Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.03.2008. Азия-плюс (Таджикистан)
Ольга Тутубалина
Альянс персо-язычных стран. Куда идет Таджикистан?Во вторник в Душанбе министры иностранных дел Таджикистана, Ирана и Афганистана подписали совместное коммюнике. Встреча была посвящена подготовке трехсторонних переговоров президентов этих стран, которые, как ожидается, должны завершится подписанием соглашения о создании Экономического совета персо-язычного союза. Подробности в материале "АП".
В СОВМЕСТНОМ заявлении основной упор был сделан на экономические вопросы сотрудничества. Так, были рассмотрены вопросы строительства двух железных дорог из Ирана через Афганистан в Таджикистан. Одна из них пойдет через афганский Герат и Шерхонбандар, вторая - от Айнака через Кабул, Кундуз, Нижний Пяндж и до Душанбе, а далее вдоль реки Вахш в Олой (Кыргызстан) и Кашгар (Китай).
В области энергетических проектов было решено провести линии электропередачи от границы Ирана, через Герат, Мазари-Шариф и до границ Таджикистана. Для этого стороны договорились построить гидроэлектростанцию на территории РТ.
В совместном заявлении были также отражены вопросы сотрудничества в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д. Коснувшись идеи создания единого телеканала персо-язычных стран, глава МИД РТ Хамрохон Зарифи отметил, что по его предложению центральный офис ТВ было решено открыть в Душанбе.
Между тем, главной причиной встречи глав внешнеполитических ведомств ИРИ, ИГА и РТ стала подготовка к переговорам президентов трех стран, которые намерены создать персоязычный союз. А учреждение трехстороннего Экономического совета президент РТ на встрече с министрами 24 марта назвал "одним из основных средств реализации благоприятных совместных возможностей". Экономический, национальный координационный совет будет призван регулировать реализацию принятых договоренностей. Таджикская сторона до конца апреля должна разработать регламент этого совета. Его первое заседание намечено на вторую половину мая.
Дата трехсторонней встречи президентов Афганистана, Таджикистана и Ирана еще не определена. Между тем, источники в МИД не исключают, что она может состояться в рамках саммита ШОС, который в нынешнем году должен пройти в Душанбе.
РОЖДЕНИЕ персоязычного альянса Иран - Афганистан - Таджикистан, по оценке российских экспертов, стало возможным с уменьшением влияния России на Таджикистан. "Душанбе, традиционно ориентированный на Москву, постепенно начал менять вектор внешней политики с российского направления на иранское, - считает "Независимая газета". - Ослаблением позиций России воспользовался Иран, рассматривающий Таджикистан как часть "большого Ирана". Стремление Душанбе к Тегерану можно объяснить законом геополитического тяготения - слабого к сильному. Тем более, что речь идет о родственных народах с общим языком, культурой, историей".
- Налаживание честных отношений с современным Ираном и Афганистаном имеет глубокие предпосылки, и не только культурные, - говорит известный таджикский политолог Рашид Гани АБДУЛЛО. - Сближению Таджикистана с Ираном и Афганистаном способствовало и завершение периода внутри таджикского конфликта и эффективное участие Ирана в реализации стратегических и экономических проектов РТ. Сегодня Иран воспринимается как эффективный партнер Таджикистана на международной арене. А отношения Таджикистана со странами, близкими по культурному пространству, гармонично вписываются в концепцию нашей многовекторной политики. Но эта многовекторность вовсе не направлена против России. Объясню, почему. Развитию отношений республики с тем же Ираном всегда способствовало углубление развития отношений и с Россией. Вот такой факт: во время своего визита в сентябре 2004 в РТ тогдашний президент Ирана Мухаммад Хотами предложил нам четверть миллиарда долларов для реализации проекта Сангтудинской ГЭС. Мы предложение приняли. А что Россия? Поначалу российская сторона, СМИ восприняли это событие негативно. Но потом россияне ответили предложением оказать содействие в реализации целого ряда проектов на общую сумму в 2 млрд. долларов! И хотя не все обещания были реализованы, тем не менее налицо то обстоятельство, что сегодня Россия реализует проект Сангтуда-1, а Иран проект Сангтуда-2. То есть, развитие наших отношений с Ираном подтолкнуло развитие отношений и с Россией. Поэтому я считаю, что нет никаких причин кому-либо беспокоиться по поводу стремления Таджикистана углублять дружбу с Ираном и Афганистаном.
По мнению председателя Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани МАМАДАЗИМОВА, Таджикистан должен сбалансированно подходить к налаживанию отношений по северному и южному направлениям. Такой подход откроет новые перспективы для нашей внешней политики, умело придерживающейся принципа открытых дверей.
- Начиная с прошлого года власти республики реально стали избавляться от исламофобии, закрепившейся в их умах в годы гражданского противостояния, - говорит политолог. - Президент страны совершил визит в исламские государства, был построен крупный мост через Амударью, соединяющий ее исламский левый берег и в основном светский правый берег. Острая необходимость максимально выгодно использовать свое географическое местоположение отодвинула исламофобию в дальние коридоры МИДа. Если до сих пор Таджикистан активно участвовал в двухсторонних и многосторонних связях в основном на северном направлении, то сейчас он стал серьезно обращать внимание на усиление связей на южном направлении. Там для нас находятся серьезные, неиспользованные резервы.
Полномасштабный выход в Афганистан и через него в Иран и Пакистан превратит нашу страну в удобную торгово-транзитную зону. Небольшой Таджикистан может связать между собой огромные рынки Дальнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, где проживает больше половины населения нашей планеты. Здесь и выход на огромный рынок сбыта электроэнергии в Афганистан, Пакистан и Иран.
И еще. Я считаю что, несмотря на разновекторность внешней политики Афганистана, Ирана и Таджикистана, принцип добрососедства, усиленного общей историей, культурой и языком будет залогом успешного сближения и развития сотрудничества между нами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |