Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Котел на медленном огне

21.04.2008. "Эксперт Казахстан"

Антон Лымарь

На политической кухне Киргизии вновь суета

На политической кухне Киргизии вновь суета. Начинают разгораться поостывшие после декабрьских парламентских выборов 2007 года страсти. Главные действующие силы республики практически одновременно изготовили свои блюда и представили их на суд общественности. И если оппозиция особо никого не удивила своими изысками, то президент и парламент постарались на славу.

"Политически безграмотные люди"

Главным блюдом начавшегося политичес-кого сезона в Киргизии от оппозиции стал курултай – народное собрание, которое прошло 12 апреля в Бишкеке. Правда, еще задолго до его начала оппоненты властей, в общем-то, обозначили все темы, которые будут обсуждаться на слете, поэтому особых откровений и сенсаций никто не ждал.

Всего в столицу из регионов съехалось около полутора тысяч делегатов. На курултае присутствовали практически все лидеры оппозиционных партий, кроме, пожалуй, экс-премьер-министра республики лидера "Ар-Намыса" Феликса Кулова, который заблаговременно оповестил общественность о том, что из-за занятости не сможет посетить данное мероприятие. А вот представители социал-демократов и коммунистов, которые себя позиционируют как оппозиция, приглашены не были. По утверждению организаторов собрания, сделано это по той простой причине, что эти две партии смогли пройти в парламент.

Зато приглашения были направлены руководству республики, в том числе и президенту Курманбеку Бакиеву. Но власти мероприятие проигнорировали. Видимо, посчитав, что выполнили свою миссию по общению с оппозицией уже тем, что разрешили проводить ей в столице курултай. Данный факт не преминул подчеркнуть в своем заявлении лидер движения "За справедливость" Аликбек Джекшенкулов, отметивший, что мероприятие "стало возможным только благодаря личному решению президента страны". "Мы напомнили главе государства, что он, будучи в оппозиции Аскару Акаеву, сам испытывал такие же проблемы. Совсем другое дело – чиновники рангом ниже, политически безграмотные люди", – отметил экс-министр иностранных дел КР.

По словам политолога Марса Сариева, это был несомненный реверанс в сторону властей, поэтому "я придерживаюсь мнения, что во главе оппозиции Киргизии стоят умеренные политики". "Никаких резких перемен в развитии событий ожидать не приходится", – считает он. Примерно такого же мнения придерживается и профессор Кыргызско-Российского славянского университета Нур Омаров, отметивший, что "разрешение властей на проведение курултая оппозиции является определенным шагом навстречу политическим оппонентам". Он полагает, что противники понимают необходимость диалога друг с другом.

Несмотря на это, оппозиция не упустила случая заклеймить власти позором, подвергнув жесткой критике все ее последние решения, а также неспособность вывести страну из кризиса, остановить рост цен и снизить уровень коррупции. Ожидали, что на курултае будет сформировано теневое правительство – об этом накануне заявлял член политсовета партии "Ар-Намыс" Виталий Исаков. Но ничего подобного не произошло.

Больших откровений не содержала и итоговая резолюция. В ней, в частности, от властей потребовали остановить процесс приватизации энергетики, природных ресурсов, прекратить ущемление прав СМИ, волеизъявления свободы слова, преследование вышедших на защиту своих прав людей и безосновательный их арест, отменить итоги референдума по Конституции от 21 октября 2007 года и досрочных парламентских выборов от 16 декабря 2007?го. Кроме того, оппозиционеры признали работу правительства республики неудовлетворительной.

Большого оптимизма среди экспертов такие итоги курултая не вызвали. Как заявил, комментируя итоги слета, экс-госсекретарь КР Дастан Сарыгулов, "к сожалению, о программе вывода страны из кризиса ничего не сказано, констатировались лишь широко известные истины". "Ни слова не упомянуто и об историческом опыте Киргизии, хотя такой вопрос и стоял в повестке дня, – отметил он. – Еще один такой курултай, и оппозиция, как и власть, сама лишит себя доверия значительной части общества. Политики, интеллект которых ограничивается популизмом, не выведут страну из кризиса".

А с пультом кто?

Не все так гладко, как это пытаются представить, и в эшелонах власти. Построенная Курманбеком Бакиевым система государственного управления – словно слепок того, что было при экс-президенте Аскаре Акаеве. Правда, нынешнему президенту удалось пойти дальше: теперь под его полным контролем наряду с исполнительной и судебной оказалась еще и законодательная ветвь власти. Сформированный в декабре 2007 года Жогорку Кенеш IV созыва, где подавляющее большинство мест занимают депутаты провластной Народной партии "Ак Жол", принимает практически все, что ему спускается из Дома правительства.

О таком полновластии может мечтать любой президент, но существующую сейчас в Киргизии систему государственного управления сложно назвать эффективной. Даже в сравнении с тем, что было при первом президенте, она заметно проигрывает. Так, на одном из заседаний правительства премьер-министр Игорь Чудинов сообщил, что исполняемость указов президента и постановлений кабинета министров только на уровне ведомств составляет всего 30 и 28% соответственно. Вне всякого сомнения, что исполнительная дисциплина на уровне районов и областей еще ниже.

В итоге в Киргизии сложилось совершенно безликое правительство и послушный парламент. В такой ситуации, как бы ни хотелось президенту, вся ответственность за принимаемые в республике решения на уровне законодательной и исполнительной ветвей власти ложится только на него. Но в последнее время все чаще ставится под сомнение тот факт, что Курманбек Бакиев вообще способен самостоятельно принимать какие-то решения. Подтверждением тому служит практически полное отсутствие какой-либо экономической стратегии развития страны, а те, что есть, либо выполняются неэффективно, либо постоянно корректируются, зачастую на не совсем понятных основаниях.

До сих пор в Киргизии толком никто не может сказать, какой конечной цели должны достичь бесконечно проводимые реформы, какая отрасль в республике является приоритетной. К тому же президент периодически принимает совершенно противоположные решения. Все это дает возможность представителям оппозиции говорить о том, что Курманбек Бакиев находится под влиянием двух-трех группировок, сформировавшихся в верхних эшелонах власти и преследующих различные цели.

По мнению лидера партии "Асаба" Азимбека Бекназарова, Киргизией правят две группировки. "Во главе одной стоит сын президента Максим вместе с руководителем администрации главы государства Медетом Садыркуловым, второй руководит брат Курманбека Бакиева Жаныш с Усеном Сыдыковым (государственный советник) и Адаханом Мадумаровым (спикер парламента)", – заявляет политик в интервью одной из местных газет. По его словам, первая группировка отслеживает ситуацию с иностранными инвесторами, использованием стратегических запасов республики, ГЭС, энергетикой и политикой приватизации. Вторая контролирует вопросы государственного управления. "Президент не решает ничего, потому что эти группировки лишили его самостоятельности, обещая все сделать за него", – считает г-н Бекназаров.

Не менее тревожно выглядит ситуация и с Жогорку Кенешем. Изначально выбранный с серьезными нарушениями действующего законодательства, в последнее время он все чаще подвергается критике со стороны гражданского сектора и оппозиции. Ряд правозащитных НПО называет депутатов не иначе как "неизвестные люди, заседающие в здании парламента". Плюс Центризбирком до сих пор не опубликовал официальные итоги выборов в разрезе всех регионов, окружных и участковых комиссий, что опять-таки дает возможность оппозиции ставить под сомнение как легитимность парламента, так и решения, принимаемые им.

Блюдо от шеф-повара

Особо актуальным это стало после того, как накануне визита Курманбека Бакиева в Казахстан, который состоялся 17–18 апреля, депутаты в срочном порядке ратифицировали сразу два значимых и одновременно спорных соглашения. Одно из них касается установления линии киргизско-казахской границы, а второе – признания за официальной Астаной собственности на четыре пансионата, расположенных на озере Иссык-Куль.

Данные вопросы не решались на протяжении нескольких лет. Прежний созыв Жогорку Кенеша, в котором было много представителей оппозиции, старался не брать на себя такую ответственность, понимая, что положительное решение по обоим соглашениям вызовет в республике отрицательную реакцию. Так и произошло. Как ни пытались убедить общественность представители правительства и депутаты фракции народной партии "Ак Жол" в том, что данные соглашения взаимовыгодны и являются итогом уступок как со стороны Киргизии, так и Казахстана, их никто не слушал.

Жогорку Кенеш был немедленно обвинен в предательстве и продаже земель республики. Больше всего возмущений было по поводу передачи Казахстану урочища Кар-Кыра в Иссык-Кульской области Киргизии. А ряд неправительственных организаций заявил, что передача пансионатов вместе с прилегающими землями площадью от 10 до 15 гектаров приведет к образованию на территории страны анклавов.

"Если судить по той лексикологии, которая сопровождает аргументы "за" или "против" ратификации приграничных вопросов между Казахстаном и Кыргызстаном, то она вызывает ощущение истерии, – заявил в интервью ИА "24.kg" эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов. – Людям, судя по всему, нечего сказать друг другу, а все возражения против документа, складывается впечатление, сводятся к тому, чтобы лишь бы оппонировать властям. Необходимо уметь находить здравый смысл в таких деликатных, но спорных вопросах, как вопрос границ. И не заниматься демагогией".

Тем не менее оппозиция уже заявила, что по данному вопросу будет обращаться к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. И попросит его не ратифицировать данные соглашения для сохранения дружественных отношений между двумя странами. Хотя есть большие сомнения, что это может дать какие-то результаты. Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает: "Весьма оперативная ратификация этого документа мажилисом Казахстана наводит на мысль, что казахстанской стороне ратификация более выгодна, чем киргизской".

"После таких решений в парламенте Кыргызстана Курманбек Бакиев вправе рассчитывать, что официальная Астана также пойдет навстречу Киргизии, например, может поддержать проекты в энергосекторе либо скоординировать вместе с официальным Бишкеком проблему водопользования. И если Астана в этих вопросах поддержит Киргизию, то Узбекистану придется пересматривать свои претензии к обеим странам", – отмечает российский эксперт.

В то же время киргизский политолог Марс Сариев заявил, что "решение Жогорку Кенеша о ратификации Договора о киргизско-казахской границе – хороший повод, чтобы раскачать ситуацию в республике". "Вопрос о границе – очень тонкая вещь. Все должно было решаться конфиденциально, по своим законам. А сейчас получается, что принятие этого решения словно подстроено под визит Курманбека Бакиева в Астану, – говорит он. – Земельные вопросы – очень сложные. Вспомните, с чего в свое время начинались аксайские события. Сейчас ситуация обостряется. Это играет против президента".

Когда хочется остренького

Политическая ситуация усугубляется экономическими проблемами. Продолжается начавшийся осенью 2007 года рост цен на основные продукты питания. Замедлился рост ВВП, а инфляция за I квартал 2008 года, по предварительным данным, озвученным главой Национального банка Маратом Алапаевым, составила 6,1 %. Двумя годами раньше для Киргизии это был годовой показатель. Представители Министерства экономического развития и торговли высказывают сомнения в том, что в республике по итогам года инфляцию удастся удержать в ранее заявленном правительством пределе в 15%.

Кабинет министров объявил о повышении в мае-июне тарифов на тепло- и электроэнергию на 12 и 20% соответственно. Не за горами, судя по всему, и удорожание природного газа, поставляемого в республику из Узбекистана. Сейчас он закупается по цене 145 долларов за тысячу кубометров. Но буквально на днях представители российской компании ЛУКОЙЛ, занимающейся разработкой газовых месторождений в Узбекистане, объявили, что в 2009 году стоимость "голубого топлива" может вырасти уже до 210 долларов за тысячу кубов.

В то же время в республике введен режим жесткой экономии электроэнергии из-за низкого уровня Токтогульского водохранилища. По словам генерального директора ОАО "Электрические станции" Бакирдина Сартказиева, такой режим может продлиться до 1 апреля 2009 года. Экономия же подразумевает постоянные отключения света, и в первую очередь населению, что, естественно, служит дополнительной почвой для роста протестных настроений.

Тем не менее президент Курманбек Бакиев в такой непростой для Киргизии ситуации пытается подлить масла в огонь, настаивая на скорейшей приватизации энергетического сектора страны. Практически никто не сомневается, какое решение примет Жогорку Кенеш в случае рассмотрения данного вопроса. Например, сразу же после ратификации договоров по киргизско-казахской границе и передаче пансионатов в собственность Казахстану глава государства встретился с депутатами фракции "Ак Жол", похвалив их за хорошую законодательную работу: "Ушли в прошлое бесконечные баталии в стенах Жогорку Кенеша, нашли свое решение многие вопросы, многие инициативы правительства, годами пылившиеся на полках прежнего парламента, стало больше оперативности, удалось положить начало стабильной, налаженной, системной работе. Итоги деятельности депутатов за 100 дней свидетельствуют о заданном хорошем темпе работы, но этого недостаточно для реализации комплекса задач, стоящих перед государством".

Многие не сомневаются, что вопрос о разгосударствлении энергетики власти постараются решить в максимально сжатые сроки. Как заявил лидер социалистической партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев, "у энергобаронов Киргизии в планах приватизировать отрасль до 2010 года". "Проводимые сегодня властями реформы провалятся, потому что к ним нет доверия народа. За этими преобразованиями стоят энергобароны. Они стремятся завладеть отраслью и выступают заказчиками проведенных в стране конституционных реформ и досрочных парламентских выборов в декабре 2007 года. Все сводится к одному – продаже стратегической отрасли Киргизии", – считает экс-спикер парламента.

В итоге данный вопрос практически сразу превратился, как это часто происходит в республике, из экономического в политический. Что явно не на руку руководству страны, но вполне устраивает оппозицию, которой при таких "подарках" от властей даже ничего придумывать не надо, только успевай подогревать протестные настроения и направляй их в нужное русло.

Десерт с горчинкой

В Киргизии вновь складывается неоднозначная политическая ситуация, отдельные моменты которой напоминают предшествующие событиям 24 марта 2005 года. В частности, в той же резолюции курултая оппозиции содержится пункт, по которому властям в случае невыполнения вышеуказанных требований вновь грозят акциями протеста.

По мнению экс-главы киргизского МИДа Аликбека Джекшенкулова, "обос-трение политической ситуации в Киргизии возможно не осенью 2008 года, а гораздо раньше". По его мнению, причиной для народных волнений могут стать "действия официальных властей в решении вопросов приватизации объектов гидро-энергетики, обозначения государственной границы КР и социально-экономическая ситуация в целом".

Примерно того же мнения придерживается глава правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова, "думаю, к осени-зиме власти в Кыргызстане получат второе 24 марта". "Власти игнорируют мнение народа, который их содержит. Например, в вопросах о границе с Казахстаном и пансионатами. Власти перестали считаться с мнением народа", – считает она. И отмечает, что народ пойдет за оппозицией, "поверив после курултая в ее искренность".

В то же время отдельные эксперты отмечают, что народ после апрельских митингов 2007 года разочаровался в оппозиции и не верит ей. Как, впрочем, и властям. По мнению руководителя центральноазиатской программы International Crisis Group Пола Куинн-Джаджа, высказанному им в интервью российскому журналу "Эксперт", "в Киргизии оппозиция совершенно бездарная. Это даже не организация – просто сборище людей". "Она сильно разобщена, ее лидеры не представляют себе, как использовать сложившуюся ситуацию. У них нет собственного политического видения. Просто это чрезвычайно состоятельные люди, которые хотели бы стать еще богаче и для этого пошли в политику. Ничего путного ожидать от них не приходится", – считает эксперт.

В Киргизии, по его мнению, "никаких признаков революции не наблюдается". "Я вижу другое: народ устал и разочаровался в политике. Сейчас нет оснований говорить о грядущей революции. В стране нет сил, которые могли бы ее возглавить, могли бы поднять людей", – заявляет Пол Куинн-Джадж.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ