Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Фонд содействия объединению русского народа «Русские» выступил с инициативой о принятии федерального закона «О «Карте русского». В соответствии с ним русские люди, живущие за границей (в странах бывшего СНГ), но считающие себя частью России, получат документ, гарантирующий им ряд прав, которыми обладают граждане РФ.
07.05.2008, http://russian.kiev.ua
Константин Шуров
Я могу сказать только самые теплые слова в адрес тех людей, которые первыми протянули руку помощи российским соотечественникам, проживающим на постсоветском пространстве. Несмотря на то что федеральные власти декларируют необходимость проведения политики, направленной на поддержку русских людей за рубежом, реальных шагов в этом направлении мы не видим. Та же самая программа переселения соотечественников пока очень серьезно пробуксовывает. Не говоря уже о том, что она крайне формализована и забюрократизирована. К тому же эта программа совершенно не подразумевает изменения статуса закона о соотечественниках, который, по сути дела, не имеет правоприменительной практики и остается мертворожденным законом.
В результате он ни в коей мере не способствует ни повышению роли соотечественников в странах их проживания, ни в политической и общественной жизни самой России.
Те 25 миллионов русских людей, которые остаются за границами РФ, по сути оказываются отрезанными от своей Родины - информационно, духовно и экономически. Поэтому инициатива организаторов проекта «О «Карте русского» является очень своевременной и нужной. Эта акция поможет нам, русским, ощутить плечо друг друга. Пожалуй, мы впервые почувствовали, что в России этим вопросом занялись не чиновники (которым это вменено в обязанность приказом свыше), а люди, для которых понятие «русский» не является пустым звуком и которые готовы помогать своим соотечественникам по велению души. Притом что это достаточно зрелые и хорошо стоящие на ногах люди, которых, казалось бы, могло бы ничего не беспокоить, кроме личного благосостояния и успеха. Однако они находят в себе силы помогать русским за границей. Причем формы оказываемой ими помощи самые разные. То есть они уделяют самое пристальное внимание организации деятельности соотечественников за рубежом. И Леонид Шершнев, и Вячеслав Рудников (при поддержке своих соратников в Москве, которых, как я знаю, немало) нашли время, возможность и средства для того, чтобы начать кампанию собственными силами. По сути дела, они подталкивают российскую власть (причем не только в этом, но и во многих других вопросах) к поиску решения проблемы оказания помощи и поддержки наших соотечественников.
Таким образом, из разговорной плоскости этот вопрос переводится в настоящую, жизненную и практическую плоскость. Повторюсь, я очень и очень благодарен этим самоотверженным людям и надеюсь, что законодательная и исполнительная власть Российской Федерации прислушаются к их мнению. Хотелось бы, чтобы упомянутая инициатива не осталась «гласом вопиющего в пустыне», а вылилась в целую последовательность реальных шагов российского государства по поддержке своих соотечественников в ближнем зарубежье. Со стороны России это будет симметричный ответ Польше, которая уже давно выдает многим гражданам Украины т. н. «Карту поляка». Это будет даже более сильный ответ. Хотя польская практика сама по себе достаточно интересна. Выдача этого документа направлена на то, чтобы привлечь как можно больше рабочей силы в Польшу. Для того чтобы заполнить образовавшийся дефицит рабочих рук в польской экономике. Причем в самых грязных, низкоквалифицированных и низкооплачиваемых ее секторах. Не секрет, что на Украине выстраиваются громадные очереди на получение «Карты поляка».
Некоторые источники приводят данные, что на территории Украины проживают до 400 тысяч поляков. Другие утверждают, что их даже полмиллиона. А польские организации на Украине говорят ни много ни мало о двух миллионах человек. Причем я даже склонен им поверить. Как известно, после Великой Отечественной войны было осуществлено переселение поляков с территории Западной Украины (в основном из Волыни) в Польшу. И наоборот, украинцы, которые проживали на территории Польши, возвратились на Украину. Часть из них была размещена в западных областях, а значительная часть осела в центральных и восточных регионах (в том числе в Киевской области). Кстати говоря, это до сих пор во многом определяет электоральную психологию части избирателей. На сегодня можно говорить о том, что не менее миллиона человек уедут из Украины в Польшу. Несмотря на то, что в исторической памяти до сих пор сохранились воспоминания о страшной резне, которая велась с двух сторон. Но тем не менее экономическая выгода сегодня превалирует и затмевает историческую память тех людей, которые хотели бы получить «Карту поляка». Повторюсь, таким образом Польша решает свои внутренние экономические проблемы.
Однако Россия сейчас не просто делает кальку с польской практики, духовная связь между частями триединого народа намного сильнее. Безусловно, эта связь – нечто большее, чем просто возможность зарабатывать деньги. Предложенные Фондом содействия объединению русского народа меры являются своего рода материальным подкреплением существующей духовной связи (если рассматривать экономическую компоненту «Карты русского»). Та же «Карта поляка» имеет чисто экономическое наполнение. Однако значение нашего проекта выходит за эти рамки. Поэтому в духовном плане это абсолютно разные по своему назначению акции и проекты. Сказать сразу и однозначно, кто должен иметь право претендовать на получение «Карты русского», достаточно тяжело. На сегодня этот вопрос еще нуждается в уточнении. Для этого необходимо провести целый ряд научных изысканий в виде конференций и круглых столов в целях выработки единого подхода к этому понятию. При этом оно должно в целом соответствовать российскому законодательству. Необходимо также учитывать и общее изменение геополитической ситуации. Естественно, что принятые участниками этих дискуссий рекомендации должны привести к изменению внутреннего российского законодательства. Это станет второй важной составляющей в реализации стратегии по переселению наших соотечественников в РФ. Россия от этого только выиграет. В любом случае инициатива в этом вопросе должна принадлежать общественности. Патриотическая русская общественность будет ведущей, а власть должна прислушиваться к ее мнению. Только в таком сочетании данный проект может быть успешен.
Об авторе: Константин Шуров - председатель Русской Общины Украины
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |