Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Закавказье после Бухареста: кумуляция угроз

13.04.08, Фонд стратегической культуры

Андрей АРЕШЕВ

Итак, на бухарестском саммите НАТО вопрос о вступлении в Альянс Грузии и Украины отложен до декабря. Оценка такого решения не может не быть двойственной.

По мнению некоторых экспертов, фактор времени играет в пользу Москвы и тех государств «старой Европы», которые выступают против форсированного «расширения» НАТО. Дескать, за период до декабря в Киеве и Тбилиси может возникнуть новая ситуация, которая приведет к тому, что этот крайне болезненный для России вопрос будет отложен в долгий ящик и даже вообще снят с повестки дня.

Если бы такой вариант развития событий имел хоть малейшие шансы осуществиться, его следовало бы считать оптимальным для всех заинтересованных сторон – и прежде всего для народов Грузии и Украины, которые подвергаются сейчас тотальной информационно-психологической обработке: людей убеждают в том, что вступление их стран в западный военный блок откроет для них эру благоденствия.

Если не тешить себя иллюзиями и не предаваться самообману, то надо сказать: процесс «расширения» НАТО на восток зашел очень далеко, и мало сомнений в том, что в конечном итоге, вопрос с членством Украины и Грузии в Альянсе будет решен положительно. США, теряя почву под ногами в Афганистане и Ираке, торопятся «застолбить» за собой важнейшие геополитические районы постсоветского пространства и прежде всего – Украину, Закавказье, Центральную Азию (туда отправился спецпредставитель НАТО Роберт Симмонс). Эти страны и территории - удобный плацдарм для давления на Россию, Иран, Китай (недаром участились заявления киевских политиков о том, что в России остаются многочисленные украинские земли).

Нынешний «переходный» статус Украины и Грузии в качестве партнеров НАТО – не гипотетическая, а реальная угроза безопасности России. Беглого взгляда на антикитайскую истерию в преддверии Олимпиады-2008 достаточно, чтобы спроецировать ее на предстоящие Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Государства Южного Кавказа, плотно интегрированные с НАТО, и в первую очередь Грузия (особенно – в случае успешной аннексии территорий Южной Осетии и Абхазии) будут быстро превращены в базу дестабилизации российского Северного Кавказа.

«Однозначно, Россия предпримет действия, направленные на обеспечение своих интересов вблизи государственных границ, - заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Ю. Балуевский. - Это будут не только военные меры, это будут меры иного характера». Чем раньше такие меры будут приняты, тем лучше, так как давно понятно, что одними словесными протестами дальнейшее продвижение НАТО на восток Москва не остановит.

Тбилиси реально может пойти на вооруженную агрессию против Абхазии и Южной Осетии. «За последние годы мы приобрели боевое оружие на несколько миллиардов долларов, - хвастливо заявил 8 апреля М. Саакашвили, обращаясь к грузинским военнослужащим горно-стрелковой базы в Сачхере. - Ваша и моя жизнь посвящены будущему единству страны, и мы не успокоимся, пока Грузия не станет единой. Борьба за свободу нашей страны продолжается, и наши победы еще впереди».

Ни абхазам, ни южным осетинам, ни представителям других проживающих в Грузии и на Украине национальных меньшинств не нужно объяснять, что дальнейшая интеграция этих двух стран в Североатлантический альянс вкупе с «консолидацией» грузинской и украинской «политических наций» на антироссийской основе только ухудшит их положение.

Признаки готовящейся агрессии множатся. Некоторые грузинские политологи заговорили о том, что «Россия подталкивает Грузию к началу военных действий в Абхазии». Как заявляет руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили, «Россия может пойти очень далеко в плане признания самопровозглашенных республик – оформить факт признания или же аннексировать эти территории и спровоцировать соответствующую реакцию Грузии».

А грузинский премьер Ладо Гургенидзе в интервью эстонской газете Postimees проговорился: "В соответствующее время, - заявил он, - мы, естественно, признаем Косово". Газету обвинили в «неправильном толковании» слов премьера, в ответ на что была предъявлена аудиозапись интервью. Грузинскому премьеру приписали недальновидность и глупость, но его слова могут быть интерпретированы и по-другому: соответствующим моментом для признания Грузией албанского «государства Косово» станет время после «окончательного решения» абхазского и юго-осетинского вопросов по сценарию Тбилиси - в результате молниеносной силовой операции.Вероятность такой операции возрастает, ее информационное и дипломатическое прикрытие обеспечивает Вашингтон. Дэн Фрид в очередной раз пообещал Москве «проблемы» в случае признания Абхазии и Южной Осетии, а ведь именно такое признание (хотя бы в форме заключения двусторонних договоров оборонительного характера) является единственным, что удержит режим Саакашвили от широкомасштабных провокаций, перерастающих в «полноценные» боевые действия.

Ситуация вокруг Нагорного Карабаха тоже обещает накалиться – в Бухаресте Мэтью Брайза уже заявил о том, что переговоры по поводу статуса НКР должны завершиться двусторонним компромиссом. Заметим: Брайза ведет речь не о переговорном процессе как таковом, а о пересмотре «статуса» Нагорно-Карабахской Республики, что подразумевает требование новых уступок от армянской стороны. С целью сделать новое армянское руководство более сговорчивым некоторые прозападные «эксперты» в Армении, опираясь на «Международную кризисную группу», уже призвали к введению экономических санкций против собственной страны.

По мнению наблюдателей, у конструкторов «нового мирового порядка» существует план сделать «абхазский», «юго-осетинский» и «карабахский» прецеденты прямой противоположностью «косовскому прецеденту». Ключевая роль в этом отведена НАТО. Такие структуры, как СНГ или ОДКБ, ничего этому противопоставить не смогут. Даже Казахстан не согласился с решением России выйти из режима санкций по отношению к Абхазии, а это еще не самый яркий пример разногласий среди участников СНГ и ОДКБ по поводу «замороженных конфликтов» в Закавказье.

Более существенный стабилизирующий фактор - позиция Ирана, выступающего категорически против развертывания западного военного присутствия на Кавказе.

В этой крайне сложной ситуации от решимости Москвы не допустить нового кровопролития зависит как никогда много.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ