Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.03.2008. РИА Новости
Мария Лукьянова
Не было сомнений, что «косовский прецедент» эхом отзовётся в СНГ-2, неформальном объединении четырёх непризнанных республик на постсоветском пространстве – Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии. Объединение создано в 2001 года для оказания взаимопомощи и консультаций.
Косово провозгласило свою независимость от Сербии 17 февраля текущего года. Спустя считанные часы ряд западных стран уже заявили о готовности признать новообразовавшееся государство. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье тут же обратились к Российской Федерации с просьбой признать их, в свою очередь, суверенными государствами.
Руководство РФ оказалось в сложном положении.
С одной стороны, Москва всячески подчеркивала: мгновенное признание государственной независимости Косово Соединенными Штатами, Францией, Великобританией, Германией и иными странами произошло вопреки позиции Республики Сербия и в обход решений Совета Безопасности ООН. Это противоречит основополагающим международным документам – Декларации о принципах международного права, Заключительному Акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Уставу ООН.
С другой стороны, абхазы, южные осетины и приднестровцы изначально были против развала Советского Союза (о чём и заявили на референдумах), никак не поддерживали антироссийскую политику Тбилиси и Кишинева и ещё в начале 90-х годов заявили о намерении выйти из состава Грузии и Молдовы - соответственно. За истекшие полтора десятилетия они фактически создали собственные государства со своими парламентами, экономикой и вооруженными силами. Грузия и Молдавия, как известно, неоднократно пытались вмешаться в этот процесс военным путём, но потерпели поражение. Россия в тех локальных конфликтах выступала в качестве посредника на переговорах, вводила миротворческие силы для разделения воюющих сторон.
Нужно сказать, что для России здесь наличествует ещё и непростой фактор морального свойства: население Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в массе своей настроено в пользу союза с Россией, многие даже приняли российской гражданство и имеют российские паспорта. Гуманно ли и разумно ли пренебречь искренним стремлением этих людей, оставить их без поддержки со стороны Москвы, на которую они продолжают надеяться? Сделать ли России выбор в пользу их интересов или строго придерживаться буквы международного права – кстати, грубо нарушенного Западом в случае с Косово?
По этому поводу в российских СМИ разгорелась дискуссия, в ходе которой поднимался и такой вопрос: а что, собственно, выиграет и что потеряет Россия, признав сегодня государственность непризнанных республик?
13 марта проблема рассматривалась на парламентских слушаниях в Госдуме. Депутаты в основном склонялись к тому, что наших искренних друзей на Кавказе и на Днестре следует поддержать в экономическом и гуманитарном плане, но с окончательным признанием их государственности не спешить. Алексей Островский, глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, заявил, что Россия может изменить формат отношений с членами СНГ-2, переименовав их из «непризнанных» в «республики с отложенным статусом». Добиваться для них дипломатическим путём широкой автономии в составе Грузии и Молдовы. Словом, действовать поэтапно, не подгоняя события. Для начала учредить там постоянные российские миссии, установить для непризнанных республик режим беспошлинной торговли с Россией. И ни в коем случае не повторять агрессивную практику западных партнеров.
Любопытно, что буквально накануне парламентских слушаний, 12 марта, Джеймс Аппастурай, официальный представитель НАТО, заявил на пресс-конференции в РИА Новости: «Вопрос о независимости Косово никак не связан со стремлением к самоопределению других областей, это исключительный случай». Но если Косово – нечто исключительное, то Абхазия или Южная Осетия ещё более исключительны.
В Косово, историческое сердце Сербии, албанцы пришли относительно недавно и начали последовательно теснить коренное население (что, кстати, вызвало известные репрессии со стороны режима Милошевича).
Абхазы живут на своей земле много сотен лет. В состав Российской империи Абхазия вошла 200 лет назад как самостоятельное государство. После революции и крушения империи она в таком же суверенном качестве присоединилась к Советскому Союзу – наряду и наравне с Грузией. До 1931 года оставалась отдельной республикой, и только волей Сталина была оформлена как часть Грузинской ССР. Так что у абхазов есть все исторические основания претендовать на независимость от Грузии.
Не меньше оснований у осетин, которые и в давние времена никогда не были подданными никакого грузинского князя. К сожалению, в советский период их земли волей того же Сталина были поделены надвое: северная часть осталась в России, южная отошла Грузии. Осетины оказались разделенным народом. Не исключено, что за нынешним стремлением Южной Осетии к государственной независимости просматривается ещё и надежда на национальное воссоединение.
«Нахождение в одном государственном пространстве с новейшей, «демократической» Грузией обернулось для нас двумя чудовищными актами геноцида осетин, когда был убит каждый сотый - говорит президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. И Косово для нас никакой не прецедент. О своей независимости мы заявили ещё 17 лет назад, когда Тбилиси самовольно, в нарушение всяких законов заявил о выходе из Советского Союза. Южная Осетия на своем референдуме выступила против, за что и поплатилась».
Сходным образом высказывается Сергей Багапш, президент Абхазии. «Мы требуем независимости, чтобы сохранить свой народ, свой этнос, - говорит он. А пребывание в составе Грузии обошлась нам в две кровавые, разорительные войны, отнюдь не нами развязанные. Спасибо за такую «широкую автономию», нам больше её не надо».
В последнее время обстановка в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов снова накаляется. Линия поведения Тбилиси непредсказуема, зачастую деструктивна. Отмечены факты нарушения действующих соглашений о поддержании мира. Усиленно наращиваются наступательные вооружения, раздаётся воинственная риторика. Предпринимаются попытки разрушить действующие механизмы урегулирования конфликтов и скомпрометировать миссию российских миротворцев. У абхазов и осетин есть основания полагать, что Тбилиси делает выбор в пользу силового сценария. С учетом военного опыта последних пятнадцати лет, вряд ли стоит ожидать, что они встретят цветами грузинские войска.
Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов заявил на днях в РИА Новости: чтобы России признать независимость Абхазии, ей прежде следует договориться об определенных компромиссах с Грузией, чтобы не обострять и дальше отношения. В плане традиционной высокой политики это правильно, только традиции сейчас бесцеремонно ломаются в ходе очередного передела мира. Как в Косово.
Грузия рвётся в НАТО. Уже в апреле на встрече в Бухаресте ей могут сделать первое официальное приглашение. Согласно положениям, принятым в альянсе, все его члены должны оказать вооруженную помощь любому своему участнику, если против него совершается агрессия. Трудно ли будет бывалым демагогам доказать, что отчаянный порыв Южной Осетии и Абхазии к независимости есть покушение на суверенитет Грузии? И с кем и о чём тогда будет договариваться Россия?
«Абхазию не устраивает формулировка «республика с отложенным статусом», предложенная российскими депутатами, - говорит Гурам Гумба, председатель комитета по внешним связям парламента Абхазии. Отложенный статус для нас – опасная неопределённость. Она не даёт нам ни возможностей для устойчивого развития, ни гарантий стратегической безопасности». По мнению Гумбы, подобная неопределенность невыгодна и России: если снова полыхнёт за Кавказским хребтом, пожар отразится в окнах всего Северного Кавказа.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |