Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рудольф Матвеев
До новых парламентских выборов в Республике Молдова осталось менее года. И уже сегодня многие политологи и эксперты начинают анализировать нынешнюю расстановку сил на молдавской политической арене, изучать предвыборные программы и платформы политических партий, чтобы попытаться определить их реальные возможности эффективного влияния на избирателей и шансы на победу в нелегкой и жесткой борьбе за власть.
Попробуем сделать это и мы.
Прошедшие в середине 2007 г. в Молдове местные выборы подтвердили резкое падение рейтинга правящей Компартии. ПКРМ проиграла выборы руководства многих районов и Кишинева, но она, что называется, победила в общем зачете и остается политическим формированием с самым большим удельным весом среди населения страны. Ее рейтинг, по крайней мере, в два раза выше рейтинга Альянса "Наша Молдова", который занимает второе место в предпочтениях молдавского избирателя.
Согласно «Барометру (опросу) общественного мнения», который был проведен 23 апреля 2008 г. под эгидой Института публичной политики Молдовы, Партия коммунистов РМ выиграла бы парламентские выборы, если бы они состоялись в следующее воскресенье (27 апреля), набрав 26,7% голосов своих сторонников.
После ПКРМ следуют Альянс "Наша Молдова" (6,5%), Демократическая партия (6,3%), Либеральная партия (4,6%), Либерально-демократическая партия (3,6%), Христианско-демократическая народная партия (2,6%).
В ноябре 2007 г., по результатам проведенного тогда опроса, 25,3% респондентов были готовы голосовать за ПКРМ, 8,3% - за АНМ, 3,9% - за СЛП, 3,7% - за ХДНП, по 3,5% - за ЛДПМ и ЛП. Как видно, почти за 6 прошедших после этого месяцев у Компартии наблюдается увеличение числа сторонников, а у ее основного политического противника АНМ - явное уменьшение. Несколько улучшили свои результаты либералы и либеральные демократы.
Согласно данным другого опроса общественного мнения, проведенного в Молдове Центром социологических исследований CIVIS, среди партий самый высокий рейтинг сохранила правящая Партия коммунистов – 55%. Далее идут оппозиционный Альянс «Наша Молдова» – 11,6%, Демократическая партия – 8,4%, Либеральная партия – 5,7%.
Следует также отметить, что ни один район республики не может сам покрыть свои финансовые потребности, и все они зависят от трансфертов из центрального бюджета, который контролируется правящей партией. Без поддержки центральных органов власти, в том числе финансового плана, какими бы не были представители оппозиционных партий, ставшие руководителями местных органов власти, они не смогут решать острые социальные вопросы самостоятельно, что, конечно, также может сказаться на настроении избирателей на выборах 2009 г.
Относительный проигрыш коммунистов на выборах в органы местной власти побудил оппозиционные партии предпринять шаги по созданию новых политических коалиций, что якобы, как они полагают, поможет им в ближайшем будущем, во всяком случае, они на это надеются, преодолеть до выборов 2009 г. существующие между ними разногласия и выступить на парламентских выборах единой командой и отстранить ПКРМ от власти.
Одни пошли по пути объединения. Это Социал-демократическая партия и Партия социальной демократии, объединившиеся под названием СДПМ, председателем которой стал бывший премьер Д.Брагиш, и последовавшие их примеру Демократическая партия и Социал-либеральная партии Молдовы соответственно Д.Дьякова и О.Серебряна. Объединились и две крайне «левые» партии - молдавская партия «Союз труда – «Патрия-Родина» во главе с бывшим министром Г.Симой и группа активистов Международной общественной организации гастарбайтеров, создав партию «Патрия-Молдова». Г.Сима позже возглавил это новое формирование, однако активность его после этого почему-то пошла на убыль.
Другие ищут пока только платформу для сотрудничества, как, например, партии либерального толка, ибо амбиции их лидеров не позволяют на данный момент сделать что-то большее. Как писал один молдавский политолог, в Молдове даже разумная с точки зрения политической борьбы за власть идея объединения оппозиции относится к области фантастики. А если учесть, что либеральный сегмент включает 4-5 политических структур, то совершенно очевидно, что объединить их сегодня практически невозможно. Хотя какие-то подвижки здесь могут иметь место, так как в соответствии с поправками, внесенными в Кодекс о выборах, избирательный порог увеличен теперь до 6%, что, безусловно, создаст серьезные проблемы этим оппозиционным партиям, как, впрочем, и другим, например, христианским демократом, чей рейтинг за последнее время падает достаточно стремительно. Эта принятая парламентом норма, где коммунисты на сегодня полностью контролируют ситуацию, видимо, все-таки вынудит некоторые политические формирования попробовать пойти на консолидацию в виде создания новых объединенных партий. Упражнения с созданием предвыборных избирательных блоков, как это было на предыдущих парламентских выборах, теперь также исключаются. Поэтому относительно более-менее крупным партиям, по масштабам Молдовы, не говоря уже о мелких, теперь придется полагаться только на самих себя. Это, прежде всего, Альянс «Наша Молдова» (лидеры С.Урекян и В.Унтилэ), Либеральная партия (лидеры М.Гимпу и Д.Киртоакэ), Либерально-демократическая партия (председатель В.Филат), Демократическая партия (лидеры Д.Дьяков и О.Серебрян), ХДНП (председатель Ю.Рошка).
И все же, несмотря на то, что эти политические деятели в общем известные в Молдове люди, у оппозиции, кроме отсутствия единства и однородности, существует еще одна серьезная проблема, которая ставит под большой вопрос ее победу на парламентских выборах 2009 г., - это отсутствие настоящего лидера, который смог бы взять на себя функции объединителя оппозиции. Стоит отметить, что все перечисленные выше политики настойчиво претендуют именно на эту роль.
Что касается ПКРМ, то она времени даром не теряла и, как обещала, провела 15 марта 2008 г. свой VI съезд, на котором коммунисты подвели итоги своей деятельности после прихода к власти в 2001 г. и приняли новую программу партии.
В отчетном докладе ЦК ПКРМ, в частности, было сказано, что за семь лет бюджет Молдовы увеличился почти в 4 раза, а социальные затраты бюджета - более чем в 4 раза. Затраты на образование возросли более чем в 3 раза, в здравоохранение - более чем в 4 раза, в науку - более чем в 5 раз. В 2007 г. социальные расходы бюджета составили почти 13 млрд. леев (около 1,27 млрд. долл. США). В последнем бюджете страны до 2001 г. эти расходы не достигали 3 млрд. леев.
Среднемесячная зарплата в Молдове выросла за эти годы также более чем в пять раз. Средняя зарплата в бюджетной сфере составляет в настоящее время 1832 лея (1 долл. США – 10,35 МЛ), в реальной экономике - более 3000 леев. В.Воронин заверил делегатов съезда, что к концу этого года партия выполнит свое предвыборное обещание относительно повышения заработной платы, и среднемесячная зарплата достигнет 300 долларов, хотя это сегодня и не так много.
Очень важный показатель, на который обратили внимание местные и иностранные наблюдатели, это сокращение неравенства в Молдове по уровню доходов. По словам президента РМ и председателя ПКРМ В.Воронина разрыв между доходами самых бедных и самых богатых в 2001 году составлял 10,4 раза, к 2007 г. эта разница сократилась до 7 раз. К сожалению, в России неравенство в доходах богатых и бедных с годами только увеличивается.
После прихода Партии коммунистов к власти молдавская экономика начинает расти по 6-7% в год. Исключение составили два последних года, когда темпы роста снизились до 4%, что было вызвано резким сокращением молдавского экспорта в Россию (продукции виноделия, частично животноводства и растениеводства и др.) и катастрофической засухой.
Еще один показатель успехов коммунистов в экономике – это увеличение инвестиций. Их предшественники заложили в бюджет 2001 г. объем государственных капитальных инвестиций 200 млн. леев. В последующих бюджетах эти объемы достигали почти 600 млн. в 2005 г. и 1,75 млрд. в 2007 г.
Инвестиции в основной капитал за семь лет выросли в 8 раз. В эти же годы началось создание современной инфраструктуры. Построен порт на Дунае, началось строительство новых железных и автомобильных дорог. Строятся новые электростанции и магистральные газопроводы. Газ и телефонная связь пришли в большинство молдавских семей, а интернет - во все без исключения школы страны.
В сельское хозяйство постепенно возвращаются техника и современные технологии. За семь лет создано 178 машинно-технологических станций, объединяющих более 7 тыс. единиц техники, работающей на 276 тыс. консолидированных (частные земельные участки совместного использования) гектаров земли. Закладываются десятки тысяч гектаров плантаций виноградников и новых садов, разворачиваются работы по восстановлению ирригации. К 2007 г. число официальных безработных в Молдове сократилось почти в два раза по сравнению с 2001 г.
Конечно, не все было так гладко, как говорилось в отчетном докладе ЦК ПКРМ, представленном VI cъезду председателем партии и президентом В.Ворониным. За восемь лет пребывания у власти у правящей команды коммунистов были и шараханья из стороны в сторону (в частности, между Западом и Востоком), и невыполнение многих предвыборных обещаний. Наблюдались и внешнеполитические провалы, и внутриполитические поражения. Остаются пока непобежденными бедность населения, бюрократизм и коррупция. По-прежнему огромное число молдавских гастарбайтеров (по разным подсчетам, от 600 тысяч до 1 миллиона человек) трудится за рубежом.
А что за это время предложили политические противники коммунистов, например, в плане аграрного развития страны, модернизации молдавской энергетики, промышленности, транспорта и инфраструктуры.
Фактически и практически они не предложили ни одного плана развития, хотя у всех оппозиционных партий Молдовы, конечно, были и есть свои партийные и предвыборные программы. Но, как пишет в своей статье «Выборы-2009 станут битвой политических креативов» известный молдавский журналист и политолог Евгений Шоларь: «Откроем наугад предвыборную программу любой молдавской политической партии. Что мы там увидим?.. Скорее всего, там будет много очень красивых и очень правильных слов про борьбу с коррупцией, про качество образования и здравоохранения, про развитие всесторонних связей с народами всего мира, про евроинтеграцию, конечно…. Однако на поверку оказывается, что, за исключением всего этого малоубедительного благолепия в духе «лучше быть здоровым и богатым», наши политические партии больше ничего и не предлагают».
И коммунисты, которые, надо сказать, уже активно приступили к пропагандистской работе и всесторонней подготовке к грядущим парламентским выборам, на этом фоне выглядят гораздо убедительнее, чем их оппоненты.
«После принятия на съезде новой программы Партия коммунистов Республики Молдова идет в общество с пятью новыми стратегическими задачами. Они касаются всех сфер социальной, экономической и политической жизни», заявил на пресс-конференции после съезда председатель ПКРМ и президент РМ В.Воронин.
Коммунисты, как он сказал, предложили обществу программу построения социального государства с высоким уровнем социальных стандартов, мощным уровнем инвестиций в социальную сферу и прочной социальной защищенностью; задачу создания открытой инновационно-ориентированной экономики, основанной на знаниях и мощном человеческом потенциале; задачу формирования эффективной многоуровневой демократии, где власть всех уровней будет находиться под постоянным контролем со стороны общества; задачу повышения государственной конкурентоспособности Молдова; задачу перевода на долговременную перспективу фундаментальных принципов безопасности Молдовы - постоянный нейтралитет, территориальная целостность, интеграционная открытость.
По мнению председателя ПКРМ, принятие новой программы партии, рассчитанной на достаточно долгий период реализации, выдвижение пяти новых стратегических задач, равно как и идейное обновление, говорят о том, что партия действительно реформировалась. "Партия обладает стройной идеологией, списком прагматических задач - программой максимум, профессиональным кадровым потенциалом", - заявил он.
Опросы общественного мнения (смотри выше) показывают, что ПКРМ начинает восстанавливать свои позиции. Можно предположить, что последние шаги команды В.Воронина, в частности, восстановление отношений с Россией, активизация действий по урегулированию приднестровской проблемы, состоявшаяся по инициативе молдавской стороны встреча президента Молдовы и лидера Приднестровья, а также социальные меры по улучшению материального положения населения позволят партии сохранить ведущие позиции в стране и победить на будущих выборах, хотя, возможно, и с небольшим перевесом.
Анализ прошедших недавно выборов в Народное собрание Гагаузии (местный парламент) эту тенденцию также подтверждает. Расчеты оппозиции использовать автономию для борьбы с Компартией в начавшейся предвыборной кампании по избранию парламента Молдовы в 2009 г. не оправдались. Ожидавшейся победы над коммунистами в Гагауз Ери, на что надеялась молдавская оппозиция всех мастей и которая связывала прогнозируемое поражение ПКРМ с началом наступления за отстранение правящей партии от власти в 2009 г., не получилось.
Еще один ход по восстановлению симпатий населения к политике Компартии, который сделал В.Воронин, это смена премьер-министра и, следовательно, правительства. Вскоре после съезда ПКРМ президент предложил на утверждение парламенту на пост главы правительства Молдовы кандидатуру бывшего уже вице-премьера З.Гречаной. Интересно, что ее кандидатуру поддержали все оппозиционные фракции парламента и политики самых разных политических взглядов.
В свое время по инициативе Компартии З.Гречаная выдвигалась в мэры Кишинева и она бы им стала, если бы выборы были признаны состоявшимися. Нынешний столичный мэр прорумын Д.Киртоакэ отставал от нее в первом туре более чем на 40% голосов. А во втором туре З.Гречаная получила вообще 87,78% голосов. В правительстве она, как известно, с 2000 г., была заместителем министра, а затем министром финансов. Является сопредседателем молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Сам В.Воронин, согласно молдавскому законодательству, уже не может претендовать на высший государственный пост президента страны, но он остается в большой политике. Съезд снова избрал его председателем Компартии, и у него есть все шансы стать спикером парламента и вновь взять полноту власти на себя, так как Молдова по Конституции с конца 2000 г. стала парламентской республикой. Здесь хотелось бы уточнить, что на протяжении всего срока пребывания В.Воронина на посту главы государства с 2001 г. и по настоящее время Молдова фактически была и является президентской республикой.
В Молдове сегодня высказывается предположение, что назначение З.Гречаной премьер-министром есть первый шаг коммунистов в продвижении ее после парламентских выборов 2009 г. на пост президента страны. Почему бы и нет? В Европе уже есть женщины президенты, и не одна.
В складывающихся условиях готовы ли современные молдавские партии предложить гражданам какие-то интересные идеи, задаются вопросом многие молдавские политологи. Как уже отмечалось, за последние несколько лет с их стороны не прозвучало ни одной свежей политической идеи.
Похоже, что и сегодня ничего нового не могут предложить претендующие на звание «нового поколения» молдавских политиков Д.Киртоакэ (Либеральная партия) и В.Филат (Либерально-демократическая партия), как и другие «ведущие оппозиционные силы» - Социал-демократическая партия и Альянс «Наша Молдова». С известной долей сарказма упоминавшийся нами Е.Шоларь называет «пиком креатива» СДПМ так и не доведенную до конца попытку закрепить за собой бренды «конкурентоспособная Молдова» и «социальная Молдова» и промелькнувшую идею о проведении референдума о необходимости всенародных выборов президента страны. Что касается АНМ, то, по мнению эксперта, альянс давно распустил свой «мозговой центр» и впал в политическую спячку, изредка отделываясь дежурными заявлениями.
Однако, на наш взгляд, шансы на успех (по крайней мере, определенно получить известное количество депутатских мандатов) имеются, прежде всего, у Альянса «Наша Молдова» и, в какой-то степени, у Демократической партии, Социал-демократической и Либеральной партий.
У АМН есть в наличии весьма дееспособные организационные структуры во всех районах, парламентская трибуна и достаточное финансовое обеспечение. Альянс уверенно на всех выборах в Молдове идет следом за коммунистами.
По нашему мнению, претендовать на получение мандатов в парламенте может и ДПМ и присоединившиеся к ней, как было сказано выше, социальные либералы. Союз этот чисто конъюнктурный и был создан с единственной целью – попасть в законодательный орган страны после повышения избирательного ценза до 6% голосов. Вряд ли новое формирование будет долговечным, так как конечной целью социал-либералов является присоединение к Румынии, которую никак не разделяет большинство демократов.
Примкнуть к Альянсу, как это было в избирательной кампании в 2005 г., ни Д.Дьяков, ни О.Серебрян однозначно не могли, так как председатель АНМ С.Урекян еще не забыл их предательства, когда, пройдя в парламент по спискам образованного им блока «Демократическая Молдова», они тотчас же вышли из коалиции и, больше того, проголосовали за кандидатуру В.Воронина, выдвинутого на пост президента Компартией. Вследствие чего ДП и СЛП лишились части своих сторонников. Тем не менее, результаты выборов в органы местной власти, а также последние опросы общественного мнения (демократы занимают прочное третье место) дают им основания надеяться на благоприятный для них исход парламентских выборов 2009 года.
Шанс же старых и новых социал-демократов заключается в том, что, во-первых, увеличилось число членов и сторонников объединенной партии. На местных выборах в 2007 г., на которых они выступали самостоятельно, СДПМ набрала в среднем по стране 3,61% голосов, партия Д.Брагиша – более 4,36%. Хотя только одного простого сложения полученных обеими партиями процентов голосов на этих выборов, видимо, будет недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о преодолении ими избирательного порога и прохождения в парламент. Во-вторых, этот шанс может быть реализован, если руководство новой СДПМ серьезно займется привлечением в свои ряды молодежи, как считают некоторые эксперты.
У либералов сегодня в руках власть в Кишиневе и известность его мэра Д.Киртоакэ, которого поддерживает определенная часть молдавского общества, одобряющая его прорумынскую политику. Это, прежде всего, та часть молодежи, которая училась в Румынии и прошла соответствующую идеологическую обработку. К тому же в Кишиневе довольно открыто говорят о нескрываемой поддержке столичного головы румынскими властями, и не только моральной, которые делают на него ставку в борьбе за возвращение Молдовы в лоно «Великой Румынии».
Однако это еще не факт, что Либеральная партия точно пройдет в парламент страны в 2009 г. Далеко не все в Молдове «оценили» выходку нового мэра столицы, который первый визит в таковом качестве нанес не главе молдавского государства В.Воронину, а президенту Румынии Т.Бэсеску.
Да и результаты, полученные либералами на местных выборах в 2007 г., совсем не впечатляющие. В первом туре голосования они набрали лишь 1,8% в городских и сельских округах, то есть в самой глубинке, и 4,8% в муниципальных и районных округах. И пока политических союзников у ЛП, которые готовы были бы пойти вместе с ней на приближающиеся парламентские выборы, не наблюдается.
Некоторые молдавские политологи полагают, что есть известный предвыборный потенциал у Либерально-демократической партии, которая была создана В.Филатом, бывшим соратником Д.Дьякова по Демпартии. Вслед за ним из ДП в новую партию ушла часть демократов, недовольных авторитарной политикой ее главного руководителя. Однако если верить информации вице-спикера и лидера ХДНП Ю.Рошки, ЛДПМ набирает очки только за счет значительного (по меркам Молдовы) финансового ресурса, возможно, иностранного происхождения, позволяющего либеральным демократам создавать новые партийные структуры на местах и даже переманивать на свою сторону активистов других партий.
Есть также информация о том, что команда В.Воронина изучает возможность будущего сотрудничества именно с В.Филатом, поскольку в последнее время ДПМ и ХДНП, опасаясь возможного провала ПКРМ на выборах, начали от нее дистанцироваться, как равно и от президента. Хотя на этот счет есть большие сомнения.
Вероятнее всего, как предполагают местные политологи, «из всей пёстрой унионистско-демократической братии в новый парламент смогут попасть лишь две, максимум, три партии. Однако, судя по всему, у них не будет парламентского большинства».
Что касается политический партий, находящихся на левом фланге и придерживающихся пророссийской ориентации, то они практически не имеют никаких реальных шансов попасть в будущий парламент Молдовы.
Похоже, что коммунисты все же сохранят власть в своих руках. С этим согласны даже многие их политические противники. Приведу еще одно по этому поводу высказывание из статьи "Выборы-2009 станут битвой политических креативов" – «…очень хотелось бы ошибиться, но, похоже, что оппозиционные силы едва ли найдут, что противопоставить коммунистам в идейном плане за оставшийся до выборов промежуток времени, который пролетит быстрее, чем иной политический «тяжеловес» перечислит по памяти все пункты скучной программы своей скучной партии».
Представляется, что помешать коммунистам остаться у власти может только Запад, прежде всего, США, если они сочтут для себя это нецелесообразным. Опыт по смещению режимов президентов на постсоветском пространстве у них большой, да и не только на постсоветском.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |