Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Интервью с начальником УФМС России по Белгородской области полковником внутренней службы Сергеем НЕРУБЕНКО.
21.04.2008, http://www.fms-rf.ru
Виктор СИРЫК
На карте бывшего Союза городов с названием Белгород - аж четыре! Но самый известный тот, который дал свое имя области. Это здесь находятся месторождения Курской магнитной аномалии; здесь во время Великой Отечественной войны состоялось самое кровопролитное и решающее танковое сражение под Прохоровкой (более известное как Курская битва) и, наконец, здесь самая протяженная (свыше 500 километров) государственная граница России с Украиной.
Самой "больной" темой с того времени, как областное управление ФМС заработало в новом качестве, остается перемещение через границу. Мы расположены таким образом, что от Белгорода до Харькова - 81 километр, а до некоторых областных райцентров более двухсот. Поэтому исторически сложилось, что многие люди и моего поколения, и те, кто помоложе, учились в харьковских вузах; женились, выходили замуж; и возникшие с годами родственные и прочие связи настолько прочны, что сегодня это нельзя не учитывать. У нас есть населенные пункты, которые надвое поделены госграницей. 98 процентов всех перемещений оттуда сюда составляют украинцы; преобладающей является краткосрочная (маятниковая) миграция длительностью от одного до трех дней.
-Исходя из этого, специальным соглашением на уровне правительств двух стран утверждены определенные схемы, упрощающие целый ряд моментов при пересечении границы. В частности, созданы и официально существуют так называемые упрощенные пункты перехода, где на обочине дороги, нередко грунтовой, кроме указательного щита, что это госграница, больше ничего нет. Таких пунктов в зоне нашей ответственности - 79. Естественно, пройти здесь может каждый, поэтому в том же самом соглашении этот момент оговаривается особо. Правом беспрепятственного перехода пользуются лишь граждане, проживающие в приграничных районах с обеих сторон. Все остальные - об этом на щитах сделаны соответствующие предупредительные надписи - де-юре считаются нарушителями.
-То есть любой супостат, оказавшийся на территории Украины, но не имеющий документа о миграционном учете, может свободно этим проходом воспользоваться?
-Может, но в таком случае он автоматически подпадает под статью УК РФ о незаконном пересечении госграницы, а весь его груз становится контрабандным.
-Какие проблемы это создает сотрудникам миграционной службы?
-Контроль за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства начинается с момента их въезда на территорию России. А о каком контроле с точки зрения миграционного учета может идти речь в данном случае? По этой причине мы никогда не знаем, сколько иностранных граждан фактически находится на территории области в настоящий момент. Даже приблизительно. Разумеется, помимо упрощенных пунктов прохода, есть и официальные пограничные КПП (всего - 14), на пяти из которых работали посты иммиграционного контроля. ПИКи реорганизуются, но согласно плану взаимодействия с пограничным ведомством нашей страны контроль за перемещением госграницы посредством миграционных карт останется.
-В конце прошлого года много раз и на всех уровнях говорилось о вступившем в действие изменении правил для украинцев, которые должны вставать на миграционный учет в течение трех рабочих дней после прибытия на территорию РФ. Как это происходит в действительности?
-Для тех, кто трудоустраивается, так и происходит. Тем, кто желает задержаться на территории России более трех суток независимо от региона, я тоже рекомендую это сделать во избежание ненужных вопросов при пересечении госграницы в обратном направлении. Нарушение сроков постановки на миграционный учет предусматривает административную ответственность. Хочу добавить еще несколько слов о ситуации вокруг упрощенных пунктов пропуска. По нашим очень приблизительным данным, количество граждан Украины, прибывших только на территорию Белгородской области через них, в прошлом году составило не менее 30 тысяч человек. А сколько проследовало дальше, в глубь страны?.. Было бы очень разумным ввести в этих местах прохода систему учета граждан. Передача этих сведений хотя бы в нашу базу данных позволит определиться с количеством людей, пересекающих границу, отследить соответствие фактических целей въезда в РФ и обеспечить элементарный контроль: прошел человек, вернулся или сгинул где-то бесследно.
Учитывая нашу специфику, было бы правильно, если бы на территории Белгородской области функционировало подразделение мобильного миграционного контроля, укомплектованное специальной техникой на автомобильной базе. Я знаю, что положительный опыт в этом отношении в других регионах имеется, но именно наша область подходит под идеальный полигон для практического изучения и обобщения данных, полученных таким путем. Это не только поможет контролировать ситуацию, но поднимет в целом авторитет Федеральной миграционной службы России.
-Вы затронули вопрос взаимодействия с пограничниками и реорганизации ПИКов. Расскажите об этом подробнее.
-Вопрос с ПИКами решен таким образом, что в прежнем качестве они существовать не будут, поэтому главное сейчас, чтобы в ходе преобразований не оказалось размытым профессиональное ядро сотрудников, которые осуществляют иммиграционный контроль на границе. Руководителям территориальных органов, имеющим в подчинении эти посты, было предложено высказать свои соображения по этому поводу, и я готов озвучить их еще раз. В составе УФМС России по Белгородской области целесообразно создать (без изменения штатной численности) управление иммиграционного контроля. Все бывшие ПИКи переименовать в отделы противодействия нелегальной миграции (с прежней территориальной привязкой) и во главе каждого отдела поставить сотрудника из числа аттестованных. В таком случае было бы сохранено одно из золотых правил арифметики, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется и мы без всяких потрясений продолжим расширять правоприменительную практику миграционного пограничного контроля.
Наши взаимодействия с пограничниками в отношении граждан, пересекающих госграницу, определены федеральным законом, который четко регламентирует, что все сведения о въезде по миграционным картам передаются в наши подразделения в течение суток. Так оно и происходит, но, к сожалению, заполненные миграционные карты по-прежнему передаются нашим сотрудникам вручную, после чего данные по иностранным гражданам вносятся в компьютер. Что же касается электронной системы "Каскад", которая должна считывать и передавать информацию о въезде (выезде) в режиме он-лайн, то она по техническим причинам до сих пор почему-то не взаимодействует с нашей базой данных. И той стройности, ради которой вся эта система задумывалась, пока нет.
А представьте, насколько бы выиграло дело, если бы полное автоматизированное формирование данных об иностранном гражданине начиналось на пограничном КПП. Они вбивают в компьютерную базу сведения по своей линии; мы, получив от них информацию, добавляем свои; в областной электронной базе ко всему этому прикрепляют необходимые сведения по линии УВД, и в итоге в ЦБДУИГ оказывается полная картинка по иностранцу, прибывшему на территорию РФ. Любая правоохранительная структура нашей страны после этого в любом месте и в любое время в случае возникновения необходимости сможет получить информацию по интересующему гражданину в течение нескольких минут. Я знаю, что так должно быть, но кто-то где-то, как всегда, чего-то не дорабатывает.
-Как вы думаете, если бы Федеральная миграционная служба была в министерском ранге, эти вопросы продвигались иначе?
-Не знаю, насколько проще бы это отразилось на внедрении "Каскада" - все решения на этот счет уже давно приняты, соответствующие распоряжения и указания даны, но совершенно точно убежден: хуже бы не стало. Если бы вы задали мне этот вопрос года полтора назад, я бы однозначно ответил "нет". Тогда в очень разном соотношении и стадии формирования находились территориальные региональные подразделения ФМС. Сегодня, думаю, многие руководители поймут, о чем речь, ощущается достаточно резкий скачок по сравнению с тем временем. Причем не только в вопросах становления, финансирования, подбора и расстановки кадров, но и в плане изменившихся отношений, которые сформировались на местах с руководителями органов власти.
-А как у вас строятся эти отношения?
-Чтобы уйти от общепринятых дежурных определений, скажу просто: очень по-деловому. В настоящее время при оказании населению государственных услуг мы стараемся максимально приблизиться к тому, что предписано новыми административными регламентами. И самое первое, без чего работа с населением невозможна, - это соответствующий уровень служебных помещений и зданий. Так вот, если бы не наши местные власти, не помещения, выделенные подразделениям УФМС по личному распоряжению губернатора Белгородской области, и не содействие в ремонте там, где это необходимо, мы были бы очень далеки от того состояния, в котором сейчас находимся.
-Какова у вас ситуация с трудовой миграцией и в какой степени вы удовлетворены ходом работы по искоренению нелегалов, работающих на рынках?
-Могу со всей ответственностью заявить, что на рынках и прочих аналогичных торговых предприятиях у нас порядок. Понимаю, что все в этом мире относительно, но тех проблем, которые обусловлены большим присутствием на рынках выходцев их южных республик, в Белгородской области нет. У нас просто нет этого присутствия. Те же, кто работает, давно имеют российское гражданство. Дело в том, что многие процессы по регулированию рыночной торговли, были инициированы руководством области задолго до прошлогоднего постановления.
Внимание акцентировали на том, чтобы убрать с рынков посредническое звено, и одновременно серьезно была повышена ответственность рыночных руководителей за все, что происходит на их территории. Главное ведь не в том, кто стоит за прилавком, а в том, кто заправляет процессом торговли и выполняет функции посредника. Сегодня у нас созданы все условия для отечественного производителя, и, если, к примеру, он не хочет или не умеет торговать, то имеет возможность сдать свою продукцию на законных основаниях. И не каким-то непонятным ребятам на входе по драконовским ценам, а штатным сотрудникам рынка. Все эти процессы на сегодняшний день отлажены.
В прошлом году благодаря известным законодательным инициативам в области произошел всплеск трудовой миграции. Разрешений на работу было выдано в 3,5 раза больше, чем в году предыдущем. При этом по данным, полученным с ПИКов, больше людей на нашу территорию въезжать не стало, а значит, легко можно сделать вывод, что люди просто легализовались. Мы рассчитываем, что в 2008 году этот процесс продолжится, количество мигрантов, которые будут заняты легальной трудовой деятельностью, возрастет еще примерно вдвое и достигнет 11-12 тысяч человек. Наши расчеты обусловлены еще и тем обстоятельством, что в Белгородской области сегодня достаточно эффективно развивается множество нацпроектов - в агропромышленном секторе, строительной сфере, животноводстве, а это требует дополнительных рабочих рук.
Основные страны-поставщики людей рабочих специальностей в наш регион - это Украина, Молдова и Узбекистан. На последнем совещании у губернатора, посвященном вопросам регулирования процессов трудовой миграции, акцент был сделан на налаживание "мостов" с поставщиками рабочей силы в странах исхода. Также было отмечено, что в этом вопросе нельзя ориентироваться только на заграницу, внимание следует обратить и на субъекты РФ, откуда люди едут к нам с не меньшим желанием. Понятно, что селекционная работа по подбору кадров нужных специальностей и квалификации будет проводиться через областную службу занятости населения, но в обязательном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами. В том числе и нашим управлением. Поэтому задача обеспечения цивилизованной трудовой миграции на территории субъекта, особенно в свете того, что 2008 год объявлен годом иммиграционного контроля, для нас - одна из главных.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |