Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Современное украинское государство отказывает в праве на национальную идентичность целому древнему народу - русинам. Между тем этот народ обладает богатой историей и культурой, уходящей корнями аж к истокам Древней Руси.
18.03.2008, http://www.edrus.org
Михаил Черниговцев
Наряду с другими <проблемными> нацменьшинствами Украины СМИ все чаще и чаще упоминают еще один, для многих загадочный, этнос - подкарпатских русинов. Для тех, кто не знает, поясняем: подкарпатские русины (они же руснаки или карпатороссы) - коренные восточнославянские жители Закарпатья, которое до декабря 1938 года официально носило название Подкарпатская Русь. По мнению аналитиков, сегодня в Закарпатской области проживает до 650 тыс. этнических русинов. Подобно русским, украинцам и белорусам они происходят из того же древнерусского корня, однако вследствие исторических перипетий русины развивались отдельно от других земель Руси, в том числе и от соседней Галичины.
Суть современной русинской проблемы на Украине заключается в том, что украинское государство отказывает русинским патриотам в праве считаться самостоятельным народом. Подобный статус они давно получили в Словакии, Венгрии, Румынии, Сербии и других странах, где также имеется русинское население. К слову, и во время всероссийской переписи населения 2002 года русины фигурировали как отдельная позиция в перечне национальностей. Однако, по версии не только маргинальных украинских национал-радикалов, но и официальной Украины, русины - это всего-навсего <закарпатские украинцы>. Самобытный русинский язык, сочетающий архаические древнерусские черты и многочисленные заимствования из языков соседей, объявляется в этой системе координат лишь диалектом украинского. Причем самосознание самих русинов никого не интересует. Вместо этого Закарпатье, наоборот, в соответствии с правительственными программами подвергается усиленной украинизации. Несложно предположить, что подобное попрание прав коренного населения самой западной, но отнюдь не <бандеровской> области Украины в перспективе может привести к возникновению нового очага национальной напряженности.
Откуда ты, Подкарпатская Русь?
Ни безликое <Закарпатье>, ни тем более антиисторическое словосочетание <Закарпатская Украина> не отображают в достаточной мере феномен небольшого клочка земли на южных склонах Карпатских гор. Речь идет об уникальном переплетении культур и традиций многих народов, считающих этот край своей родиной. Кроме русинов традиционно здесь проживают венгры, румыны, цыгане, словаки, немцы, евреи. После Второй мировой войны этническую мозаику региона массово пополнили русские, украинцы, белорусы, татары и многие другие народы. Примечательно, что в отличие от Галичины и в досоветский, и в советский периоды межнациональные отношения здесь отличались, как правило, высоким уровнем толерантности. Не изменил пока что людей и нынешний период <незалежної> Украины: русский - язык межнационального общения - в Закарпатье слышен очень часто, а говорящие на нем абсолютно не ощущают себя ущемленными членами общества.
Действительно, все, кто хоть раз побывал в Закарпатской области, отмечают удивительное своеобразие этого региона. Ужгород, Мукачево, Берегово, Хуст: Вообще, если эти города и напоминают другие населенные пункты, то явно не украинские, а скорее венгерские и словацкие, вместе с которыми они многие столетия пребывали под властью короны святого Стефана. Поддерживать свое обособленное положение помогал Карпатский хребет, отделяющий край от Галиции.
Несмотря на декларативные утверждения украинских авторов о вхождении всего Закарпатья в Киевскую Русь, большинство современных ученых, основываясь на сохранившихся источниках, не разделяет этого мнения. Имело место всестороннее культурное влияние древнерусских княжеств, многочисленные переселенцы из которых обосновались за Карпатами, тем самым приняв участие в русинском этногенезе.
Встретив начало судьбоносного ХХ века в рамках габсбургской Австро-Венгрии, после ее распада эти земли вошли в состав недавно созданной Чехословакии, образовав в ней автономный субъект - республику Подкарпатская Русь. В самом конце 30-х ее территория была поглощена хортистской Венгрией. Лишь приход Советской армии в 1944 году надолго связал судьбу региона с Украиной, присоединив его к УССР.
Русины и Россия
Несмотря на географическую удаленность, история русинской общественно-политической мысли демонстрирует трогательные примеры русофильства, апеллирующего к древнерусскому единству. Показательно, что большинство русинских литераторов XIX - начала ХХ века стремилось писать на русском языке, придерживаясь концепции единого восточнославянского (русского) народа. В частности, подобные взгляды отстаивал классик русинской литературы - Александр Духнович (1803-1865), значение которого для русинов сопоставимо со значением Шевченко для украинцев.
Да и собственно полноценное становление русинской национальной жизни в значительной степени связывают с 1849 годом, когда русские войска, спешившие на усмирение венгерского восстания, проходили через земли русинов. Величие и мощь российской армии, а главное - схожесть языка и церковных обрядов с русинскими, поразили современников.
Языковая близость действительно играла важную роль. Интересное объяснение мы находим у переселившегося в XIX веке в Россию русина Петра Феерчака. В частности, он отмечал: <В угорско-русском наречии (русинском языке. - <Профиль>) сохранилось <что> вместо южно-русского (украинского. - <Профиль>) <що> и <шо>. Все это несколько сближает угорско-русский язык с великорусским и, без сомнения, является, между прочим, причиной сильного тяготения угро-россов к общерусской литературе>.
Эту близость, причем не только языковую, осознавали также и великороссы. Как утверждал министр народного просвещения при Александре I князь Александр Николаевич Голицын, <народ, от которого нам можно желать ученых - это карпатороссы, говорящие одним с нами языком и сохраняющие веру предков наших>.
Русинские интеллигенты начали появляться в России еще в конце XVII - начале XVIII века. Достаточно упомянуть хотя бы дипломата при дворе Петра I Ивана Зейкана (1670-1739), первого ректора Санкт-Петербургского университета Михаила Балудянского (1769-1847) или видного российского славяноведа Юрия Гуцу-Венелина (1802-1839). К этническим русинам можно с полным правом отнести русского живописца, историка искусства, основателя реставрационного дела в России Игоря Грабаря (1871-1960).
Многих русинов не покидала мысль о достижении политического единства с Россией. Аннексии русинских земель Российской империей как огня опасались еще венгерские власти во второй половине XIX века. Во время Первой мировой войны простые русины массово переходили на русскую сторону, желая скорейшей победы царской армии. Неоднократно идея соединения с Россией высказывалась накануне и непосредственно после падения габсбургской монархии. Например, это зафиксировано в резолюции Русского конгресса в Нью-Йорке, прошедшего в июле 1917 года, участниками которого были не россияне, а уроженцы восточнославянских провинций Австро-Венгрии.
Русины и/или украинцы
Отдельно следует сказать о связи подкарпатских русинов с украинцами. Действительно, классики этнографии и языковедения традиционно относили русинов к малороссам (а всех их, в свою очередь, - к русским!). Однако подобное включение в малоросскую группу было весьма условным. Огромное количество заимствований у соседей вкупе с древнерусской архаикой, сохранившейся разве что на далеких отсюда просторах Полесья и Русского Севера, резко обособляло язык этого региона от всех остальных.
Вплоть до межвоенного периода сами подкарпатские русины ни в коем случае не отождествляли себя с украинцами. Вообще, это слово в течение длительного времени оставалось для жителей края непонятным. Если люди и подчеркивали свое этническое родство с жителями другой стороны Карпатского хребта, то говорили о своей принадлежности к русским вообще, не вдаваясь в неизвестное им этнографическое разделение восточных славян. Активно формировавшийся в XIX веке украинский литературный язык не только не воспринимался как свой, но из-за большого количества полонизмов нередко считался здесь <польским>.
С идеей так называемой <соборної України> широкие русинские массы имели несчастье близко познакомиться в 20-е годы ХХ столетия. Край наводнили <св_дом_> эмигранты из Галичины, начавшие крупномасштабную украинофильскую агитацию среди селян. Впрочем, новая идеология, хотя и сумела приобрести среди местного населения некоторое количество сторонников, была резко отринута консервативно настроенной частью подкарпатских русинов. Если украинофилы были сосредоточены вокруг общества <Просв_та> (известного у оппонентов как <Засл_па>) - носители общерусских взглядов были членами основанного в 1923 году Русского культурно-просветительного общества имени А. Духновича.
Прелести украинофильства проявились во всей красе, когда в октябре 1938 года пражское правительство по рекомендации дипломатов Третьего рейха назначило премьер-министром проукраинского политика монсеньора Августина Волошина (1874-1945). Волошин начал избавляться от остатков демократии. Оппозиционные украинству силы жестко подавлялись. Для несогласных недалеко от Рахова в ноябре 1938 года был создан первый в Чехословакии концлагерь, в котором украинские националисты из организации <Карпатская сечь> расправлялись с инакомыслящей русинской интеллигенцией. Вопреки конституции и желанию значительной части населения волошинцы переименовали автономную республику Подкарпатская Русь в так называемую <Карпатскую Украину> с подчеркнуто пронацистской ориентацией. Когда же в середине марта 1939 года <Карпатская Украина> провозгласила свою независимость, она, как разменная монета нацистской политики, была сразу же оккупирована венгерскими войсками.
После Второй мировой войны и вхождения в УССР подкарпатские русины были официально объявлены украинцами. Не желавшие украинизироваться подверглись репрессиям.
Русинское движение
Несмотря на украинизацию, коренному населению Закарпатья все же удалось сохранить свое национальное лицо. При первой возможности, на переломе 1980-го и 1990 годов, русины вновь заявили о себе. Уже в феврале 1990 года была зарегистрирована первая русинская организация - <Общество карпатских русинов>.
Тогда же были налажены контакты с зарубежными русинами. А в 1991 году в соседней Словакии прошел первый в истории Всемирный конгресс русинов. Результатом его работы стало создание Всемирного совета русинов - межрегионального органа, призванного координировать русинскую национальную жизнь в разных государствах. С этого времени конгрессы проводятся раз в два года в одной из стран, где проживают русины. Так, в 1999 году, вопреки протестам украинских националистов, конгресс прошел в Ужгороде. Впрочем, существование международных русинских структур является для подкарпатских русинов скорее психологической помощью, нежели действенным политическим инструментом.
В 1993 году часть отчаявшихся ввиду украинских реалий русинских деятелей во главе с профессором Иваном Туряницей даже объявила о создании так называемого Временного правительства Подкарпатской Руси. Однако эта идея не имела реальных результатов. Скорее, этот эпатажный шаг на некоторое время лишь осложнил русинскую национальную жизнь на Украине.
В принципе, идея самостоятельного государства или, на худой конец, автономии - не нова. Старики хорошо помнят межвоенную Подкарпатскую Русь. А сравнительно недавно, на референдуме, проведенном 1 декабря 1991 года, 78% жителей Закарпатской области высказались за придание ей статуса самоуправляемой территории. После окончательного развала Союза и создания СНГ вопрос с автономией самого западного и самобытного региона Украины просто замяли. Русины же и сегодня являются последовательными сторонниками автономии.
О той крайне непростой атмосфере, в которой приходится действовать русинским активистам на Украине, свидетельствует хотя бы следующий факт. В 1996 году кабинет министров этого государства принял программный антирусинский документ - <План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов>, предусматривающий <укрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.)>. Удивительно, но, несмотря ни на что, эта попирающая основные гражданские свободы бумага находится в силе до сих пор.
Однако <окончательное решение русинского вопроса> оказалось Украине не по зубам. Несмотря на частую дискриминацию, русинство все же достигло значительных успехов. Издается обширная литература на русском и русинском языках о русинах. Действуют многочисленные русинские организации - <Сойм подкарпатских русинов>, <Подкарпатско-русинское общество имени святых Кирилла и Мефодия>, <Общество имени Александра Духновича> и т.д. В крае работает около 40 русинских воскресных школ.
Во время проведения переписи населения в 2001 году русинами записались свыше 10 тыс. жителей Закарпатской области. На первый взгляд это весьма скромная цифра. Однако, учитывая многократно зафиксированные попытки переубеждения людей, это отражает численность лишь наиболее национально активных русинов края. То есть речь идет о людях, которые просто не позволили проинструктированным по русинскому вопросу переписчикам записать себя украинцами. Согласно же исследованию Центра социологических и маркетинговых исследований SOCIUM, охватившему по репрезентативной выборке 1500 респондентов во всех районах и городах области, 37% опрошенных выступает за признание русинов отдельным народом (30% - против, 37% - затруднились с ответом).
Важно отметить, что в марте 2007 года русинов официально признал самостоятельной национальностью Закарпатский облсовет. За признание проголосовал 71 депутат из 79. Киев, естественно, не согласился, начав новый виток антирусинской кампании в прессе. Однако прецедент имел место, и русины тем самым заметно укрепили свой правовой статус.
Заграница им поможет
Активные международные связи русинов традиционно воспринимаются Украиной с подозрением. С начала 90-х русины фигурировали в украинской прессе чуть ли не как одновременные шпионы Праги, Будапешта и Москвы. Естественно, что в подобных утверждениях всегда было больше преувеличений и откровенной дезинформации. С другой стороны, очевидно, что как русинское движение находится в постоянном поиске союзников, так и целый ряд государств, культурно и исторически связанных с русинами, заинтересован в установлении с ними взаимовыгодных отношений. Не исключено, что от результатов этого сотрудничества будет зависеть и перспектива русинского народа, и будущее самого Закарпатья. Именно поэтому данный вопрос заслуживает пристального внимания.
Геополитическая специфика Закарпатской области заключается в том, что она одновременно граничит с четырьмя странами-членами ЕС: Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Жители области уже привыкли к повышенному вниманию объединенных соседей, <неровно дышащих> к бывшим владениям Габсбургов. По городам и весям края регулярно путешествуют всевозможные комиссии, которые встречаются и с активистами нацменьшинств.
Характерно, что Европа безоговорочно поддерживает право русинов на этнонациональное самоопределение. Прекрасным примером является та же Словакия или Венгрия, где власти не только не сомневаются в существовании русинского народа, но и всесторонне его поддерживают на своей территории. Часто муссируется мнение, что Украина - это единственное государство с коренным русинским населением, не являющееся членом ЕС. Из этого как бы напрашивается вывод, что Подкарпатская Русь (с Украиной, а лучше - без) тоже, по логике вещей, должна вступить в Евросоюз.
Казалось бы, при чем здесь Америка...
Русинский вопрос активно интересует также США. Русинско-американские связи теснее, чем можно было бы подумать.
Начиная с последней трети XIX века вплоть до межвоенных десятилетий именно Америка была главным центром русинской трудовой эмиграции. Достаточно сказать, что, например, в одной из таких эмигрантских семей русинов родился основатель поп-арта Энди Уорхол. Всего же, по некоторым оценкам, в Штатах проживает до 620 тыс. американцев русинского происхождения, хотя из них лишь 12,5 тыс. признают себя русинами. В свое время США сыграли важную роль в образовании Чехословакии и включении в нее Подкарпатской Руси.
Важно отметить, что Всемирный совет русинов в настоящее время возглавляет гражданин США профессор Павел Роберт Магочий. Являясь авторитетным ученым международного уровня и самым известным современным русинским деятелем (именем которого некоторые украинофилы пугают своих детей), профессор тем не менее остается американским патриотом и, естественно, поддерживает сближение русинов со своей родиной. Магочий и его помощники действительно проводят большую национальную работу - например, финансируют в Закарпатье русинские воскресные школы и помогают книгоиздательству на русинском языке. Американские русины регулярно проводят встречи по поводу положения своих братьев в Европе с представителями МИД США, отдельными конгрессменами, а также дипломатами центральноевропейских стран. А в июне 2007 года благодаря усилиям Магочия представители русинских организаций Закарпатья попали на аудиенцию к Чрезвычайному и Полномочному Послу США на Украине Вильяму Тейлору. Общий же вектор этих действий направлен, конечно, в сторону ЕС, и не только от Украины, но и от России. Как заявил профессор Магочий, для русинов Украины Евросоюз теоретически может считаться символической родиной. Хорошие отношения с русинами, считающими себя хозяевами Закарпатья, также не повредят в случае создания тут американских баз ПРО:
А что же Москва?
Российское государство в русинской проблематике тоже участвует - правда, в меньшей степени, чем хотелось бы. Бывающие в Ужгороде посол РФ Черномырдин и консул РФ во Львове Гузеев во время своих визитов встречаются не только с русскими, но и с русинскими организациями. Поддерживается связь и по церковной линии: ведь, в отличие от соседних областей, УПЦ МП здесь - самая многочисленная конфессия. В 2006 году было открыто Русинское отделение Союза писателей России. К слову, в крае ежегодно за лучшие произведения на русском и русинском языках присуждается своя <Русская премия> (не путать с одноименной премией под председательством Ч. Айтматова).
Вообще, в русинских кругах часто слышится шепоток о помощи со стороны России, как и похвалы в адрес российского президента. Подчеркнуто пророссийскую позицию занимает один из известнейших русинских лидеров - глава <Сойма подкарпатских русинов> протоиерей Димитрий Сидор (см. интервью).
К сожалению, факт остается фактом: в самой России еще мало знают о подкарпатских русинах и плохо отличают их от соседей-<бандер>. Лишь в последние годы наметилась позитивная тенденция. В основном это касается довольно узких кругов гуманитарной интеллигенции. Вышло несколько книг и множество публикаций разного качества в прессе, принадлежащих преимущественно одним и тем же авторам. Материалы о русинах все чаще появляются на страницах академического <Славяноведения> и других малотиражных научных изданий. А широкие массы теперь могут почерпнуть достаточное количество популярной информации о русинах из Интернета.
В ноябре 2007 года в Москве была зарегистрирована первая организация этнических русинов и симпатизантов русинского народа <Русинское землячество <Карпатская Русь>. Однако, не имея спонсоров, землячеству вряд ли удастся в одиночку привлечь внимание к русинской проблеме.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |