Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.04.2008. The Wall Street Journal
Фредерик Эриксон, Брайан Хиндли
В феврале Украина стала последней из бывших советских республик, допущенных к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), следом за странами Балтии, Грузией, Молдавией и Киргизией. Эти страны вышли на путь свободной торговли и ориентированной на рынок экономической политики, и членство в ВТО является лучшей из всех доступных гарантий, что такая политика будет поддерживаться. Все прочие бывшие советские республики все еще пытаются доказать свое право на вступление в клуб (кроме Туркменистана, который не подавал заявку на членство).
Ситуация может поменяться: Казахстан и, как ни удивительно, Россия сейчас, похоже, возобновляют усилия по вступлению в ВТО. Брюссель ясно дает понять, что заинтересован в том, чтобы эти крупнейшие и наиболее значимые экономически бывшие советские республики, не входящие в ВТО, продвигали свои заявки. Заявка России все еще наталкивается на серьезные политические и коммерческие препятствия, даже несмотря на поддержку ЕС. Но Казахстан в скором времени, возможно, сумеет выйти из длинной тени Москвы.
Вскоре после получения независимости Казахстан стал активно настаивать на своем вступлении в ВТО, подчеркивая, что его заявка должна рассматриваться отдельно от российской. Но когда переговоры России застопорились, Казахстан заколебался. Необходимость поддерживать близкие отношения с Москвой вышла на первый план, и Астана позволила положить свою заявку на вступление в тот же "проблемный" ящик, где находится российская. Неопределенность по поводу российской заявки остается основным препятствием для вступления в ВТО Казахстана.
Других препятствий не так уж много. Происходит всесторонняя отмена государственного регулирования экономики, и многие индикаторы, которые использует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для оценки перехода (к рыночной экономике), показывают, что Казахстан приближается или соответствует критериям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В смысле открытости рынка у Казахстана больше общего с его восточным соседом (и членом ВТО) Китаем, чем со своим северным собратом.
Конечно, проблемы остаются. У Казахстана есть разногласия с иностранными инвесторами, например, с итальянской Eni по поводу задержек и роста затрат на разработку нефтяного месторождения Кашаган. Но эти разногласия не столь жесткие, как разногласия России с западными энергетическими гигантами.
В техническом плане Казахстан мог бы быстро вступить в ВТО. Но его заявка обременена другими проблемами. Некоторые члены высшего политического эшелона страны полагают, что она должна проводить региональную стратегию, а не многостороннюю. Они возлагают надежды на таможенный союз, который бы связал Казахстан и Белоруссией, Россией и Украиной с прицелом на будущую экономическую интеграцию по принципу ЕС.
Однако эти надежды нереалистичны. Движение к таможенному союзу – гораздо менее труднодостижимая цель, чем создание общего экономического пространства по примеру ЕС, – было ознаменовано неспособностью достигнуть согласия по определенным вопросам или, когда таковое было достигнуто, следовать соглашениям.
Возможно, для Казахстана это все даже к лучшему. Казахстан уже слишком сконцентрировался на торговле со своими соседями – в 13 раз больше, чем рекомендуется согласно экономическим моделям, – а успешно функционирующий таможенный союз способствовал бы дальнейшему движению по этому пути. Экономическая политика Казахстана должна стремиться к диверсификации торговли, а не к ее дальнейшей концентрации.
Но Казахстан не решается продвигать свою заявку, пока Россия находится на пути к вступлению. Казахстан беспокоится, как повлияет на отношения с Россией его членство в ВТО, если Россия не вступит или не сможет вступить в эту организацию. Казахстан не столь независим от России, как Грузия, Молдавия и Украина. Исторические предпосылки и нынешняя политика подталкивают Астану к промосковской позиции.
Экономические основания союзничества с Москвой ослабли, когда Казахстан повысил объем торговли с Китаем и Европой и принял от них инвестиции. Строительство новых нефтяных и газовых трубопроводов еще больше отвратит Казахстан от попыток России зацементировать геоэкономические альянсы.
Казахстану вскоре придется пересмотреть свою позицию по вступлению в ВТО, основанную на принципе "сначала Россия", в особенности если президент России Дмитрий Медведев пойдет по стопам Путина. Поддержание статус-кво для Казахстана означает растрачивание впустую своих возможностей. Вступление в ВТО позволило бы Казахстану лучше утвердиться в правовой мировой торговой системе. Этот шаг привел бы к повышению доверия инвесторов и позволил зафиксировать экономические реформы. Это логический исход программы реформ и стратегии Казахстана.
Если Казахстан решит серьезно продвигать свою заявку этой весной, Европа и Соединенные Штаты предложат свою поддержку, если они до сих пор этого не сделали. Такая поддержка не означает отказа от правомерной обеспокоенности по поводу международной экономической политики Казахстана. Но Запад не должен использовать переговоры Казахстана по ВТО в качестве пролога для переговоров с Россией или использовать заявку Казахстана как средство политического разделения Астаны и Москвы. США и Европа должны в достаточной степени отдавать себе отчет: присутствие Казахстана в ВТО будет способствовать достижению их более крупных целей в Центральной Азии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |