Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русские – пассионарный народ

Круглый стол «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию: проблемы информационного сопровождения» (4 апреля, Алма-Ата). Доклад И.С. Климошенко, председателя Республиканского славянского движения «Лад» в Казахстане.

9.04.2008, http://www.russians.kz

Иван С. Климошенко

Русские – пассионарный народНадо ли говорить о том, что программа переселения соотечественников стратегически и геополитически чрезвычайно важна для России. Сокращение коренного русского населения являет угрозу самому существованию Российской Федерации. В ситуации глобальной борьбы за человеческие и сырьевые ресурсы - это не выглядит каким-то преувеличением.

Изо дня в день нарастает количество мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, несущих иные мировоззренческие ценности и не желающих растворяться в российской культурной традиции. Этот «миграционный вал», вне всякого сомнения, оказывает негативное воздействие на этнополитическую ситуацию в стране, создавая узлы межнационального и социального напряжения. Вместе с тем региональные демографические дисбалансы таковы, что в Сибири и на Дальнем Востоке – там, где сосредоточены основные сырьевые и энергетические запасы страны – катастрофически не хватает рабочих рук. Как утверждает президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая, скоро мы не сможем удержать эти регионы, поскольку в них происходит активная депопуляция коренного населения. По её мнению, если население России станет меньше 100 млн., «то наступит точка невозврата».

Не менее важна программа переселения и для 25 млн. русских, российских соотечественников, от которых 17 лет назад «уехала» историческая Родина. На сегодняшний день это огромный человеческий «резервуар», запасы которого – если ими разумно и по государственному распорядиться - способны существенно смягчить остроту демографического кризиса в России и не допустить развития ситуации до «точки невозврата».

В частности, «благополучный» Казахстан на протяжении последних постперестроечных лет давал устойчивый приток людских ресурсов в Российскую Федерацию. По разным оценкам «дружественную» республику покинуло 2-3 млн. граждан, из которых большая часть этнические русские.

По официальным данным за 1989–1999 гг. количество русских в Казахстане сократилось на 26 процентов (с 6 млн 62 тысяч до 4 млн 479,6 тысячи), украинцев – на 38 процентов, немцев – на 63 процента. По данным на 1994–99 гг., доля эмигрантов в трудоспособном возрасте составляла 65%, а 25% выехавших – это люди в возрасте моложе трудоспособного. Более 40% из всего этого контингента имеют высшее и среднее специальное образование.

При этом сразу же хочу развеять упорно культивируемый миф о том, что русское население в Казахстане адаптировалось и не хочет возвращаться в Россию. Люди уезжают и продолжают уезжать. Только в 2007 г. республику покинуло 45 тыс. граждан. По мере возрастания ассимиляционного давления со стороны казахских властей этот поток будет возрастать.

И всё это, обратите внимание, происходило и происходит, так сказать, «стихийно» - вне рамок российской программы переселения соотечественников. То есть люди ехали туда, куда хотели, не повязанные «оседлостью» и материальными обязательствами перед властями Российской Федерации.

И здесь самое место остановиться и спросить: что же нужно, чтобы миграционный поток был регулируемым и отвечал насущным политическим и социально-экономическим потребностям Российской Федерации?

По моему мнению, нужны две вещи: решение проблемы жилья и увеличение, в разы, компенсационных выплат. Русские во все времена были пассионарным народом и были готовы ехать туда, где есть место для приложения сил и созидательного творчества. От современной России, располагающей сегодня достаточными финансовыми ресурсами, всего лишь требуется им помочь. Причём, для этого не надо снимать последнюю рубашку с тела, а надо деловито и толково распорядится организационными и материальными возможностями, имеющимися у государства. И, прежде всего, – устранить бюрократические препоны, связанные с многомесячными ожиданиями и хождениями по властным коридорам.

При этом важно понимать, что наши соотечественники уже пережили психологический шок и растерянность 90 гг., когда помимо своей воли оказались иностранцами. Русские в Казахстане сумели адаптироваться, многие заняли нишу в малом и среднем бизнесе и в социальном плане относительно благополучны. Поэтому было бы нелепо требовать от них, чтобы они с котомками за плечами, вместе с родителями и детьми ринулись в российскую глубинку или заброшенные посёлки Сибири и Дальнего Востока.

У каждого потенциального переселенца возникают резонные вопросы: будет ли крыша над головой, сумею ли прокормить своих стариков, дать детям образование? При этом важно понимать, что большинство из них это люди со скромным достатком, обладающие единственной ценностью – собственной квартирой или домом.

Безусловно, нужны серьёзные стимулы и финансовые вложения со стороны государства. На мой взгляд, надо поднять статус программы переселения на уровень основных национальных проектов, осуществляемых сегодня в Российской Федерации. Время ещё есть, и, исходя из имеющейся рабочей практики, необходимо вносить необходимые коррективы в подходы и механизмы реализации программы переселении соотечественников.

Опыт внимательного отношения к программе в отдельных российских регионах уже есть. К примеру, это Смоленская, Брянская, Вологодская области. Но это пока единичные случаи ответственного и государственного подхода к проблеме возвращения соотечественников на свою историческую Родину.

По свидетельству наших коллег, чрезвычайно болезненной проблемой для переселенцев является ставка подоходного налога. Налоговое законодательство РФ предусматривает различные ставки налогообложения в зависимости от статуса налогоплательщика - является ли физическое лицо налоговым резидентом или нет. Подоходный налог резидентов взимается по ставке 13%, нерезидентов - по ставке 30%. Поскольку налоговым резидентом признается лицо, находящееся на территории России более 183 дней в году, участники программы переселения облагаются налогом в размере 30%.

Решение жилищной проблемы для переселенцев тоже не выглядит совсем безнадёжным. Есть проект «одноэтажной России», предусматривающий строительство недорого жилья в сельской местности с соответствующей инфраструктурой. Более того, энтузиастами программы совместно с депутатами Госдумы уже подготовлен законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс, стимулирующих создание малоэтажного жилья. В частности, на инфраструктуру и подведение коммуникаций к малоэтажным постройкам выделены деньги. Кроме того, выделено 3,5 миллиарда рублей для создания дорожной сети к малоэтажным постройкам с тем, чтобы эти поселения развивались.

Есть также возможности для облегчения бремени финансовой нагрузки на переселенцев. Имеется в виду переданный спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым в правительство проект закона о строительных сберкассах, позволяющий накапливать деньги на жильё и получать дешёвые кредиты. Всё это будет осуществляться под контролем Центробанка РФ. Государство также вполне могло бы взять на себя и оплату по процентам.

Но законопроект был подан ещё в декабре прошлого года и по сию пору находится в правительстве. Сами понимаете, при таком отношении к делу программа никогда не заработает.

Ещё одним существенным недостатком в реализации программы переселения является отсутствие необходимой информационной поддержки. Я более детально остановлюсь на этой крайне важной теме в рамках другого вопроса нашей повестки.

Сейчас бы хотел добавить только то, что информационное противодействие программе переселения соотечественников в Казахстане оказывается значительное. В казахстанских СМИ предпринимаются попытки показать неизбежность провальности программы переселения соотечественников. Идёт вал публикаций, прямо направленных на дискредитацию программы.

Стоит перечислить, в частности, последние по времени названия статей, опубликованных в Казахстане: «Без вести пропавшие», «Программа по переселению соотечественников в Россию терпит фиаско», «Наша Раша», «Неласковая Русь» и пр., охотно тиражируемых российскими СМИ.

Достаточно таких заголовков, чтобы многим соотечественникам в республиках СНГ «дать по рукам» и навсегда отбить у них охоту к перемене мест. А если учесть то обстоятельство, что объективной информации о самой программе и конкретных шагах по её реализации крайне мало, то это оказывает неблагоприятное воздействие на умонастроения русскоязычного населения и подрывает имидж России в целом.

Наши собственные скромные информационные ресурсы (сайт «Русские в Казахстане» - единственный на всю Среднюю Азию пророссийский ресурс, и газета, Лад») задействованы полностью на информационную поддержку программы переселения с самого момента её появления печати. Мы будем делать это и впредь. Но хотелось бы, чтобы наша деятельность была более эффективной и находила действенную поддержку МИДа и ФМС.

Программа переселения соотечественников нужна, востребована и будет непременно реализована. Я в этом абсолютно уверен!

Спасибо за внимание!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ