Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.04.2008. КМ. ру
Факты: Приглашение посетить Украину патриарх Алексий II получил 21 февраля 2008 года. В этот день он встретился в Даниловом монастыре с президентом Украины Виктором Ющенко, прибывшим в Москву для участия в саммите СНГ. Торжественные мероприятия в честь 1020-летия Крещения Руси пройдут летом 2008 года в Киеве и 26 крупнейших городах Украины, а также в России и Белоруссии.
Высшая государственная власть России обозначила вчера — как никогда четко — значимость религиозно-православного фактора в единстве русского и украинского народов. Произошло это во время прошедшей в Кремле встречи президента России Владимира Путина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Как государственная, так и церковная власть России, заявили Путин и Алексий II, намерены уделять первостепенное внимание укреплению главного фундамента нашего единства — православной веры.
Вчера также стало известно, что предстоятель РПЦ намерен лично отправиться на Украину и возглавить российскую делегацию на праздновании 1020-летия Крещения Руси. «С 1997 года я на Украине не был, не приглашали; сейчас есть приглашение, надо им воспользоваться. Это - объединяющий момент, и праздновать надо вместе», — добавил он. «У нас купель — Киевская купель — общая», — сказал Алексий II.
В свою очередь, Владимир Путин заверил, что Москва будет всячески поддерживать сближение России и Украины по церковной линии. «То, что на Украине будут праздновать, тоже хорошо. Это лишний повод вспомнить о наших общих духовных корнях», — отметил российский президент. «У нас много вопросов в сфере экономики, мы двигаемся постепенно по совместной повестке дня; если по церковной линии тоже будут подвижки, мы будем только рады и будем это всячески поддерживать», — заверил глава государства.
Со своей стороны, Русская православная церковь в лице патриарха Алексия II, отправляясь на празднование 1020-летие Крещения Руси, берет на себя важную общественную роль, и, в определенном смысле, политическую миссию поддержки русско-украинского единства. Очевидно, что к этой миссии побуждает церковь в том числе и российский президент. Он возлагает большие надежды на то, что православный фундамент не даст возобладать националистическим и русофобским тенденциям в украинской политической и общественной жизни.
Беседу Путина и патриарха Алексия прокомментировал для корреспондента КМ.RU Кирилл Фролов, руководитель отдела Украины Института стран СНГ:
— Впервые за новейшую историю России государство в лице президента Владимира Путина подчеркнуло ключевую роль Русской православной церкви в российско-украинских отношениях. Фактически именно РПЦ является последним фактором, сдерживающим превращение Украины в антироссийское государство, к чему стремится «оранжевая элита».
Как известно, украинские власти добиваются раскола церкви и создания на Украине так называемой поместной церкви, отдельной от Московского патриархата. А наше государство и политическая элита, к сожалению, очень долго шли к осознанию значения религиозного фактора. И вот, наконец-то, это осознание пришло.
Но этого мало. Я опасаюсь, что борьба за единство будет профанирована, а затраченные ресурсы уйдут только на золочение куполов и крестные ходы (хотя это тоже необходимо). Нужно мобилизовать все ресурсы на три цели: молодежь, миссионерскую работу и образование. Необходимо создавать молодежные лагеря (например, в Крыму), где бы люди из России, Украины и Белоруссии, церковные деятели, политологи и студенческие лидеры общались друг с другом и преодолевали мифы «оранжевой пропаганды». Я бы издал огромными тиражами литературу «богословие для чайников», где бы объяснялось, зачем нужна церковь. А у нас, в православном сообществе, многие до сих пор думают, что люди должны понимать их с полуслова. Ничего подобного — все надо объяснять с нуля!
Самой Русской церкви тоже следует сделать решительный шаг к активному миссионерству, активному общественному служению. Кроме того, необходимо создавать православную политическую, медийную и мирянскую элиты. Именно этим путем пошли униаты, которые в итоге захватили интеллектуальное пространство Киева. Киев теперь в идеологическом плане превратился во Львов. И пока они выигрывают битву за умы.
Со своей стороны, согласившись приехать на Украину на празднование 1020-летие Крещения Руси, патриарх взял на себя историческую миссию. Он выступил гарантом неотделимости украинской церкви от русской. И сейчас эту миссию очень важно обеспечить организационно и информационно. Необходимо развенчивать «оранжевые мифы» о том, что якобы Москва угнетала украинскую церковь. Именно малороссы и создавали в XVIII веке Русскую церковь, составляя большинство духовенства. Они создавали первые учебники русского языка, русской истории — такие, как киевский «Синопсис». Таким образом, сама украинская церковь — это Русская церковь, и бить по живому этого единства - значит, совершать преступление против прошлого, настоящего и будущего.
То, что теперь российское государство наконец-то осознало роль православного фактора, имеет огромное значение. Но для того, чтобы Россия стала центром притяжения всего православного мира и, в первую очередь, православной Киевской Руси, необходимо саму Россию сделать страной эталонных церковно-государственных отношений. Любые антицерковные действия дискредитируют нашу страну в преддверии 1020-летия Крещения Руси.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |