Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Степан Берил, ректор Приднестровского госуниверситета им Т.Г.Шевченко
Многие аналитики, эксперты и политики сегодня говорят, что молдо-приднестровский конфликт – самый простой на постсоветском пространстве и потому легко решаемый. На самом деле это глубокое заблуждение. Решая проблему молдавско-приднестровского конфликта, мы должны постоянно держать в уме, что он имеет не только политические и экономические, но и этнические, лингвистические, цивилизационные и иные корни и причины.
На примере научно-образовательной сферы, которая во многом качественно определяет другие сферы, в том числе экономическую и политическую, я постараюсь показать всю сложность молдо-приднестровского урегулирования.
В течение 18 лет раздельного существования Приднестровья и Молдовы в них сформировались и параллельно существуют две независимые научно-образовательные системы: российская - в Приднестровье и румынская – в Молдове, с противоположно направленными векторами развития, принципиально различающимися базисами и совершенно отличным содержанием.
В основе научно-образовательной системы Приднестровья лежат российские образовательные стандарты и технологии. Этот стратегический выбор был безальтернативным и предопределялся духовной и геополитической ориентацией Приднестровья, которое в отличие от Молдовы, не выходило из состава СССР и вместе с Россией является его правоприемником.
Вся структура системы образования Приднестровья полностью соответствует российской. Его ведущий научно-образовательный центр – Приднестровский университет, обеспечивающий подготовку специалистов для всех отраслей и сфер приднестровского общества, интегрирован и успешно функционирует в российском научно-образовательном пространстве.
Опираясь на российский опыт и поддержку, успешно проведены организационные преобразования по превращению университета в центр науки, в котором фундаментальная и прикладная наука интегрирована в научную сферу России.
Базовыми основами приднестровской системы образования являются русский язык и российская культура, и этот исторический выбор был еще раз убедительно подтвержден на всенародном референдуме в сентябре 2006 г., когда 97% населения проголосовали за объединение с Россией.
В Молдове же с 1989-1990 гг. был избран другой стратегический ориентир, который после ее выхода из СССР привел к созданию румынской научно-образовательной системы, с румынскими образовательными стандартами, содержанием образования, историей и традициями.
Основой молдавской научно-образовательной системы являются румынский язык и культура. Именно румынский язык явился самым быстрым средством приобщения к духовной культуре Румынии и оказался своеобразным индикатором геополитической ориентации Молдовы.
Если в начале 90-х годов примерно 10-20% населения Молдовы выступали за объединение с Румынией, то сегодня, и об этом говорят последние данные социологических исследований, более 60% готовы к объединению с Румынией. Особенно это касается молодого поколения.
Следует отметить, что все эти годы, несмотря на трудности, обусловленные международной непризнанностью, Приднестровье было открыто для конструктивного и равноправного диалога со всеми государствами мира.
Во второй половине 90-х годов приднестровская сторона предпринимала конкретные шаги и действия по установлению сотрудничества с Молдовой в различных областях и в т.ч. в области высшего и среднего образования. Однако как тогда, так и сейчас, такие отношения не входили в планы молдавских властей, несмотря на подписанный в Москве в 1997 г. Меморандум об основах урегулирования.
К сожалению, и сегодня руководство Молдовы под диалогом понимает подчинение себе приднестровской научно-образовательной системы, что на деле будет означать ее уничтожение.
Именно в таком смысле следует воспринимать последние инициативы по так называемой аккредитации Приднестровского университета в государственных органах Республики Молдова.
Аккредитация, очевидно, понадобилась В.Воронину, чтобы отказаться от подписанных им в 2001 г. соглашений о взаимном признании документов об образовании всех уровней, в т.ч. и дипломов ПГУ. В Кишиневе прекрасно понимаютвсю непреходящую ценность и значение ПГУ для существования и развития Приднестровья, поэтому один из главных ударов руководство Молдовы направляет сегодня именно на ликвидацию университета как успешно функционирующего центра российского образования и науки.
Об этом же свидетельствует закрытие в Приднестровье в 2005 г. по требованию тогдашнего премьер-министра В.Тарлева совместного с Московским государственным университетом им. В.М.Ломоносова Диссертационного совета по физике, открытого в ПГУ по согласованию с ВАК РФ, на том основании, что Кишинев не давал на это разрешения. Его получение оговаривалось условием: отказаться от ориентации на Москву и переподчинить все Кишиневу.
Еще одним подтверждением «особого» отношения к России является история с так и не открытым в Кишиневе российско-молдавским университетом, на организацию которого Россией было затрачено много усилий. В то же время Центр информирования и документирования НАТО в Кишиневе был открыт без всяких проволочек. Этот центр полностью финансируется из средств НАТО и расположен в здании главного университета Молдовы. Без проволочек был открыт также Национальный институт юстиции под эгидой Совета Европы и Еврокомиссии, это косвенно свидетельствует о том, где и с кем Молдова видит свое будущее.
Вывод из всего этого можно один – все действия официального Кишинева преследуют одну цель – вытеснить Россию и всякое российское присутствие в Приднестровье.
Мы уверены, что национальным интересам России соответствует признание двух научно-образовательных систем; легитимация подписанных при участии России Соглашений между Молдовой и Приднестровьем о взаимном признании документов об образовании в соответствии с существующей практикой в СНГ.
Нам представляется, например, весьма удачным подход, найденный Лигой Наций при решении проблемы для Аландских островов. Там в компетенции Аланского правительства находятся не только вопросы экономики, но и образования, науки, здравоохранения, а обучение проводится на шведском языке. Подобный опыт был изучен и наглядно продемонстрирован молдавским и приднестровским парламентами в 2001 г.
Что же касается вытеснения российского влияния из приднестровского региона, то эта цель являлась и является главной для геополитических устремлений США, которые никогда ее не скрывали и сегодня «помогают» Молдове в ее достижении. Россию фактически вынуждают уйти со своих исконных территорий и отнюдь не для того, чтобы создать «новый остров демократии». Свидетельством этому является недавнее заявление представителя Информцентра НАТО в Кишиневе о том, что пока в Приднестровье находятся российские войска, Молдова в НАТО не может «войти». А такой известный эксперт-аналитик, как В.Андриевский – принципиальный сторонник независимого молдавского государства буквально на днях заявил, что «США никогда не уйдут из Молдовы, что они вошли в нее навсегда», и это должен учитывать российский политический класс.
И сегодня, несмотря на громкие заявления и заверения руководства Молдовы в своих добрых намерениях и готовности защищать российские национальные интересы на берегах Днестра в обмен на Приднестровье, существует реальная угроза утраты Приднестровьем своего ментального культурно-информационного пространства и его втискивание в чуждое молдо-румынское. Это может привести приднестровское общество к потере исторической памяти, утрате русского языка; ценностей российского образования и российской духовности, на которых Приднестровье держится. А в итоге – к массовому исходу интеллигенции из Приднестровья и к гуманитарной катастрофе.
В этом контексте еще раз следует отметить, что как бы ни была важна экономика, в основе самой экономики лежат образование и наука, как фундамент современного общества.
Поэтому мы считаем, что одной из наиболее важных проблем молдо-приднестровского урегулирования является отстаивание ценностей нашей, т.е. российской, системы образования и воспитания.
В Молдове уже выросло поколение, не знающее русского языка, а 40 тысяч специалистов, подготовленных в румынских ВУЗах за годы молдавской независимости, успешно осуществляют постепенную интеграцию с Румынией.
И не важно, будет ли это интеграция через Евросоюз или через прямое поглощение Молдовы. Важно, что все это, так или иначе, лежит в основе той политики, которую проводит молдавский политический класс.
Политическое руководство и интеллигенция Приднестровья многое сделали, чтобы наша система образования не стала румынской. На территории Приднестровья проживает около 200 тысяч российских соотечественников, из которых более 100 тысяч являются гражданами Российской Федерации. Они сохранили себя как приднестровские россияне и ментально, и культурно, и цивилизационно. Мы надеемся, что Россия как правопреемница СССР, взявшая на себя обязательство по защите своих соотечественников, проживающих за ее рубежами, проникнется нашими тревогами и чаяниями и окажет поддержку в сохранении своего духовного и культурно-исторического наследия у нас в Приднестровье, т.е. того, что мы называем «русским миром».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |