Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.05.2008. Eurasianet
Джоанна Лиллис
Работы над транскаспийским трубопроводом, который положит конец энергоэкспортному господству России в этом регионе, медленно, но верно продвигаются.В последние месяцы немало внимания уделялось сооружению газопровода через Каспий. Но может статься, что по первой ветке, проложенной по дну моря, будет прокачиваться нефть, и подключена она будет к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. После того, как в конце апреля сенат Казахстана ратифицировал энергоэкспортное соглашение с Азербайджаном, все больше внимания уделяется именно нефтетранспортному маршруту. Многие полагают, что подпись под этим документом президента Нурсултана Назарбаева – простая формальность.
Соглашение определяет условия транспортировки казахстанской нефти на западные рынки по маршруту в обход России, которая в данный момент контролирует экспорт энергоносителей из Центральной Азии. Ратификация этого договора также ознаменовала старт амбициозного проекта стоимостью 3 млрд. долларов под названием Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) по строительству инфраструктуры для транспортировки нефти через Каспийское море. Первая очередь проекта предполагает строительство трубопроводной ветки, которая соединит завод по подготовке нефти в Ескене с каспийским портом Курык. Помимо этого, казахстанское правительство готово выделить еще до 10 млрд. долларов на создание энергоэкспортного узла в прибрежном городе Актау на западе страны, сообщает РИА-Новости. Строительство этого объекта может занять до пяти лет.
Казахстанские чиновники обозначили, что экспортные объемы для системы БТД в Азербайджане сначала будут транспортироваться танкерами. Но Астана выразила намерение изучить осуществимость прокладки и подводного трубопровода. "Строительство нового подводного нефтепровода – сложным процесс, и нужно для этого принятие [сложного] технического решения", – отметил в ходе своего визита в Баку в конце апреля заместитель министра энергетики Казахстана Дуйсенбай Турганов, сообщает ИА "Тренд".
"Этот вопрос еще открыт и прорабатывается. Это будет зависеть от технических возможностей в нефтяной отрасли. Поскольку это серьезное сооружение, то нужен всесторонний подход", – добавил Турганов.
Источники в Казахстане предполагают, что правительство пожелает взять на себя обязательства по прокачке через систему БТД 23 млн. тонн нефти в год, а после создания ККСТ – увеличить объемы до 38 млн. тонн. Согласно ожиданиям, запуск системы состоится после ввода в эксплуатацию кашаганского проекта, который после ряда проволочек ожидается теперь в 2011 году.
После многочисленных предположений и домыслов о том, присоединится ли Казахстан к маршруту в обход России, он официально подключился к проекту БТД в 2005 году – накануне торжественного открытия трубопровода. Ратифицированное парламентом соглашение было подписано Назарбаевым и его азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым в 2006 году. "Трудно переоценить значение только что подписанного соглашения, – сказал тогда Назарбаев. – Мы получили альтернативный третий путь для реализации наших углеводородов".
Казахстан надеется удвоить к 2015 году свою добычу нефти и войти в десятку ведущих производителей энергоресурсов мира. Соответственно, Астана энергично изыскивает возможности расширения своих экспортных маршрутов. На данный момент большая часть казахстанской нефти транспортируется через трубопроводную систему КТК с месторождения Тенгиз в Западном Казахстане в порт Новороссийск. Меньшая часть нефти поступает на восток в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, открытому в 2005 году. Ежегодная пропускная способность первой очереди этого трубопровода составила 10 млн. тонн, второй очереди – 20 млн. тонн.
Казахстан давно продвигает идею увеличения более чем два раза экспортной мощности контролируемого Россией Каспийского трубопроводного консорциума, пропускная способность которого на данный момент составляет около 30 млн. тонн. Соглашение о его расширении, подписанное в 2005 году, буксует на месте, также как и соглашение, достигнутое в прошлом году между Назарбаевым и президентом России Владимиром Путиным о доведении мощности трубопровода до 40 млн. тонн в год.
По имеющимся оценкам, в 2007 году в Казахстане было добыто 67 млн. тонн нефти, из которых около 60 млн. тонн было направлено на экспорт. Ожидается, что в этом году объемы экспорта нефти превысят 70 млн. тонн. После начала добычи на кашаганском месторождении экспортные поставки должны резко возрасти.
По словам экспертов, главным камнем преткновения на пути расширения КТК является Россия. Кремль явно добивается значительного увеличения своей доли прибыли в обмен на согласие увеличить мощность трубопровода.
В марте этого года акционеры отвергли инициативу компании "Шеврон" начать финансирование работ по расширению мощности данного трубопровода. Компании "Шеврон" принадлежит 50 процентов в предприятии "Тенгизшевройл", занимающемся разработкой Тенгизского нефтяного месторождения, Эта неудача, похоже, и активизировала деятельность Казахстана по разработке новых экспортных путей и, возможно, послужила катализатором ратификации сенатом соглашения о БТД.
Транскаспийская система транспортировки углеводородов является компромиссом, поскольку Россия не оставила большого выбора в плане их транспортировки", – говорит аналитик Института Экономических Стратегий – Центральная Азия Мария Дисенова.
"Предстоит проделать большую работу, но главное состоит в наличие экономической заинтересованности в этом проекте и желании его продвигать, в отличие от КТК", – полагает Дисенова. Она назвала соглашение по БТД "прорывом" для Казахстана, поскольку Астана, скорее всего, обнаружит большие выгоды в сокращении своей энергоэкспортной зависимости от России.
Азербайджан форсирует укрепление связей с Казахстаном. Так, например, 1 мая президент Алиев издал указ о создании азербайджанского консульства в Актау. В стремлении укрепить интерес Астаны к азербайджанскому экспортному маршруту, посол этой страны в Казахстане Лятиф Гандилов объявил о возможности экспортировать казахстанскую нефть и по нефтепроводу Баку-Супса, сообщило ИА "Тренд".
На настоящий момент Казахстан устраивает неспешный подход к данному вопросу. По мнению Дисеновой, потенциальное строительство транскаспийского нефтепровода будет зависеть от эффективности ККСТ. "Я думаю, что осуществимость транскаспийского нефтепровода будет зависеть от того, как зарекомендует себя транскаспийская система транспортировки углеводородов, – отмечает она. – Если последняя будет работать хорошо и будет справляться с дополнительными объемами нефти из Казахстана, тогда в трубопроводе не будет необходимости. Если же она не будет работать, тогда, возможно, сооружение трубопровода окажется экономически оправданным".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |