Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.05.08
В 2009 году исполняется 10 лет с того дня, когда первый президент Российской Федерации Борис Ельцин и нынешний глава Белоруссии Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства. В то время с этим документом в обществе связывались большие надежды. В любом случае, вряд ли кто-нибудь мог подумать, что «воз» общей белорусско-российской государственности все эти годы фактически простоит на месте. Более того, складывается впечатление, что проект Союзного государства вообще «заморожен» на неопределенный срок.
Только государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин продолжает твердить о впечатляющих успехах на ниве союзного строительства, но все эти разговоры уже вряд ли способны ввести кого-либо в заблуждение. Пациент, похоже, если и не умер, то впал в летаргический сон.
И каких бы цифр не достигал белорусско-российский товарооборот, не будет большой ошибкой утверждение о постигшем союзный проект кризисе. Ведь взаимная торговля, производственная кооперация, совместные проекты и прочие формы экономического сотрудничества отнюдь не являются признаками стремления каких-либо государств объединяться. В противном случае, правомочным было бы утверждение о намерении создать общую государственность России, например, с Германией или Италией.
Так в чем причина бесконечной пробуксовки белорусско-российской интеграции? Ответ на этот вопрос попытались найти участники состоявшегося 20 мая в Минске, в Академии управления при Президенте РБ, белорусско-российского научного семинара «Строительство Союзного государства: практика и перспективы», в котором приняли участие представители ряда российских (Российский институт стратегических исследований, Институт стран СНГ, Российская академия государственной службы и др.) и белорусских научных центров, МИДа РБ, а также посол России в Белоруссии А.А. Суриков.
Семинар этот долго готовился, тематика и список участников наверняка были согласованы в Администрации президента РБ, и поэтому отрадно, что он проходил не в комплиментарной, а в дискуссионной форме.
Так, профессор РИСИ Тамара Гузенкова недвусмысленно дала понять, что президенты России и Белоруссии, не найдя приемлемых форм союзного государственного строительства, практически «заморозили» политическую интеграцию, сосредоточив внимание на наименее проблемных социальных и некоторых экономических вопросах. Однако, по ее мнению, это не самый удачный выбор и сколько не откладывай, но все же придется или решать проблему Конституционного акта, или снимать ее в принципе.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин особо подчеркнул, что нерешенность политических вопросов начинает заметно сказываться и на экономических отношениях, которые требуют создания дееспособных наднациональных органов управления. В первую очередь это касается вопросов формирования единого таможенного, экономического и технологического пространства и введения единой валюты. И здесь неизбежно придется преодолевать сложнейшую (в том числе и психологическую) проблему – как создать общую систему управления разновеликими субъектами Союза. По словам В.Л. Жарихина, решить эту задачу можно только путем формирования союзной политической элиты. И первым шагом в этом направлении призвано стать избрание союзного парламента.
К слову сказать, проведение выборов в парламент Союзного государства предусмотрено действующим Союзным Договором 1999 года. В свое время парламентами Белоруссии и России была начата подготовка необходимого законодательства (законопроекты прошли первое чтение), но затем по инициативе белорусской стороны работа в этом направлении была остановлена. В чем причина? Очевидно, что официальный Минск так до конца и не определился в своих интеграционных намерениях.
Белорусские участники семинара были более обтекаемыми, что, впрочем, не удивительно. Наиболее интересным было выступление заместителя директора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте РБ Льва Криштоповича, который убедительно доказал, что современная белорусская государственность имеет будущее только в рамках реального Союза с Российской Федерацией.
Несмотря на существующие различия во взглядах на будущее устройство Союзного государства, все участники семинара были единодушны в одном – российская и белорусская бюрократии должны быть лишены монополии на союзное строительство. Проблемы и пути развития Союза необходимо обсуждать гласно с широким привлечением научно-экспертного сообщества двух стран. Граждане России и Белоруссии вправе знать, кто и как строит Союз.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |