Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.04.2008. РБК daily
Виктор Ядуха
Россия, ЕС и США проигрывают Китаю в Средней Азии
Вчера в Ашхабаде открылся двухдневный форум ЕС — Центральная Азия. Главы МИД Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии собрались обсудить с комиссарами ЕС Стратегию партнерства в Центральной Азии. Документ слишком аморфный, однако у России стратегии нет вообще. Ее ведомства и компании работают в регионе поодиночке, соперничая друг с другом и проигрывая конкурентам, в первую очередь Китаю.
Стратегия в Центральной Азии была пролоббирована Германией и покоится на двух китах — безопасности и диверсификации энергопоставок. В первом случае постулируется, что лучше бороться с угрозами (терроризм, наркотрафик, работорговля) на местах их возникновения, чем на границах Европы. Во втором речь идет о транспортном коридоре Европа — Кавказ — Азия (TRACECA) и межгосударственной транспортировке нефти и газа в Европу (INOGATE), буксующих из-за российского противодействия проекту Транскаспийского газопровода.
Пока неясно, какое из направлений для Европы важнее. Глава казахской Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что энергетика, но обращает внимание на очередное турне по региону спецпредставителя генсека НАТО Роберта Симмонса. «Из общения с чиновниками уровня Пьера Мореля (спецпредставитель ЕС по Центральной Азии. — РБК daily) у меня сложилось впечатление, что единого подхода у европейцев нет, — заметил заведующий отделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — Есть различные стратегии Германии, Франции, Польши. Европейцы сами признаются, что это переходный документ».
Тем не менее ЕС заполняет ниши, из которых уходит Россия. Перед ашхабадским форумом еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер съездила в Таджикистан, где обещала профинансировать охрану «наркотической» границы с Афганистаном, от которой отказалась РФ, и строительство ГЭС (ранее от достройки Рогунской ГЭС был отстранен «Русал»). В марте ЕС выделил стране 8 млн евро гуманитарной помощи, в которой отказала замерзавшему Таджикистану этой зимой Москва. Г-жа Ферреро-Вальднер предлагает Душанбе «извлечь уроки из этого плачевного опыта». То есть впредь ориентироваться не на Россию, а на Запад.
При этом и Брюссель, и Москва, и Вашингтон проигрывают в регионе Китаю. «Закрепив военное влияние через ШОС, Пекин активно реализует проекты в энергетике, — напоминает Досым Сатпаев. — Действует нефтепровод Атасу — Алашанькоу, реализуются проекты газопроводов Туркмения — Китай и Казахстан — Китай с участием Узбекистана. Китай претендует на месторождения каспийского шельфа Туркмении, выделяет 900 млн долл. на инфраструктурные проекты в Киргизии и Таджикистане в рамках ШОС. Россия этого не делает».
Возможно, потому что у Москвы стратегии в Средней Азии нет вообще. «Это историческая проблема «новой России», — резюмирует Андрей Грозин. — Несмотря на глобальную конкуренцию за энергопоставки из региона, чиновники до сих пор смотрят на него как на нечто третьесортное. Проблема еще и в том, что вместо общей стратегии у нас масса частных — корпоративных, ведомственных... И хотя свои победы за рубежом российские компании пытаются представить как «победу Кремля», это далеко не всегда так. Стратегию должно формировать государство».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |