Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В Совете Федерации решают: вносить изменения в закон о соотечественниках или принимать новый.
29.04.2008, www.regnum.ru/news
Предложения по изменению в законодательство о соотечественниках за рубежом будут приниматься до 15 мая. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, сообщил председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке предложений о внесении дополнений и изменений в федеральный закон "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" Вадим Густов 29 апреля в Совфеде на заседании экспертного совета комитета по делам СНГ совместно с межведомственной рабочей группой по теме "О положении соотечественников за рубежом". По словам Густова, законодательство, принятое в 1999 году, требует совершенствования и сегодня самая важная задача - определиться, вносить ли изменения в уже существующее законодательство либо принять новый закон.
По данным Совета Федерации, сегодня за пределами России проживает 25 млн человек, имеющих российские корни, в том числе свыше 17 млн на постсоветском пространстве. На сегодня статус соотечественника присваивается всем выходцам из России и их потомкам, отметил Густов. По его словам, статус "соотечественника" подвергается критике. Кроме того, определяя статус "соотечественника", необходимо думать о последствиях реализации госпрограммы по переселению соотечественников за рубежом, которая реализуется второй год, заявил Густов. На сегодня она работает и почти 2000 человек уже переехали, отметил он. Густов считает, что изменения в законодательство поставят под угрозу выполнение этой программы.
Второй вопрос, который необходимо проработать в законодательстве, отметил Густов, это вопрос выдачи удостоверений переселенцам. Удостоверение должно давать право на определенные льготы и на сегодня существует много соотечественников, желающих получить такие удостоверения, отметил сенатор. При разработке законодательства, по словам Густова, необходимо учитывать опыт по поддержке соотечественников, наработанный субъектами РФ, и учесть региональные законодательные акты в этом отношении. Необходимо также учесть предложения, зафиксированные в резолюции Всемирного конгресса соотечественников, который прошел в марте в Санкт-Петербурге, а также поручения президента, данные по итогам этого конгресса, сказал Густов. По его словам, важно также учесть предложения зарубежных соотечественников.
Нельзя ограничиться только изменениями в закон о соотечественниках, заявил сенатор, изменения нужно внести также в закон о гражданстве, Налоговый кодекс, а также в порядок въезда-выезда. По словам Густова, до конца года необходимо привести законодательство в порядок и в осеннюю сессию рассмотреть все предложения.
Как сказал ответственный секретарь правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, директор департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Александр Чепурин, МИД склоняется к тому, чтобы изменить существующее законодательство, а не принимать новый закон. Вместе с тем, по его словам, "любая статья закона о соотечественниках либо устарела, либо не соответствует действительности. МИД обратился в посольства зарубежных стран с тем, чтобы они обобщили предложения российских соотечественников за рубежом и до 15 мая внесли эти предложения на рассмотрение комиссии. Чепурин отметил, что МИД рассчитывает на получение предложений порядка 60 стран. По его словам, 6-7 ноября 2008 года на Всемирном конгрессе соотечественников планируется апробировать доработанный документ и "пустить его на парламентское голосование".
Что касается вопроса о понятии "соотечественник", то, по мнению Чепурина, необходимо исключить из него титульные народы. Без определения понятия "соотечественник" невозможно определиться с выдачей свидетельств переселенцам, отметил представитель МИД. По его словам, в мировой практике очень немного примеров выдачи таких свидетельств. Например, в Европе такой практики нет вообще. Вместе с тем закон "О карте поляка", разработанный в Польше, вводит практику выдачи свидетельств, дающих ряд льгот. По словам Чепурина, таким образом, Польша разработала систему мер поддержки, направленных именно на переселение соотечественников Польши в эту страну. По словам Чепурина, претенденты на карту поляка должны предоставить не только доказательства польского происхождения, но и знание польской культуры, поддержку традиций этой страны, а также активное участие в культурной жизни Польши. По мнению Чепурина, Россия могла бы перенять опыт Польши.
Начальник управления по работе с соотечественниками и странами СНГ и Балтики Росзарубежцентра при МИД России Татьяна Полоскова предложила подходить к вопросу выдачи свидетельства избирательно, используя координационные советы, которые уже работают в зарубежных странах.
По данным Управления по делам соотечественников ФМС России, на сегодня в управление обратились 40 тыс. зарубежных соотечественников, желающих переселиться в Россию, и только 8 тыс. из них заполнили анкеты. Управление работает в настоящее время с 23 тысячами обратившихся человек, сообщил представитель ФМС Маняткин. По его мнению, в федеральном законе необходимо прописать принципы и механизмы госпрограммы по переселению. Сейчас существует всего 12 регионов России, в которые переселяются соотечественники - это всего 4% российской территории, отметил представитель ФМС. Кроме того, существует только один канал переселения - по выбору вакансий в России. Управление ФМС разрабатывает еще несколько каналов: учеба в российских вузах, трудовая миграция, контракт для службы в российской армии, а также канал, по которому в России могли бы работать бизнесмены.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |