Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.05.2008. Новое поколение (Казахстан)
Ботагоз Сейдахметова
Идея объединения пяти бывших советских республик - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана - в Центрально-Азиатский союз витала в воздухе давно и является естественной по многим причинам. Во-первых, потому что нас объединяет общая история, во-вторых - схожесть менталитетов и культур, в-третьих - географическая близость, в-четвертых - взаимосвязанные системы водного хозяйства и энергетики, в-пятых - общие вызовы безопасности.
Все эти причины логически привели еще в 2002 году четырех лидеров Центрально-Азиатских государств - Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - к мысли о создании новой организации "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС), которая придет на смену Центрально-Азиатскому экономическому сообществу
На деле процесс более глубокой интеграции между странами Центральной Азии пока не приобрел той необходимой скорости, о которой мечтает наш президент. На словах его довольно активно поддерживают все коллеги, однако воз и ныне там - каждая страна региона развивается в меру своих возможностей, ревниво оберегая от соседей свой суверенитет.
Аргументы тех, кто не торопится переходить от слов к конкретным делам, очень просты. Страны нашего региона находятся на разных стартовых позициях как по экономическим показателям, так и по степени внешнеполитических амбиций.
При этом часто при рассмотрении перспектив регионального союза ссылаются на опыт Европейского союза, который однозначно можно назвать положительным. Между тем у меня всегда было ощущение, что история возникновения Европейского союза большинству политиков нашего региона известна "на троечку", потому как иные из них рьяно утверждают, что-де европейцам было легче, они были одинаково богатыми.
На самом деле, Союз угля и стали, с которого начался ЕС, был союзом государств, которые желали сообща восстановить разрушенную Второй мировой войной экономику, восстановить разбомбленные заводы и предприятия. Сделать это эффективно можно было только совместными усилиями. Так что вначале вожделенный многими восточно-европейскими странами Европейский союз начинался как союз неодинаково бедных.
Почивший ныне Советский Союз оставил после себя так называемый СНГ, эффективность которого весьма символична. Однако СНГ - это вывеска, которая объединяет страны по многим общим критериям и проблемам. Вывеска, которая сохранила пусть и слабое подобие региональной интеграции, но может служить отправной точкой для объединения по интересам.
Так, в отдельную группу стран постсоветского пространства аналитики включают Таджикистан, Армению, Молдову и Кыргызстан, как страны, лишенные опоры на значительные сырьевые запасы, со всеми признаками "устойчивой нестабильности". Эта категория стран, которая пережила модификацию политических режимов, которая травмировала каждую по-своему.
Во вторую группу можно включить такие постсоветские страны, как Узбекистан, Туркменистан, Беларусь и Азербайджан, где относительная стабильность обеспечена за счет административного давления. Это страны, где политические режимы практически не подверглись реставрации, а социальные проблемы остаются глубоковнутренними, не заметными со стороны.
Третью группу стран эксперты относят к лидерам СНГ и делят на две пары. Первая пара: Россия - Казахстан. Вторая пара: Украина - Грузия. Первую пару объединяет сырьевой фактор роста экономики, в частности, богатые запасы нефти и газа. Кроме того, Казахстан и Россия практически одновременно проводят различные реформы, в том числе политической системы. По мнению экспертов, в этих странах политическая стабильность обеспечивается за счет самой политической системы.
Вторую пару объединяет отсутствие сырьевых ресурсов, но выраженное стремление к интеграции в западные структуры, такие, как НАТО и пресловутый ЕС. Украина и Грузия пережили цветные революции, цели которых были тоже общие - демократизация политической системы. Впрочем, пока постреволюционные политические системы Грузии и Украины периодически дестабилизируют общественную жизнь.
Что касается пяти бывших среднеазиатских республик, включая Казахстан, то нас объединяет многое. Выше я уже перечислила логическую цепочку, которая должна способствовать активизации интеграции в нашем регионе. Так или иначе, некие интеграционные процессы между странами происходят. В частности, мы просто вынуждены собираться на сезонные встречи для решения самого больного для региона вопроса - водно-энергетического. Увы, пока все на уровне деклараций.
На мой взгляд, развитию ситуации в позитивном русле мешает некое азиатское упрямство, замешенное на амбициях лидеров региона. Явное лидерство Казахстана, с одной стороны, раздражает наших соседей, с другой - и нам добавляет ненужного снобизма, который только мешает процессу интеграции в регионе.
Так, по мнению Виталия Волкова, редактора русской службы "Немецкой волны", у Казахстана масса пробелов во внешней политике. Во-первых, нет реального подхода к проблеме Афганистана. Запад скоро уйдет из Афганистана, и все его проблемы лягут на плечи Казахстана, считает немецкий эксперт. Во-вторых, надо учитывать кризис Таджикистана и тот факт, что Узбекистан находится на перепутье.
Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, выступая на недавнем Евразийском международном медиа-форуме в Алматы, сказал, что интеграционные процессы всегда были, есть и будут. В связи с этим он напомнил о недавнем официальном визите президента Узбекистана в Казахстан. В отношении идеи нашего президента Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-Азиатского союза Ислам Каримов высказал мнение о том, что для начала необходимо создать свободную экономическую зону между странами региона и только потом говорить о создании политического союза. Министр считает, что на самом деле всякий интеграционный процесс начинается с экономической интеграции, просто в данном случае речь идет о разночтении.
Марат Тажин: "Любое объединение начинается с экономической интеграции"
Марат Тажин перечислил три главных принципа интеграции. Первый принцип - сугубая добровольность. Второй принцип - сугубая прагматичность. И третий принцип - не только элитная, но и социумная поддержка (проще говоря, поддержка простого народа).
Все лидеры нашего региона прекрасно понимают необходимость интеграционных процессов. Есть ли новые механизмы интеграционных процессов? Марат Тажин напомнил восточную притчу о Ходже Насреддине. Когда Насреддина спросили, где лучше быть, когда несут гроб: сзади гроба или спереди? Он ответил: где угодно, но не посередине.
Так вот, видение Казахстана на то, как реализовывать процесс интеграции, состоит в том, чтобы работать предметно по конкретным вопросам, потому что 80 процентов договоров не работает и осталась на уровне деклараций.
Президент Казахстана предлагает ежегодно рассматривать какую-то одну проблему. В частности, сейчас на рассмотрении стран региона вопрос о железнодорожной колее, необходимость перехода на европейские стандарты. По мнению министра, за решением этого вопроса стоит геополитическая и геостратегическая проблемы, которые определят всю транспортную политику региона.
"Иногда мы телегу ставим впереди лошади и видим политику там, где ее нет", - говорит Тажин. У Казахстана самая протяженная сухопутная граница с Россией. Географический аспект может быть основой для интеграционных процессов. Конечно, СНГ никогда не будет таким же союзом, как ЕС. Это вопросы из области прикладных и практических.
Сирийский журналист задал вопрос по проблеме разделения Каспийского моря, где решение зависит не только от стран СНГ, но также от Ирана и США, которые имеют в каспийской зоне свои военные силы. Он напомнил, что часто говорят, что Каспий пахнет кровью.
Марат Тажин выразил надежду, что Каспий все же пахнет нефтью, а не кровью. Министр напомнил, что страны, вовлеченные в каспийскую проблему, периодически встречаются, принимают совместные документы. В октябре прошлого года в Тегеране прошел саммит Прикаспийских стран. Там, по сути, стоят две главные проблемы. Первая - ширина береговой линии. И вторая - транспортировка грузов по Каспию.
То бишь совершенно конкретные планы, без политики.
Посол Казахстана в США Ерлан Идрисов, который также принял участие в Евразийском медиа-форуме, выразил мнение о том, что для стран региона необходимо строить здоровую экономику и здоровое общество. Можно ли при этом ставить знак равенства между демократией и стабильностью, насколько стабильность в нашем регионе соответствует западным ожиданиям, это другой вопрос. Странам СНГ, считает посол, важно вместе противостоять общим вызовам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |