Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
КРЕМЛЬ.org, 12.05.08
Константин Затулин, Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ
- Как Вы прокомментируете заявление Юрия Лужкова о том, что Севастополь нужно передать России? Как это отразится на отношениях между Россией и Украиной? И какова судьба Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной?
- Юрий Михайлович Лужков, как вы знаете, в течение двух дней находился в Крыму и Севастополе в связи с 225-летием Черноморского флота, во главе делегации Москвы, в которую входил и я. Но, в отличие от Юрия Михайловича, я остался в Севастополе и сегодня председательствую на конференции, которую проводит наш институт в Доме Москвы, конференции, которая посвящена фактически юбилею флота и является продолжением программы мероприятий, связанных с этим юбилеем. Я был вчера участником всех мероприятий в ходе визита Юрия Михайловича Лужкова, в том числе его выступления перед жителями Севастополя, которое было встречено полнейшим одобрением участников, многотысячная толпа приветствовала Лужкова и поддерживала тезисы его выступления. Это ярко свидетельствует о настроениях в Севастополе. Хочу напомнить также, что сразу же на территории аэропорта Лужкова постаралась перехватить Служба безопасности Украины, которая вручила ему целый адрес с угрозами в случае, если он решится что-либо заявлять о статусе Крыма и Севастополя. Забегая вперед, насколько мне известно, сейчас стало известно, что после выступления его он был объявлен не въездным на территорию Украины. Я пять минут назад закончил встречу с руководителями Службы безопасности Украины в Севастополе, которые специально прибыли в Дом Москвы, чтобы вручить мне соответствующее предписание, такое же, как Лужкову, от лица Службы безопасности Украины, с угрозами уже в мой адрес. Теперь что касается существа: это характеристики фона, на котором происходят эти выступления и эти заявления, и что касается содержания выступления Лужкова. Юрий Михайлович Лужков напомнил в своем выступлении о фактах, связанных с переходом Крыма в состав Советской Украины, и озвучил, в общем, достаточно известную всем и каждому, по крайней мере, здесь, в Севастополе, историю с самим Севастополем, который в 1954 году, как и до этого, оставался городом союзного подчинения с бюджетом, который формировался в закрытых статьях государственного бюджета, относящихся к Министерству обороны. Севастополь на протяжение десятков лет существовал как закрытый город, военно-морская база, въезд в город был ограничен, поэтому никакого влияния, безусловно, передача Крыма Украине в 55-м году на жизни в Севастополе не отразилась. И Севастополь, по сути, был обойден молчанием в решении о передаче Крыма Украине. Сегодня в нынешнем территориальном делении Украины город Севастополь тоже не является частью Крыма. Если бы, допустим, кто-нибудь на Украине решил в знак дружбы с Россией передать ей Крым, то в этом случае потребовалось бы отдельно решать судьбу Севастополя, потому что Севастополь является на Украине - я в шутку, конечно, говорю об этом - но Севастополь на Украине является отдельной административной единицей, городом центрального подчинения. Об этом напомнил Лужков, и дальше он сказал, что это основание для России сегодня, которая сталкивается с Украиной, переписывающей историю, восхваляющей бандеровцев, идущей в НАТО, основание для России вернуться к вопросу о Севастополе и потребовать справедливости. Я лично отношусь к этой точке зрения с большой симпатией, я имею в виду мотивы. Я убежден, что и подавляющее большинство жителей Крыма и Севастополя, и подавляющее большинство граждан России, которые когда-либо вообще сталкивались с этой проблемой и задумывались о ней, охотно поддержали бы мнение Юрия Лужкова. В чем я, может быть, не во всем согласен с Юрием Михайловичем, но не с его выступлением, поскольку в его выступлении эта тема не звучала, а с его логикой: безусловно, сегодня Севастополь признан как украинский город. Это произошло не в 55-м году, это произошло даже не в 91-м году, это произошло в 97-м году и было подтверждено в 99-м году после вступления в силу Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. Ельцинская Россия сама себя завела в тупик и вынуждена была подписать договор, в соответствии с которым она признала административные границы между Украинской ССР и РСФСР государственными границами и, таким образом, определила, что Севастополь является городом, принадлежащим Украине. Затем в развитие договора, уже в 2004 году в Государственной Думе состоялась ратификация подписанного договора о границе, где речь идет о прохождении конкретной линии государственных границ. Все это, в общем, не оставляет сомнений в том, что сегодня официальная Российская Федерация признает украинскую принадлежность города Севастополя. И вот здесь я должен сказать, что это признание, на мой взгляд, носит условный характер, то есть оно не просто сделано, а оно сделано на определенных условиях. Сам по себе Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве является даже по тексту, по названию своему таким условием. Если есть дружба, сотрудничество и партнерство между Россией и Украиной, то в этом случае Россия в 97-м году подписала, в 99-м году ратифицировала положение, по которому признает Севастополь частью Украины. Но если Украина перестает быть стороной в дружбе, сотрудничестве и партнерстве, если она перестает, например, быть внеблоковым, нейтральным государством, которым она была на момент подписания и ратификации Договор о дружбе с Россией, и становится блоковым государством, натовским государством, то у нас есть все основания говорить о том, что Украина сама, односторонне выходит из договора, она делает его юридически ничтожным, она его выхолащивает. Она уже сегодня нарушает договор тем, что официально обращается с просьбой о вступлении в План действий по членству в НАТО. И даже не так важно, приняли ее в НАТО, договорились о ее участии в этом плане или нет. Это уже зависит не от Украины, не от нынешних властей Украины, а от позиции государств-членов НАТО, у которых свои резоны. Но наш союзник и партнер, с которым мы подписывали договор и которому мы фактически оставили в наследство Севастополь, сегодня грубым образом нарушает наши интересы. А если это так, то у нас есть основания, и Парламентские слушания Государственной Думы, которые мы проводили в апреле месяце, их рекомендации говорят: у нас есть в этом случае основания обращаться к президенту и правительству России, с тем, чтобы они обсудили целесообразность продления Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, срок которого истекает 1 апреля будущего года. В этом году мы должны принять какое-то решение: или мы продлеваем договор, или мы выходим из него. Сегодня именно власти Украины виновны в том, что мы стоим перед этой дилеммой. Именно они своими действиями превращают договор в фикцию, в декорацию, в фиговый листок, которым прикрывается тренд Украины в НАТО и попытка внутренних репрессий против русского языка и русского населения, в том числе в Крыму и Севастополе. Я нахожусь в городе Севастополе, где ни одного дня с 2006 года не существует избранного градоначальника, потому что это единственный город на Украине, где это не позволено делать. Именно потому, что здесь стоит Черноморский флот, потому что симпатии севастопольцев хорошо известны. Поэтому ко вчерашнему мнению Лужкова можно по-разному относиться, но надо заметить, что Лужков, что в России, что на Украине, говорит одно и то же по этой проблеме. В отличие от деятелей Украины, которые пытаются его судить, он не говорит в Москве о любви Украины к России, а в Брюсселе - о желании вступить в НАТО для того, чтобы застраховаться от этой дружбы и любви к России. Этим занимаются в Киеве президент Ющенко и премьер Тимошенко, да и многие другие бывшие и нынешние украинские начальники. Лужков последователен, никакой тайны из своих мнений он не делает. Если бы Служба безопасности Украины хотя бы на йоту сделала столько полезного для Севастополя и Крыма, сколько сделал Лужков за прошедшие годы, строя здесь дома, поддерживая людей, ветеранов, поддерживая русское образование и так далее, то, наверное, вчера во время юбилея мы бы слышали крики на площадях Севастополя: 'Да здравствует СБУ! Да здравствует Служба безопасности Украины!'. Я утверждаю, что ни одного такого крика и ни одного такого лозунга я нигде не видел. Зато я целый день слышал в адрес Лужкова приветствия со стороны севастопольцев. Поэтому то, что касается сегодня принятого решения, фактически принятого политической властью Украины, она прикрылась в этом случае Службой безопасности, это решение возвращает нас к 2007 году, когда по договоренности между Путиным и Ющенко были отменены эти списки нежелательных для въезда лиц. А инициатива в этих списках принадлежала Украине, она в 2006 году открыла этот перечень запретом на въезд на Украину, а затем в течение года наращивала число запретных лиц. В конце концов, привела к тому, что Россия вынуждена была ответить. Вот когда Россия ответила, на Украине отказались от этого, и отказались на взаимной основе. Сейчас они снова наступают на те же грабли. Я хочу сказать, что мы в России имеем право иметь свое суждение, в том числе и в деликатных вопросах российско-украинских отношений, таких, как принадлежность города Севастополя. Я полагаю, что в связи с действиями Украины возникает угроза России, и эта угроза должна быть оценена и должна быть предметом переговоров о дальнейшей судьбе Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Требуется сегодня решить судьбу этого договора, и, безусловно, решить ее в России, но на основе конкретных целевых переговоров с украинской стороной. Если мы увидим, что нас продолжают обманывать на Украине, то мы должны выйти из договора и не держаться за пустое место, которым становится договор. А если мы выходим из этого договора, то заявления любого политического деятеля о судьбе Севастополя, Крыма являются вполне законным беспокойством на основе того, что между Россией и Украиной нет сегодня никаких точек соприкосновения, которые позволили бы этот вопрос снять.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |