Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.04.2008 KM.ru
Дионис Каптарь
Не прошло и недели, как Владимир Путин поручил правительству РФ разработать пакет мер «по оказанию предметной помощи» жителям Абхазии и Южной Осетии, как президент России одобрил комплекс мер по нормализации отношений с Грузией.
В частности, Россия планирует отменить ряд визовых ограничений, которые она ввела в прошлом году в отношении грузинских граждан, восстановить с Грузией почтовую связь, наладить двусторонний диалог с целью урегулировать проблемы допуска некоторых грузинских товаров (вина и минеральной воды. – КМ.RU,) на российский рынок. Ранее, напомним, Россия возобновила с Грузией авиасообщение.
Однако Тбилиси продолжает занимать непримиримую позицию, в ультимативном тоне требуя от Москвы вначале отменить решение о фактическом признании Абхазии и Южной Осетии - несмотря на очевидную выгодность для Грузии мер, которые Москва сейчас предлагает Тбилиси. Так, глава грузинского МИД Грузии Давид Бакрадзе заявил, что Россия, мол, всего лишь пытается смягчить реакцию мирового сообщества на свое решение поддержать Абхазию и Южную Осетию.
Таким образом, возникает вопрос, стоит ли России идти на уступки Грузии, если данная политика не приносит никакого положительного для нашей страны результата, а скорее, напротив, может породить у грузинской стороны необоснованные иллюзии. В недавней истории нашей страны уже был период так называемого «нового мышления» в дипломатии, которое, по сути, сводилось к односторонней сдаче позиций. Считалось, что «акты доброй воли», совершаемые нашей страной, подвигнут другие государства на ответные действия и в целом будут способствовать разрядке напряженности и активизации экономического сотрудничества. Этим наивным мечтам перестройки не суждено было сбыться. Зато на международной арене уступки Москвы расценили как проявление слабости и спровоцировали западные государства усилить давление на Советский Союз. Между тем Тбилиси не контролирует ситуацию в Южной Осетии и Абхазии, не обладает никакими серьезными рычагами влияния в регионе. Поэтому возникает вопрос: а есть ли смысл России в этих условиях умиротворять Грузию?
С этим вопросом корреспондент KM.RU обратился к нашему постоянному эксперту, заведующему отделом Кавказа Института стран СНГ Михаилу Александрову:
- Сегодняшняя политика Москвы ведется по принципу «шаг вперед – два шага назад». Сначала делаются правильные шаги, но потом следует откат назад. Стоило Брюсселю и Вашингтону сделать окрик – в Москве тут же испугались и засуетились. Это - несолидное для дипломатии великой державы поведение.
Считаю совершенно неправильным снятие санкций с Грузии, потому что объективно никаких причин для этого не было. Ведь поведение Грузии не изменилось и остается вызывающим, провокационным и агрессивным. Значит, смягчение санкций вызвано окриками из Брюсселя и Вашингтона, а это сейчас пытаются преподнести как «великое достижение» нашей дипломатии. Но это «великое достижение» не привело ни к каким результатам. Грузия заявила, что это сделано для обмана мировой общественности, и, в общем-то, так оно и выглядит со стороны. С одной стороны, мы ведем жесткую линию, а с другой стороны, предприняли символические шаги, и все должны поверить, что Россия настроена на дружеские отношения с Грузией. Это явный нонсенс, и непонятно, в чем заключается наш настоящий курс. В том, чтобы последовательно проводить линию на укрепление наших интересов в Закавказье? Или на то, чтобы умаслить так называемых западных партнеров, которые ждут не дождутся, когда Россия развалится?
Наш посол в Грузии г-н Коваленко проводит примиренческую линию. Очень жаль, что наша дипломатия не смогла проявить себя как дипломатия великой державы, тем более что никаких реальных рычагов давления на Россию у Запада нет, а бояться окриков – несолидно.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |