Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Эксперт Казахстан" №17 (165)/28 апреля 2008
Татьяна Николаева
Для успешного развития сотрудничества приграничных регионов Казахстана и России необходимо гармонизировать нормы законодательства двух стран и разработать долгосрочные стратегические программы на региональном уровне
Жизнь казахстанских и российских приграничных тер-риторий тесно взаимосвязана: родственники ездят друг к другу в гости, жители приграничных городов и поселков торгуют на сопредельных территориях. Связи многообразны: например, жители Уральска возят своих домашних питомцев к оренбургским ветеринарам. Еще в недавнем прошлом, совершая подобные поездки, часто приходилось делать большой крюк: из-за немногочисленности пунктов перехода 5?километровый путь удлинялся подчас в 10 раз. В прошлом году эта проблема была решена: были созданы новые пункты упрощенного перехода, на которых отсутствует таможенная служба. Но коммерческие грузы через них провозить нельзя. Жизнь предпринимателей должно облегчить новое соглашение о сотрудничестве, подписанное таможенными службами двух стран 18 апреля в Астане: введение совместного контроля сократит время прохождения границы в три раза.
Заинтересованность обеих стран в создании комфортных условий для жителей приграничья легко объяснима: слишком высока взаимозависимость соседних трансграничных регионов, взаимодополняющих друг друга в сфере экономики. Но одних мер по упрощению таможенного режима недостаточно для успешного развития сотрудничества в дальнейшем. Нужна гармонизация систем налогообложения компаний, занятых в приграничной торговле, и выработка долгосрочных стратегий сотрудничества на уровне регионов.
Что есть, тем и торгуем
По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК (КТК МФ РК), доля России во внешнеторговом обороте Казахстана уже несколько лет стабильно составляет около 20%. Для большинства приграничных регионов эта цифра заметно выше (см. график). В процентном соотношении приграничные регионы значительно больше продают и покупают товаров в России, и наиболее сильно эта тенденция заметна в северных областях Казахстана, у которых давняя история экономического взаимодействия с российскими регионами.
Как и страна в целом, приграничные регионы РК поставляют российским соседям в основном сырье и зерно. Также в Россию отправляются челноки с китайским ширпотребом (на российских толкучках он стоит в разы дороже, чем в Казахстане). Сами россияне приезжают к нам за дешевой водкой и бензином – но это только для себя, много не вывезешь. В обратном направлении идет продукция высоких переделов – машины и оборудование, продукты питания. Из России в Казахстан везут молоко, сливки и сахар, а еще стройматериалы, удобрения, косметику и одежду, только уже российского производства.
Предпосылки для появления именно такой структуры торговли были заложены еще в советские времена, когда казахстанское сырье поставлялось на предприятия РСФСР. "Глупо строить на своей территории новый металлургический комбинат или искать новую сырьевую базу, когда можно договориться с соседом о взаимовыгодных поставках", – неоднократно повторял в различных интервью губернатор Омской области Леонид Полежаев. Например, на Оренбургском ГПЗ перерабатывается газ с Карачаганакского месторождения. "Уральская сталь", "Новотроицкий завод хромовых соединений" (оба – Оренбургская обл.) и Магнитогорский меткомбинат (Челябинская обл.) ориентированы на казахстанскую руду.
Соответственно, с обеих сторон участниками внешнеэкономической деятельности являются практически все крупные предприятия приграничных областей. В приграничных регионах Казахстана создается большое количество совместных предприятий с российским участием. Впрочем, российские предприниматели объясняют эту тенденцию просто – иначе на казахстанский рынок не войти. Казахстанские игроки тоже заходят в Россию – на базе того же Оренбургского ГПЗ "Газпром" и "КазМунайГаз" создали СП.
Перешли границу у реки
И российская, и казахстанская статистика сходятся в том, что в целом товарооборот между РФ и РК в 2007 году составил больше 16 млрд долларов (на приграничные регионы пришлось больше 7 млрд), однако по данным России эта цифра – 16,575 млрд, а по данным Казахстана – 16,286 млрд долларов. "В международной практике 10?процентная величина расхождений считается не выходящей за пределы статистической погрешности, так как такие расхождения, как правило, обусловлены не нарушениями законодательства, а методологическими факторами", – разъяснили в КТК МФ РК.
При этом динамика товарооборота стабильна. "Ни прорывов, ни каких-либо провалов не наблюдается", – так оценивает ситуацию в российско-казахстанской приграничной торговле заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. И добавляет: "Судить, насколько позитивны изменения в данной сфере, достаточно сложно, просто потому, что значительная часть трансграничного сотрудничества приходится на неконтролируемый товарообмен, и реальный оборот между российскими регионами и областями Рес-публики Казахстан не всегда находит четкое отражение на страницах соответствующих статистических сборников".
Замки на границе
Значительная часть товарооборота попросту ускользает от контролирующих органов. И в российских обладминистрациях, и в казахстанских акиматах в один голос говорят, что самая болезненная проблема в приграничном сотрудничестве – борьба с контрабандой. Нелегально по обе стороны границы поставляется все что угодно: от наркотиков и китайских товаров до продуктов питания.
Есть проблемы и у игроков, занимающихся легальным бизнесом. В Торгово-промышленной палате Северо-Казахстанской области отмечают: "Для российских экспортеров, предоставляющих казахстанским покупателям нулевую ставку НДС, большой проблемой является нарушение сроков возврата НДС налоговыми органами РФ. Одна из самых острых проблем, существующих на сегодняшний день у казахстанских импортеров, – различия в казахстанском и российском перечнях продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". По мнению г-на Грозина, партнерству России и Казахстана не хватает четко выстроенной стратегии: "Цельной программы, которая была бы просчитана на пару десятилетий, не существует ни у одного российского региона и, насколько я могу представить, у казахстанских регионов тоже". Он считает, что сейчас все более значимым будет становиться сотрудничество именно местных властей. Поскольку на уровне Астаны и Москвы многие вопросы уже решены, и теперь предстоит их реализация на региональном уровне.
Однако более жесткая, чем в России, вертикаль между республиканскими и областными органами власти в РК может привести к тому, что вопросы, которые российские губернаторы могут решать на областном уровне, будут решаться на уровне правительства Казахстана, и эта волокита затянет решение проблем приграничного сотрудничества.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |