Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Карта поляка» как новая польская интрига

Владислав Лосев

31 марта текущего года посольство Польши в Республике Беларусь начало выдачу так называемой «карты поляка» (www.poland.gov.pl), которая является официальным документом (по сути, этническим удостоверением), подтверждающим принадлежность гражданина другого государства (все республики бывшего СССР) к польскому народу. В соответствии с действующим польским законодательством «карта» максимально широко толкует понятие поляка и предоставляет владельцам «карты» значительные льготы в области образования, предпринимательской деятельности и прочих сферах.

Обладатель «карты» получает право на долгосрочную многократную визу на пребывание в Польше, легальную (без специального разрешения)  работу на территории Польши, занятие предпринимательской деятельностью наравне с польскими гражданами. Кроме того, он может в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые для поддержку поляков за границей Польши из государственного и местного бюджетов, а также 37-процентную скидку на проезд по железной дороге.

«Карту» может получить лицо, владеющее польским языком на базовом уровне, имеющее в родстве поляка либо того, кто имел в прошлом польское гражданство (отец, мать, дедушка, бабушка, прабабушка, прадедушка). «Карта» действительна десять лет со дня выдачи и при соответствующем заявлении продлевается на следующие десять лет.

По большому счету, «карта поляка» способна охватить помимо собственно поляков (по официальным данным в Белоруссии проживает всего около 400 тысяч лиц польской национальности) и большие массы непосредственно белорусского населения, ближайшие родственники которого (отцы, деды и прадеды) являлись до сентября 1939 года подданными довоенной Польши. Практически, «карта поляка» предлагается всем жителям Белоруссии,  фамилии, имена и отчества которых носят польский оттенок.

И можно не сомневаться, что те  белорусские граждане, которые сумеют получить названную «карту»  изменят (если они официально и не считаются поляками)  свое национальное самосознание в пользу польского самоопределения, тем более что современный паспорт гражданина РБ не предусматривает записи национальности. Более того, белорусское законодательство вообще запрещает требовать от граждан указывать свою национальную принадлежность в обязательном порядке.

По мнению же аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, «белорус» в настоящее время является понятием не этническим как в советское время, а гражданско-политическим. Таким образом, белорусские власти называют «белорусами» всех граждан Республики Беларусь не зависимо от их национальной принадлежности. Насколько такой подход оправдан, судить трудно, но он значительно облегчает реализацию ближайших планов Польши по существенному  (в два и более раз) наращиванию польского национального присутствия в Белоруссии. Так, в соответствии  с  данными польской статистики, в Белоруссии уже сейчас проживает более 900 тысяч лиц польского происхождения.

По представлениям польской стороны все белорусы-католики однозначно относятся к категории «кресовых» (окраинных) поляков. Такая постановка вопроса вполне уместна, так как белорусы-католики в большинстве своем полагают своими духовно-культурными центрами Варшаву, Краков и Рим и в этом смысле полностью ориентированы на Запад. При этом значительная их часть считает себя поляками, хотя при переписи населения (по официальным данным) и обозначали себя как белорусы. В целом же польского и пропольского населения в Белоруссии проживает в настоящее время от 12 до 15 процентов.

Основная роль в агитационной кампании за «карту поляка» отводится католической церкви (ксендзам и католическому активу) и польским общественным организациям. В связи с чем, в последнее  время резко возросла активность католического клира по привлечению белорусских граждан в католическое вероисповедание с последующим формированием у них и польского национального самосознания.

Римско-католическая церковь обладает в Белоруссии внушительным потенциалом для проведения политики прозилитизма, в том числе и среди православно ориентированного населения. На территории Республики Беларусь действуют Конференция католических епископов, 4 католические епархии, 9 миссий, 8 монастырей и 2 духовных учебных заведения, а также 433 религиозных общины католического вероисповедания. Всего в республике действующими являются более 400 костелов, большинство из которых расположено в западных районах Белоруссии. Ведется  широкое храмовое строительство.

Следует заметить, что польское население крайне неравномерно распределено по Белоруссии и в основном сосредоточено в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей,  а также севере Брестской области. При этом  в 9 из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51 процента населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В 5 западных районах Витебской области польское население составляет около 20 процентов, а в Браславском районе Витебской области –  порядка 50 процентов. Высоким является процент поляков среди населения Пружанского (до 6 %), Барановичского (до 6 %) и Ляховичского (до 21 %) районов Брестской области, а также Дзержинского (до 6%), Несвижского (до 21%), Воложинского (до 21%) и Столбцовского (до 51 %) районов Минской области.

В течение последних лет произошел значительный рост общественно-политической активности  Польши в отношении Белоруссии, в первую очередь, ее западных областей. Причем речь идет не просто о культурной и экономической поддержке польского меньшинства,  проживающего в Белоруссии, а о воплощении программы, направленной на достижение радикального изменения геополитической конфигурации в восточноевропейском регионе.

Так, в мае 2006 года правительством Польши было объявлено о начале выполнения программы строительства Четвертой Речи Посполитой. Программа предполагает не только глобальную консолидацию польской нации, но и последовательное формирование в местах компактного проживания польских меньшинств (Гродненская, Брестская области и запад Минской и Витебской областей Белоруссии) национально-культурного ландшафта т.н. «Малой Польщизны», т.е. создание такой культурно-религиозной среды, в которой польско-католическое влияние будет доминировать над восточнославянско-православным, когда православные белорусы и великороссы, проживающие в западных регионах Белоруссии,  будут ощущать себя национально-религиозным меньшинством. Однако, власть  предпочитает не замечать ни попыток ассимиляции белорусского населения посредством «карты поляка», ни стремления «охмурить» его с помощью костела. Официоз избрал тактику заигрывания и задабривания польского меньшинства.

В настоящее время Союзом поляков в Белоруссии совместно с местными властями Гродненской области  и Уполномоченным по делам религий и национальностей РБ при финансовой поддержке правительства Польши (через СПБ) осуществляется обширная постоянно действующая культурно-пропагандистская кампания. 

Во всех районных центрах и крупных населенных пунктах Гродненской области, а также в ряде мест Брестской и Минской областей систематически (каждое воскресенье) проходят праздники польского слова, фестивали  и дни польской культуры. Кроме того, ежегодно в Гродненской области проводятся Всебелорусский фестиваль польской песни и международный фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов» с участием официальных представителей Белоруссии, Польши и Литвы. Последнее мероприятие проводится с целью пропаганды «золотого наследства Речи Посполитой».

Активная пропольская культурная политика на западе Белоруссии, проводимая как местными и центральными белорусскими властями, так и правительством Польши привела к стремительному росту польских творческих коллективов на Гроднинщине, а также в «польских» районах Минской, Брестской и Витебской областей.  Так, если в 1990 году в Белоруссии был только один польский хор, то в настоящее время, по данным председателя СПБ Юзефа Лучника, в республике действуют более сотни польских творческих коллективов, которые совместно с католическим костелом играют центральную роль в консолидации польского населения Белоруссии на принципах приверженности  «Золотой Польщизне».

Самым крупным и разветвленным польским общественным объединением в республике является  Союз поляков в Белоруссии, который был создан в апреле 1990 года. Официальной целью СПБ является возрождение и распространение польского языка и культуры, традиций «польщизны» и Речи Посполитой среди польского и католически ориентированного населения Белоруссии. В настоящее время в Союзе поляков в Белоруссии состоит более  30 тысяч человек. Всего СПБ имеет 133 действующих отдела, в том числе в Гродненской области – 75, Брестской – 12, Витебской – 18, Минской – 21, Гомельской - 4 и Могилевской – 3.

В рамках Союза поляков в Белоруссии действует ряд  специализированных обществ, союзов и комитетов: Польское общество врачей, Общество польских художников,  Союз польских ветеранов, Союз бывших солдат Армии Краёвой. Союз поляков – жертв политических репрессий, Общество польской молодежи, Союз среднего и младшего медперсонала,  Комитет памяти Элизы Ожешко, Польское научное общество, Республиканское общественное объединение «Харцерство» и другие.

Выходят  в Гродненской области и польские периодические издания. Наиболее крупными из них являются газета «Glos znad Niemna» и журнал «Magazyn Polski», в которых практически неприкрыто  ведется пропаганда «территориального наследия второй Речи Посполитой (Польша до 1939 г. – авт.)».

Союз поляков в Белоруссии с самого начала своего существования пользовался широкой поддержкой со стороны польских властей различного уровня, включая президента, правительство и парламент Польши. Польской стороной  не только финансировались  различные программы (образовательные, обучающие, культурные, информационные, экономические и др.), направленные на укрепление польского влияния в Белоруссии, но и приобреталось имущество,  недвижимость, технические средства для СПБ и других польских организаций. Практически в каждом населенном пункте западных районов Белоруссии, где действуют отделы СПБ, на средства, предоставленные Польшей, приобретены или построены Дома Польские, являющиеся (наряду с костелами) опорными пунктами по расширению и укреплению польского влияния в Западной Белоруссии (на Кресах Всходних по польской терминологии).

Фактически можно говорить о создании в западных областях Белоруссии обширной инфраструктуры польского влияния, которая при определенных условиях может стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта по «косовскому варианту».

Такие предположения, в принципе, не являются беспочвенными, т.к. в тех западных районах Белоруссии (Браславский и Поставский районы Витебской области, Вороновский, Свислочский, Щучинский  и другие районы Гродненской области), где польское население составляет порядка 40-60 процентов, руководящие должности в органах государственной власти и внутренних дел занимают этнические поляки или лица прокатолической ориентации. Они в значительной мере способствуют  распространению в западных районах (и не только) Белоруссии «польщизны», католицизма и «романтических воспоминаний» о Речи Посполитой, что создает благоприятную почву для широкого распространения «карты поляка».

Красноречивым примером формирования пропольского ландшафта являются переименования улиц в населенных пунктах республики в направлении «польщизны». Так, в сентябре 2007 года  в Минске по предложению римско-католической церкви решением Минского городского совета, находящаяся рядом с Домом правительства улица Берсона была переименована в улицу польского помещика и мецената Эдварда Вайниловича.  На деньги этого магната в начале XX века был построен минский костел Сымона и Алены (Красный костел), расположен на пл. Независимости. И только массовое возмущение минчан и  личное вмешательство А.Г. Лукашенко подвигло министерство юстиции РБ по чисто формальным признакам отменить это решение Мингорсовета. Но это лишь одиночный пример (случай уж больно вопиющий!) пресечения экспансии «польщизны», которая уже широко расползлась по республике.

Польша прилагает значительные усилия по формированию в Белоруссии польского общественно-политического и научного (в области гуманитарных наук) «лобби». Особую активность в этом направлении проявляет действующий при посольстве Польши в РБ Польский институт. Этой организацией взяты на специальный учет преподаватели, аспиранты, студенты  и другие специалисты-гуманитарии (в первую очередь историки), которые положительно относятся к «польщизне» во всех ее проявлениях, а также специалисты занимающиеся историей римско-католической церкви в Белоруссии. Этим людям оказывается финансовая (в том числе и на постоянной основе) поддержка (гранты, стипендии, гонорары и т.д.), они приглашаются на семинары, конференции и другие научные и общественные мероприятия.

Помимо Союза поляков в Белоруссии, опорным центром польского влияния в западных регионах республики  является Гродненский государственный университет. В качестве координаторов по подобному роду деятельности выступают преподаватели-этнические поляки, имеющие тесные отношения, с Варшавой и Ватиканом.

Пропольски и прокатолически (независимо от национального происхождения) настроенные студенты и аспиранты из различных университетов Белоруссии приглашаются для обучения и стажировок в Варшавском университете. Известны случаи, когда координаторами по вопросам «польщизны» в белорусских ВУЗах являются этнически русские (великороссы) аспиранты и преподаватели.

В республике возобновил свою деятельность (особенно активно в Гродненской области) и печально известный в истории Западной Руси (Белоруссии) католический орден иезуитов,  ежегодно организующий для молодежи, так называемые «летние иезуитские школы».

Однако польско-католическая культурно-религиозная экспансия не ограничивается только западными регионами Белоруссии. Все настойчивее предпринимаются усилия по ее распространению на традиционно православно-русские центральные и восточные области республики. В качестве опорного пункта для этого используется ежегодно проходящий в Могилеве музыкальный католический фестиваль «Магутны Божа», руководителем которого является польский ксендз Роман Фоксинский. Попечителем фестиваля выступает, учрежденный в 1993 году Католический благотворительный фонд «Renovabis» (Германия). Учредителем фонда является Немецкая епископская конференция, руководитель – иезуит Ойген Хилленгасс. Годовой бюджет фонда – 30-35 миллионов евро.  Следует отметить, что в подготовке «Магутнага Божа» официально участвуют и представители Совета Министров РБ на уровне вице-премьера.

Так что положение с польским вопросом складывается совсем непростое. И закрывать глаза на это никак нельзя. Ведь речь идет не просто о польско-католическом культурно-религиозном возрождении в Белоруссии, что уже само по себе чревато для белорусов серьезными проблемами. В Варшаве уже не один год обсуждается вопрос о «справедливых границах Речи Посполитой», которые на востоке по ее мнению должны проходить как минимум по «линии Сталина».

Все это, конечно, вызывает озабоченность у официального Минска. В последнее время МИД Белоруссии, руководство Администрации президента РБ и сам Лукашенко неоднократно высказывали протесты, в частности,  по поводу введения «карты поляка», обвиняя Польшу в намерении расколоть Белоруссию по национально-территориальному признаку. Но, пока,  ничего существенного  белорусские власти противопоставить намерениям Варшавы, похоже, не в состоянии.

Ведь единственным действенным  противовесом «мирному польскому вторжению» может стать только укрепление в белорусском обществе и государстве исконного для белорусов православно-русского начала и реальное строительство Союзного государства. Но беда в том, что минская верхушка  видит в этом только посягательство на свой пресловутый суверенитет. Поэтому новая польская интрига и имеет в Белоруссии совсем неплохие шансы на успех.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ