Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Миражи Четвертого Рима

Портал RUSSKIE.ORG начинает публикацию размышлений известного русского писателя, одного из основателей Русского движения на Украине Сергея Анатольевича Сокурова о совместной истории русского и украинского народов и о попытках искажения исторических фактов, извращения исторической памяти, которые в последнее время все чаще предпринимаются со стороны украинских националистов. Эссе «Миражи Четвертого Рима» является единым произведением. Но Интернет-формат, в виду объемности текста, заставляет нас разбить публикацию эссе на несколько связанных между собой фрагментов.

«Все национальные сепаратизмы всегда противоречат исторической правде,

 но, чтобы обосновать свои исторические теории,

 даже только для оправдания своих личных взглядов,

сепаратисты должны неизбежно унижаться до фальсификации подлинной истории».

В. Яворский, Свободное слово Карпатской Руси, № 11-12, 1977.

 18.03.08, http://russkie.or

Основатели Киева - Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь - в версии современного украинского художника Сергей Сокуров

Авторское предисловие

Настоящая работа была написана в начале девяностых по следам беловежского безумия; отдельные главы публиковались в периодике, но только в 1997 г. попечительством ОРД «Союз Реалистов» издательство «Эребус» выпустило эссе в виде книжки тиражом в 1000 экземпляров, которые разошлись на различных форумах соотечественников и на Парламентских слушаниях в ГД. Через десять лет этот публицистический монолог, произнесённый на одном дыхании, затерялся на страницах 4-томника моих сочинений.

…Со дня окончания работы над рукописью немало воды утекло. Да мало изменилось из того, что «вдохновило» меня на писательский труд. А если и изменилось, то в сторону углубления той пропасти, образование которой началось с трещин вдоль республиканских границ СССР во время его распада. По разные стороны остались континент-Россия и разновеликие суверенные острова, с неодинаковой скоростью удаляющиеся от общего центра. Одни, из соблазнённых суверенитетом, с надеждой на «авось», отдались геополитическим ветрам и течениям, другие убыстряют свой векторный бег благодаря усилиям севшей на вёсла «титульной» политической элиты за хорошую плату из кармана богатенького заморского дядюшки. Как бывший геолог с 30-летним стажем, не могу утешиться истиной, дескать, и материки разбегаются, а тут кусочки посыпались. Потеря некоторых из них бередит душу; более того, часть её, также оторванная, удалятся в тревожную, неопределённую безвестность под вопли профессиональных сепаратистов «Геть вiд Москви!» (куда при этом не уточняется). Обидно и за Белую Русь. А вот по остальным, признаюсь, не тужу: одних «братцев и сестричек» слишком мало, чтобы заметить убыль; других, наоборот, очень уж много, а скоро, из-за нечеловеческой плодовитости, станет очень-очень много, за потомков страшно. Так что лучше пусть иные цивилизации цветут за мирными границами. Так надёжней…

Трагические события, вызывающие душевную боль, – лучший вдохновитель. Можно поддаться их влиянию на географическом и временном отдалении, искусственно, силой воображения став их соучастником. Меня же события конца 80-х – начала 90-х втянули в свой круговорот властно. В нём сблизились предметы и лица, сжались растянутые во времени события так, что далёкое прошлое и даже будущее стало частью настоящего. Свои ощущения того времени я передал через «Миражи Четвёртого Рима». Настоящий текст местами изменён, местами пришлось сокращать, местами добавил. Время ведь меняется, и мы, согласно его течению, видим удаляющиеся предметы под иными углами зрения.

Фарс может быть и смешным и кровавым

Запомнился с детства художественный кинофильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный». В конце второй серии несравненный Черкасов (он же грозный Иоанн, измученный, но не сломленный боярской изменой) смотрит прямо в глаза грядущим поколениям, не говорит - печатает на барабанных перепонках: «Два Рима пали, Третий Рим - Москва - стоит, а Четвертому Риму не бывать!» Меня отнюдь не умиляет признание Москвы энным Римом (помнится, кто-то назвал Пушкина «русским Байроном». Уважили! Спасибо родные!). Москва сама по себе – первая и единственная. Она не нуждается в уточняющих, оттеночных эпитетах на трудном историческом пути, во всех своих взлётах и падениях, в славе и бесславии. Пусть «римами» возвеличивают себя виртуальные правопреемники древних городов на Тибре и у Босфора. Но штамп за века прижился, больно звучен, красив, исполнен святостью старины, романтическим родством со сказочной Византией, «Вторым Римом».

Можно понять высокомерие тех, кто одолел Орду, казавшуюся вечным злом, кто отодвинул границы захудалого московского удела к трем океанам и Памиру. Но нельзя не признать, что кичливость тех, кто подхватил доктрину монаха Филофея, способствовала самоизоляции России, несмотря на известные меры по модернизации страны, предпринятые Иваном III, его сыном Василием и внуком Иваном IV, Борисом Годуновым, способствовало после реформ Петра ожиданию собственного мессианства, изнуряющего душу и во вред практической деятельности. «Мы народ исключительный и принадлежим к нациям, которые существуют лишь для того, чтобы со временем прямо дать какой-нибудь великий урок миру» (Чаадаев П. Я. Сочинения и письма. М., 1913). Действительно, уроки миру мы давали. В том числе и великие. Каждый волен назвать их и дать им оценку - согласно личным пристрастиям.
Казалось бы, вчерашним главным сподручным «имперского народа» - нынешним «окремым» украинцам, веками верноподданно строившим империю не за страх, а за совесть на шестой части Ойкумены, а сейчас успешно осваивающим на всемирных подмостках образ «российской колонии», сама идея мессианства, исходящая из идеи «Третьего Рима» должна вызывать неприязнь, как не соответствующая разыгрываемой роли народа-страдальца. Ан, нет! Природа берёт своё! Вчерашние «рабы» с вершины «Украинской Голгофы» оповещают человечество о своём суверенном явлении голосом Мессии.

Открываю наугад изданный во Львове первый номер журнала «Державнiсть» (№1, Львiв, 1991), перевожу на русский язык: «Сегодня мир вновь нуждается в Мессии или Спасе. Таким Мессией должна стать украинская нация, поскольку она достойна быть им. В ее крови - кровь великих ариев, которые уже не раз освобождали мир от варварства... Самим Богом украинцам дано великое задание... поднять на новый уровень мировую культуру».

Нет, мой изумленный читатель, «Державнiсть» - журнал не юмористический. Так, может быть, автор приведенной цитаты, мягко говоря, не совсем здоров и вещает из «кабинета» в известной львовской клиники? А что там другие пишут?

«Мир вступает в новую эру, которую все свободные и освобожденные украинцами народы назовут Украинской».

Мысленно встаю и снимаю шляпу, при этом судорожно листаю журнал: Самостоятельная украинская держава... коренным образом сломает общественно-политическую карту не только востока Европы, но и всего континента... Стремление украинской нации к мировому лидерству приведет к значительному ослаблению роли других ведущих держав мира... принесет качественные изменения в мировых масштабах».
Что сулят эти «качественные изменения в мировых масштабах» русским, связавшим свою судьбу с Украиной, нетрудно предвидеть: последняя статья сочинена О. Витовичем в бытность его депутатом Львовского облсовета, ультранационалистом и погромщиком по совместительству, тем самым паном Витовичем, которому принадлежит и такое вот откровение: «Борьба Киева против Москвы, Украины против России должна вестись до победного конца. Если правы те, кто не считает московское стадо нацией, Украина тем паче в этой борьбе имеет право на полную победу» (Нацiоналiстична Украiна. № 1, 1990).

Журнал прочитан от корки до корки. Занятное чтение!

Мессия! Арии (арийцы?)! Божественное задание! Украинская эра! Качественно новый мир (новый порядок?)! Что-то подобное мы уже проходили.

И перед мысленным взором в горячечном мареве встает Четвертый Рим (раз уж Третий пал-таки). История повторяется. Только в виде чего? Для меня это фарс.

Страницы самостийной истории

Однако у нетерпеливых основателей Четвертого Рима (пока виртуально) на днепровских кручах проблема. Аскольда с Диром под местную волчицу, как Ромула и Рема, не подсунуть; закоренелый язычник Кий на равноапостольного, подобного Константину Великому, не тянет, а честь защитницы православия и всего христианского мира на южных и восточных его рубежах якобы обманом присвоила Москва, «коварно» захватив Казань и Астрахань, Сибирь и Крым, вытеснив Блистательную Порту на самый краешек Европы.

Тем, кто считает Поле Куликово чужим, Богданов выбор - предательством интересов Украины, Полтаву - поражением, а славу Измаила, Севастополя и Плевны делит не с братом, а с «армадой колонизаторов», позарез нужна история, достойная теоретической схемы Великой Соборной Украины (единой, неделимой?), где москалям отведено место «злодеев, грабителей, захватчиков». Для такой истории половецкий чуб на славянском темени все равно что лапти в салоне аристократа. Запорожские «чайки», пусть и расцвеченные роскошными шароварами из восточных тканей, в тени линейных кораблей Ушакова выглядят экзотическими игрушками. А город, воспетый Пушкиным и Паустовским, Ильфом с Петровым, Куприным, Буниным и Бабелем, называют Одессой-мамой, никак не тато-Коцюбеево, хотя казацкое сельцо на Хаджибеевском лимане якобы на несколько столетий старше (гордятся казакоманы) Одессы, молодой, безродной, изъясняющейся на понятном всему миру русско-одесском «языке».

Казалось бы, богатырской истории добатыевой Руси с лихвой хватает, чтобы потягаться славой с деяниями удачливых наследников Калиты. Да тут большое неудобство для наших далеких предков, которые не ведают, что они украинцы, ибо живут не на Оукраине, а в самом что ни есть политическом центре огромного (от моря до моря) государства. Неудобство в том, что победную и трагическую эту историю Киеву и Галичу по справедливости надо разделить с Новгородом и Псковом, Белозерском и Ладогой, Ростовом Великим и Смоленском, Владимиром-на-Клязьме и Старой Рязанью. У первого «Рюриковича», Игоря, и его равноапостольной супруги, у былинных защитников земли русской (русьской, если угодно) только «прописка» киевская. Вышли же они из тех новгородских, псковских, муромских, заокских украин, где впоследствии сформировалась великорусская нация.

Даже славному Богдану никак не обойтись без москаля, как ни принижай, ни замалчивай его роль в освободительной борьбе народа Украины. А дальнейшая ее история, особенно после Петра, - это уже история империи. Трудно найти сугубо самостийную страницу в этом фолианте. Но очень уж хочется. Потому-то и замусолен в нем раздел «Запорожское казачество».

Что и говорить, героические страницы. Досталось от казацкой сабли и ляху, и басурманину, да и московиту перепало и в Смуту, и после нее, пока Медный Всадник не перескакал резвую степную лошадь. Запорожцы и к турецкому берегу ходили, посады стамбульские жгли, а между набегами дома жиду-толстосуму ловко кишеню подрезали вместе с горлом (почитайте Тараса). Оттуда и золото гетмана Полуботка, что коварный Альбион в свою очередь зажилил.

Однако лыцарской славы вислоусых молодцов явно недостает, чтобы въехать на казацких скакунах на какую-нибудь заметную со всех сторон вершину мировой истории. Поэтому у презираемого националистами Маркса охотно выхватывается тезис о Казацкой республике в низовьях Днепра. А там отыскиваются и «первая конституция в Европе», и поголовная грамотность безродной голоты, и паны полковники, садящиеся в седла не иначе, как с крыльца Сорбонны, и гуманитарии-гетманы, которые добытое в походах золото тратят до последней копейки на родную Могилянскую академию, да на бурсу, да на книгопечатанье. Кто спорит, было время, когда московиты могли только завидовать киевлянам в постановке школьного дела. И казацкие штаны на вельмишановных старшинских задах, бывало, протирались на лавках европейских университетов; о своих учебных заведениях казацкая верхушка пеклась, и церковь православную казаки защищали, не щадя живота своего - что правда, то правда. Только какова доля этой истины?

Чтобы не отсылать читателя к многотомной истории запорожских казаков Яворницкого, приведу отрывок из статьи В. Базилевского «Демос чи охлос» (Лiтературна Украiна, 2. 08. 1990):

«Разрушительное начало в нашей истории доминировало над началом творческим. Казачество в период его взлета и расцвета выделилось в отдельную касту и стало воплощением всего народа. Но исторические функции его были ограничены, хотя и крайне необходимы... Функции те - оборона и нападение... да, в Сечи было немало высокообразованных людей. Только эта черта носила скорее прикладной характер... и не вылилась, за единичными исключениями, в источник познания... Казачью энергию поглощали фантастические по размаху кутежи. Средства, добытые дорогой ценой, перетекали в кошельки трактирщиков, а не тратились на культуру и просвещение».

Не все ладится у апологетов казачества, когда они «научно» наделяют запорожцев врожденной ненавистью к «загарбныкам-москалям», бескомпромиссностью в сакраментальном выборе «воля або смерть», когда вину за уничтожение «Казацкой республики» сваливают целиком на «московське стадо», на «Московську Орду».

Ничего, подобного пугачевщине, не пережило Запорожье под свой конец, не породило украинского Разина; никто из панов полковников не проявил Булавинской страсти. Меньшинство казаков ответило на лишение казацких свобод уходом в Турцию; большинство же на дарованных императрицей землях сменило жупаны на черкески и стало верой и правдой служить единому православному государству, царю-батюшке. Что до Украины, украйней Кубани в том государстве тогда не было. Это отнюдь не предательство. Даже за Мазепой к еще не побежденному Карлу пошла не более чем десятая часть реестровых казаков. Сейчас Мазепа национальный герой, а тогда - раскройте львовскую «Сводную Летопись» на 1709 году: «...шведский король, по имени Кароль, Львов место через зраду добыл и збурыл, великие скарбы з костелов и церквей и купцей побрал... за Полтавою побежден от царя Петра Московского... он из Мазепой гетманом заднепровским до Волох утекал: там же Мазепа отруил и здох...» Никакого почтения к герою. А каков союзничек!

Иначе и быть не могло. Душа вольного человека болела, и рука тянулась к сабле за православную веру, попираемую басурманами, католиками и униатами, за землю русскую (русьску), часть которой, порубежная с Диким Полем, издавна называлась окраиной - Оукраиной, Украйной, Украиной. Никто из коренных ее жителей не называл себя украинцем в национальном смысле; всякий осознавал себя русским (русьским). Не потому ли так легко казацкая старшина облачилась в военные и чиновничьи мундиры российского дворянства, а романтическому «оселедцю» на темени предпочла пудреную немецкую косичку? И стал вчерашний казак канцлером Российской Империи графом Безбородко; казачьи дети и внуки - генералами Раевским, Котляревским, Кондратенко, учеными Миклухо-Маклаем и Вернадским, писателями Гоголем и Короленко.

Короткий экскурс в самостийную, от «а» до «я» казачью, историю закончу высказыванием того же В. Базилевского из названной выше статьи: «Вина за эту трагедию (ликвидация Запорожской Сечи. - С. С.) падает и на недальновидную старшину... Нет, далеко не все можно списать на Петра... преступную Екатерину, уваровых и валуевых... Следовало бы пристальней присмотреться к самим себе». Честное признание.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ