Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В г. Атырау (Гурьев, Казахстан) власти целенаправленно стирают русское прошлое.
5.05.2008, http://www.russians.kz/
Бауыржан АБИСАТ
Крепчает подозрение, что старая часть г.Атырау осознанно и целенаправленно подвергся забросу и разрушению "отцами" области и города. Именно потому, что приходящие временщики-акимы, – казахи. Именно из-за того, что старая часть города – русская, старинная. Как соринка в глазу, заноза под ногтем напоминающая им о русском, читай колониальном прошлом города…
Когда сорвется дамоклов меч?
…Почему, вот уже второй десяток лет независимости, наши власти в упор не видят, как разрушается бывший центр областного центра? Кто сказал, что эти здания не частица истории Казахстана, не ее культурное наследие? Зачем казахбайские геростраты разрушили старый Гурьевский почтамт, кому он мешал? Что ли пустырь на его месте красит т.н. «нефтяную столицу»? Помню, пионерами мы говорили, что его крыша напоминает гитлеровский Рейхстаг!
Впрочем, что зря спрашивать с геростратов, зачем? Может они считают, что таким макаром они исполняют свой гражданский долг?
А еще торговый дом на Жарбосынова-3, а еще частные дома купца К. Мохначева и других! Почему угроза сноса до сих пор висит над некогда популярнейшим в Гурьеве рестораном «Урал»? Новый его хозяин Жанекеш Мырзашев (прежняя его владелица, оказывается, скончалась) поведал, что еще в январе позапрошлого года их «порадовали» уведомлением, что кабак нашей юности - снесут.
Дамоклов меч висит над 16 историческими зданиями старого Гурьева. Позвольте не поверить, что вандалы посчитаются с мнением государственной же (!) инспекции по охране памятников.
Не стирать с лица земли, а с благодарностью надо поминать купца Тудакова, что построил для города Гурьева такие красивые здания!
Помню один из прежних бастыков госохраны памятников сокровенно говорил, что дома этих купцов не представляют собой исторической и культурной ценности! Дескать потому, что они, строители, владельцы «никто, не оставили следа в истории…», но зато у него была кипа фотографии мазаров и могил казахских баев и биев! Безвестных, о которых, почему-то история тоже помалкивает…
Поверьте, мы искренне почитаем их память, но не менее трепетно должны относиться к следу в истории города и других наших именитых, русских земляков.
Хотите пример трепетного отношения к истории? Ресторан при гостинице «Ренко». Итальянцы нам показали европейский мастер-класс, как надо общаться с эксклюзивными зданиями, вложили деньги и получили замечательный фасад в историческом центре города!
Столько сил вложила Жибек Бисенова – директор детского медицинского центра «Болашак», чтобы реанимировать бывший облисполком! И все псу под хвост? А бедная Жибек в блаженном неведении – мы, мол, "исторические", нас государство "охраняет", а ведь запросто могут заехать бульдозером по крыльцу.
Как и хозяйка некогда культовой «забегаловки» «Национальные блюда», хотя еще в прошлом году второй этаж этого старинного купеческого дома замечательно отреставрировала атырауская предпринимательница.
Может быть разрушено и историческое «логово» курсантов полиции – их областная школа, где, и мы помним, находился Гурьевский обком партии.
Не хуже «Ренко» отреставрировали старинный дом владельцы универсама «Шамшырак». И что? Кто-то, на это с высокой башни сс…ть хотел! Хозяйке этого магазина Галие Досалиевой еще летом 2007 года принесли «кара-хат», где черным по белому вписано, что дом на Пугачева-27 тоже подлежит сносу!
Хотя в старом Гурьеве навалом лачуг и хибар которые, как древние старцы, заждались бульдозера-смерти. Вот с чего надо начинать!
Культур-мультур не хватает?
Хотя, что напраслину наговаривать, поклеп возводить на акимов-ставленников? Они все больше люди временные. Их тихой сапой наставляют старые пе...дуны обкомовскового разлива, местные надан-шовинисты. Прибавьте к ним еще орду т.н. деятелей культуры, тоже гурьевской поры. И почти все они аульских, барханских корней, еще с тех советских времен затаивших айбалта-топор за пазухой на все русское.
…Я сам националист – всякий здравомыслящий патриот любой нации должен быть в меру националистом, если переживает за кровное и родное. Мои предки бунтовали вместе со Срымом, Махамбетом против колонизаторов. Я также не люблю великодержавный шовинизм, признанный честными русскими, и рецидивы колонизаторского духа.
Но только не надо нас путать с мракобесами! Лично я, казахский националист, считаю, что мы обязаны в Атырау, в районе старого города поставить памятник основателю г.Гурьева. После этого меня же мои братья-казахи называют русофобом…
Мы были и многие остались советскими интернационалистами. Обожаю русскую культуру, литературу, ставшим родным русский язык, русскую кухню, русских женщин, уважаю мужиков.
Вообще, мое наблюдение и заключение – советская власть сформировала новых т.н. обрусевших казахов, которые отличаются от исконных, аульских. Новая формация, более интернациональная по духу, синтезировала лучшее, и от русского, и от родного народа… Идеализировать советских казахов не стану – и плохого прихватили, не забыли. Достаточно вспомнить водку.
…Так, вот, наши бескультурные наданы мечтают, как школьной резинкой стереть все русское прошлое, что было в истории города.
Отсюда и переименования ономастами улиц, с великих русских, советских фамилий на не менее великие, но казахские. Оказывается, подлецы, убрали даже название улицы имени моего кумира Антона Павловича Чехова! Не будет им за это райских кущ с прекрасными гуриями. Нет недоумкам, переименовать какую-нибудь зачуханную Северную улочку в какую-нибудь достойную казахскую фамилию и поднять, благоустроить "брошенку" до уровня приличной улицы.
Еще хуже, когда фамилия живой Фаризы Онгарсыновой присваивается школе рыбаловецкого аула Кызыл-балык!
И не секрет, что разбогатевшие отпрыски некоторых фамилий не всегда честно добиваются, чтобы улице присвоили фамилию их отца – вся заслуга которого перед городом только в том, что он был бастыком или партсекретарем…
Вон, действительно культурные испанцы до сих не трогают памятник фашисту Франко. Не от того, что они тащатся от нацизма, а потому что Франко был в их истории, и все тут…
…Невежи сейчас пишут в анкетах: "..родился в 1964 году в городе…Атырау(!)". Вы уж извините, но мы, обрусевшие выпускники русских школ, в 60-70х годах, к стыду своему даже не знали, что есть такое слово "Атырау". Это так, для точности.
Теперь пишется, переписывается, даже не истинно казахская, а «казахбайская» псевдоистория. Будто бы не вносили свою весомую лепту в духовный, культурный рост коренного народа просветители-инородцы - русские, евреи, татары и другие народы, мирно соседствующие рядом с нами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |