Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Альянс дрейфует на юг

Военно-промышленный курьер. 16 - 22 апреля 2008

Алексей Матвеев

Центральноазиатские страны начинают более тесное сотрудничество с НАТО

Бывшие среднеазиатские республики СССР начинают активно сближаться с Североатлантическим альянсом. Об этом свидетельствует состоявшийся в начале апреля саммит НАТО в Бухаресте. Впервые за постсоветскую историю в румынской столице побывали сразу 7 глав государств СНГ - Грузии, Азербайджана, Молдавии, Украины, России, Узбекистана и Туркменистана. При этом делегации из стран Центральной Азии были одними из самых представительных. Кроме президентов Гурбангулы Бердымухаммедова (Туркмения) и Ислама Каримова (Узбекистан), в Бухаресте в качестве представителя Казахстана работал министр обороны Даниал Ахметов, а Таджикистан был представлен министром иностранных дел Хамрохоном Зарифи. Только Киргизия не прислала на саммит свою делегацию, но, как известно, контакты Бишкека с руководством альянса наиболее предметные и повседневные, поскольку в Киргизии располагается база НАТО (в Манасе), через которую осуществляется снабжение войск альянса, действующих в Афганистане.

От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что, несмотря на напряженный график саммита НАТО, с президентом Туркмении имел личную встречу глава США Джордж Буш. По сообщению СМИ, "стороны согласовали подходы к реализации взаимовыгодного сотрудничества в его наиболее перспективных направлениях, в первую очередь в топливно-энергетической сфере". В частности, Гурбангулы Бердымухаммедов обсудил с лидером США возможность строительства нового газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Сообщается также, что туркменский президент напомнил: Ашхабад в числе первых предоставил воздушное пространство коалиционным силам для перевозки грузов в Афганистан. Ряд источников при этом сообщил, что на саммите в Бухаресте Ашхабад предложил альянсу миротворческие услуги. По сообщению казахстанского издания "Деловая неделя", речь идет о готовности открыть на своей территории тренировочные лагеря для подготовки натовских миротворцев, а также размещения складов и тыловых баз для снабжения войск НАТО.

Если это действительно так, то мы видим, что Туркмения после смерти Сапармурата Ниязова начинает политику открытых дверей, что само по себе на первый взгляд позитивно и демонстрирует стремление нынешнего Ашхабада выйти из международной изоляции и быть более транспарентным. Однако подобная открытость, видимо, не во всем соответствует интересам России, а также коллективной безопасности на территории ЦА. Скажем, в 90-е годы прошлого столетия Москва имела в Туркмении свою базу ВВС (в Марах), а российские пограничники охраняли туркменско-афганскую границу. Однако по требованию Ашхабада в 1998 г. наши войска и "зеленые фуражки" были выведены с территории этой страны. Натовское присутствие в Туркмении станет своеобразным фактором укрепления позиций альянса и США в мировой зоне активной разработки и добычи углеводородного сырья. Фактически Вашингтон через НАТО выйдет к непосредственным границам Ирана, страны, которая может стать новым объектом агрессии со стороны Пентагона. НАТО будет иметь выход к Каспию. И это тоже тревожный сигнал для интересов Москвы. Ни одна из прикаспийских стран, кроме Туркмении, пока не предлагала свою территорию для присутствия на ней баз НАТО.

Между тем тенденция к этому есть. Скажем, на днях в Астане закончилась неделя сотрудничества НАТО-Казахстан, в ходе которой активную деятельность в стране развернул специальный представитель генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс. Он высказал заинтересованность в развитии с помощью НАТО военной реформы в стране, в том числе строительства на Каспии Военно-морского флота Казахстана. Не обошлось и без обсуждения блока энергетических вопросов. Как известно, НАТО уже 40 лет занимается проблемами энергетической безопасности, для чего в его структуре существует Агентство по нефтепроводам и газопроводам. Поэтому охрана будущих трубопроводов с газом и нефтью, идущих из Казахстана в Европу, это тоже прерогатива альянса. "Самый крупный риск энергетике - угроза терроризма", - отметил г-н Симмонс. Он сообщил, что под эгидой НАТО налажен механизм обмена профильными разведданными, в том числе с Казахстаном. "Роль НАТО, скорее, в защите инфраструктуры энергетики", - считает спецпредставитель генерального секретаря Североатлантического блока.

"Мы довольно успешно осуществили многие мероприятия", - заявил на пресс-конференции в Алма-Ате Роберт Симмонс, подводя итоги своей деятельности в Казахстане. Первая фаза сотрудничества Североатлантического альянса и Казахстана - Индивидуальная программа партнерства - прошла, по его мнению, хорошо. На очереди - вооружение "Казбрига" (одной из бригад ВС страны. - Прим. авт.) натовскими системами для военной совместимости со странами-участницами блока, а также прокладка и обеспечение транзита грузов НАТО по железной дороге в Афганистан.

Короче, мы видим, что альянс активно развивает с Казахстаном военно-техническое и военное сотрудничество. А как же Россия - традиционный партнер Астаны по ВТС€ Россия здесь, видимо, остается за бортом. Понять позицию Москвы очень трудно. РФ открыто противодействует расширению НАТО на Восток, но не может или не хочет своим союзникам и партнерам по СНГ запретить оснащаться по стандартам альянса и размещать на своей территории базы НАТО. Альянс открыто игнорирует ОДКБ и ШОС, но активно сотрудничает со странами-участницами этих организаций на двусторонней основе.

Между тем саммит НАТО в Бухаресте высветил возможные точки соприкосновения именно НАТО и ОДКБ. Скажем, в вопросах сопровождения по территории стран-участниц Договора о коллективной безопасности невоенных грузов для войск НАТО, действующих в Афганистане. ОДКБ могла бы навязать альянсу разговор на эту тему. Вместо этого Россия молча согласилась на транзит грузов для НАТО через страны СНГ. И теперь договоры на транзит грузов через территорию государств ОДКБ осуществляются на двусторонней основе.

Видя такую мягкость РФ, на дружбу с альянсом напросился даже Узбекистан. Он уже имел отрицательный опыт размещения на своей территории американской базы. Но, судя по выступлению Каримова в Бухаресте, дружба Ташкента с НАТО еще впереди. Ислам Каримов сам предложил альянсу коридор для перевозки невоенных грузов в Афганистан через пограничный узел "Термез-Хайратон". Выступая на саммите НАТО, Каримов пообещал подписать соответствующее соглашение. "За основу будущего соглашения можно было бы взять подписанное Узбекистаном и Германией 4 марта текущего года соглашение по железнодорожному транзиту грузов бундесвера через территорию Узбекистана", - отметил президент Узбекистана. Он также предложил возобновить и расширить переговорный процесс по достижению мира и стабильности в Афганистане в рамках группы "6+2" (Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан плюс США и Россия): "С учетом современных реалий необходимо было бы преобразовать "6+2" в "6+3", имея в виду обязательное участие в этом переговорном процессе представителей НАТО".

Предложения Каримова по транзиту грузов НАТО - это, как известно, восточный путь железнодорожного сообщения на юге СНГ с Афганистаном. Но не исключено, что грузы НАТО сухопутным путем пойдут и через Ашхабад. Ведь железная дорога в Афганистан на глубину 3 км от его северной границы проложена еще и из Туркмении, из города Кушки (этот населенный пункт в свое время был самой южной оконечностью Российской империи и СССР). Ведь Туркмения поддержала в Бухаресте идею сухопутной транспортировки грузов НАТО. И здесь, видимо, она может предложить более выгодный маршрут для этих целей. Этот путь будет проложен, минуя Россию. Скажем, из Турции в Грузию и далее в Азербайджан, через Каспий на пароме в Туркмению и далее в Кушку.

Таким образом, с согласия лидеров стран ЦА США и НАТО начинают более активное присутствие на юге СНГ, где традиционно сильны интересы России. И это не просто проба сил, а тонко и детально продуманная политика. И в Вашингтоне этого не скрывают. "Администрация Буша выступает за интеграцию бывших советских республик Центральной Азии с расположенными южнее странами, а не за укрепление и расширение отношений первых с их традиционными партнерами", - заявил на днях помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Ричард Баучер, выступая на слушаниях в палате представителей американского Конгресса. Американцы уже открыто заявляют, что странам ЦА надо помешать дружить с Россией, и помешать дружить именно в энергетической сфере, поскольку в речи Баучера присутствовал именно этот аспект.

По словам этого американского чиновника, США выступают за развитие в Центральной Азии "полностью суверенных, стабильных, демократических наций, уважающих права человека". "Мы также хотим, чтобы они были интегрированы в мировую экономику, а также сотрудничали друг с другом, с Соединенными Штатами и нашими партнерами в продвижении в регионе безопасности и стабильности", - сказал Баучер. Он добавил, что политика США в отношении Центральной Азии "твердо базируется" на том посыле, что пять государств региона являются "суверенными и независимыми" и что с ними "следует поддерживать многогранные отношения по широкому спектру вопросов".

"С нашей точки зрения, развитие и диверсификация нефтегазового сектора Центральной Азии является ключевым компонентом нашей более широкой стратегии создания множественных экономических связей региона с другими районами с целью укрепления независимости входящих в него стран и прихода на местный энергетический рынок рыночных принципов. Мы, таким образом, поддерживаем идею прокладки множества маршрутов экспорта нефти и газа, в том числе транскаспийских, с целью увеличения стабильности и благосостояния региона", - заявил Баучер.

Итак, мы видим: США и НАТО дрейфуют на юг Содружества. При этом с молчаливого согласия России наблюдается обратный процесс. То есть постсоветские центральноазиатские страны начинают более тесное сотрудничество с Североатлантическим альянсом. К чему это приведет, сказать трудно. Однако не замечать этих тревожных процессов Россия не должна.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ