясность. В этом плане статья господина Оллнатта (главный редактор англоязычного сайта 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода') «Добрая воля Белоруссии» не могла остаться незамеченной. Она позволила лишний раз убедиться в следующем:

- В Европе и США существует понимание, что А. Лукашенко продолжает находиться только на стадии тактических шагов по сближению с ЕС и пока не имеет политической воли для разрыва с Москвой.

- Запад должен неустанно подталкивать А.Лукашенко к демонтажу его политических связей с Россией, сохраняя экономические (брать на содержание Минск Западу ни к чему). В этой связи, традиционное стремлении А. Лукашенко играть на противоречиях между Востоком и Западом стоит поддерживать, так как данная практика не несет какого-либо ущерба ЕС и США, а направлена исключительно против Москвы.

- А. Лукашенко должен выполнить свои обязательства по освобождению политических заключенных, так как успех демократизации в РБ уже анонсирован в западном политическом мире.

- Запад готов поддерживать А. Лукашенко, так как никакой серьезной силы белорусская оппозиция не представляет. Запад учитывает широкую популярность А. Лукашенко в среде белорусского населения (что-то не слышно сторонников пресловутого «диалога» с А. Лукашенко из рядов белорусской оппозиции – весь 2007 год едва не в ногах валялись у белорусского президента, а в итоге получили удар с «тыла»).

Последний вывод ключевой: создание из РБ европейской Ливии с несменяемым белорусским «полковником Каддафи», в данном случае «майором», является хорошо просчитанным шагом и связан, конечно, с проблемами России и Запада. Интерес ЕС к Беларуси состоит в задаче создания надежного транзитного кордона против российской энергетической экспансии в Европу. Минск и Киев должны утопить в транзитном «болоте» экспортный потенциал «Газпрома», освободить Брюссель от необходимости экономически поддерживать свое «европейское пограничье».

Без России и Ирана энергетические проблемы Европы неразрешимы, но Россия нужна ЕС не в качестве равноправного партнера, а энергетической колонии. Восточной Европе уготована роль колониальной стражи. Однако Запад будет спешить – влияние России на постсоветском пространстве растет. Впервые за последние пятнадцать лет это влияние начинает приобретать идеологический характер.

А. Лукашенко как раз не склонен спешить, хотя его и подталкивают со всех сторон. Пока время работает на него: некоторое время новая российская администрация будет занята своими внутренними проблемами, успех Ю. Тимошенко создал прецедент и подкрепил в окружении А. Лукашенко сторонников «ухода на запад», впереди тендер на строительство АЭС и т.д. Белорусский президент будет до последнего оттягивать момент окончательно «прояснения» отношений с Москвой, стимулируя международные скандалы, а также организовывая демонстрации лояльности и публичные выражения преданности…

(сокращенный вариант)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ