Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.04.2008. Gazeta.kz
Жанай Омаров
С момента снятия Россией экономических санкций с Абхазии произошло много важных событий. Прояснились позиции, получила свое дальнейшее развитие общая ситуация. Но проблем и тревожных тенденций не стало меньше. И еще туже затянулись узлы многих международных проблем и противоречий.
На фоне крайне болезненной реакции Запада и Грузии Госдума России, с лихвой легитимизировав решение Путина, предложила 21 марта президенту и правительству рассмотреть «возможность ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии, вплоть до признания их независимости». Засим накануне саммита НАТО в Бухаресте Михаил Саакашвили предложил Абхазии «неограниченную автономию в составе единого грузинского государства, полный федерализм…». На что абхазский лидер Сергей Багапш дал спокойный отрицательный ответ: «Мы это уже проходили и даже рассматривать не будем».
Некоторые эксперты расценили этот шаг Тбилиси как тактический ход с целью укрепить шансы положительного решения по членству в Североатлантическом альянсе. Так или иначе, но именно этот вопрос — «быть или не быть» Грузии и Украине в НАТО — висит сегодня в затянутом тучами постсоветском небе. И стало понятно, что в этом конфликте интересов абхазскую карту и Россия, и Грузия используют в качестве джокера (благо их в колоде два) в их игре за одним столом с Западом. Рассчитывал ли Владимир Путин на поддержку всех других членов СНГ? Или этот ход также продиктован тактическими расчетами Москвы в вопросе Грузия-НАТО? Председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев высказал мнение, что «Москва, скорее всего, не станет признавать независимый статус Сухуми, поскольку трезвый анализ ситуации показывает, что мало кто последует ее примеру».
Этой тактикой российский лидер серьезно озадачил своих партнеров по СНГ. Казахстан сделал свой нелегкий выбор и заявил 7 апреля, что пока не готов снять санкции с Абхазии: «Мы выступаем за уважение суверенитета и территориальной целостности Грузии и выражаем надежду на скорейшее урегулирование ситуации вокруг Абхазии мирным путем на основе компромисса, удовлетворяющего интересы всех сторон — участниц спора. Что касается выхода отдельных стран из того или иного решения СНГ, то каждое государство Содружества самостоятельно решает, насколько те или иные решения в рамках СНГ отвечают их интересам».
Такую позицию поспешили объявить демаршем, «фрондированием» России. «Демарш Астаны, — пишет Аркадий Дубнов, — ясно показывает, что даже ближайший союзник России по СНГ и член Организации Договора о коллективной безопасности не собирается идти на поводу у Москвы из опасений испортить свои отношения с Тбилиси. Ныне Грузия является одним из ключевых объектов казахстанских инвестиций на пространстве СНГ».
Но только ли в этом дело? Думается, говоря словами философа Эвальда Ильенкова, «не только, и даже не столько». Потому как суверенному Казахстану никто не может отказать ни в праве на наличие и защиту своих национальных интересов, ни в отстаивании принципиальной идейной позиции по ключевым международным проблемам. Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев проводит последовательную и взвешенную миролюбивую политику, нацеленную на создание постконфронтационного демократического миропорядка, отказ от гегемонизма, насильственного решения межгосударственных и межэтнических проблем. А потому наша позиция была и остается последовательной, лишенной конъюнктурности и каких-либо «двойных стандартов». …Тайвань, Тибет, Синьцзян, Курдистан, Косово, Абхазия и Южная Осетия — Казахстан всегда осуждал и будет осуждать сепаратизм как «путь, ведущий в никуда», к развязыванию новых глобальных военных конфликтов. В которых (и после которых), выражаясь по-иному, никому «мало не покажется». И эта позиция не дает никаких оснований для обвинений Казахстана в противодействии России, нашего главного и неизменного стратегического партнера.
На саммите НАТО отложен процесс вхождения Грузии и Украины в этот военный блок. Россия получила благоприятный временной лаг для защиты своих законных государственных интересов. Совпадающих, думается, с интересами всех стран постсоветского Содружества, за реальную интеграцию которых все эти годы ратует руководство Казахстана.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |