Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19 мая состоялся визит президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджан. Это был первый визит лидера Туркмении в Азербайджан после 12-летнего перерыва. От этого визита ждали многого. Ждали в основном на Западе. И не скрывали, что ждут хотя бы заявления о сотрудничестве в строительстве транскаспийского газапровода. Но этого не произошло.
Известно, что отношения между двумя странами далеки от идеальных. После развала СССР Азербайджан бесцеремонно объявил своим достоянием несколько месторождений нефти на Каспии, расположенных в секторе, на который претендует Туркмения. И даже заключил контракты на освоение этих месторождений с рядом западных компаний. После этого отношения между двумя странами оказались в состоянии затяжной «холодной войны». С тех пор этот вопрос являлся главным раздражителем в двухсторонних отношениях.
До сих пор Азербайджан не шел ни на какие принципиальные уступки по данному вопросу, если не считать предложений о совместной разработке спорных месторождений. Но о какой совместной разработке может идти речь, если еще не определен статус Каспия? Ведь теоретически спорный сектор может достаться целиком Туркменистану. И зачем тогда ему совместная разработка с Азербайджаном? По крайней мере до заключения конвенции по Каспию между пятью прикаспийскими государствами Азербайджану следовало бы воздержаться от каких-либо односторонних действий в спорных районах.
Тем не менее визит туркменского президента в Баку все-таки состоялся. И состоялся он именно потому, что в этом сейчас крайне заинтересован Азербайджан. Баку наконец то осознал, что попал в крупный просак с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Заполнять нефтепровод просто нечем, так как собственной азербайджанской нефти для этого явно не достаточно. А надежды на казахстанскую нефть, похоже, тоже провалились. Казахстану нет особого резона рушить имеющие договоренности и отработанную систему экспорта нефти через Россию, чтобы удовлетворить интересы Азербайджана и других акционероч БТД. Да и прогнозы на значительное увеличение добычи нефти в Казахстане остались не реализованными. Поэтому существенный избыток нефти в Казахстане пока отсутствует. Поэтому Астана если и будет использовать БТД для экспорта – то чисто по остаточному принципу. А это чистый мизер.
Схожая ситуация складывается и с газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум. После прекращения поставок в Азербайджан дешевого российского газа, рентабельность этого проекта оказалась под большим вопросом. Ведь Азербайджану едва хватает добываемого в стране газа для удовлетворения собственных нужд. А тут еще Грузия требует газа в качестве платы за транзит. Вот и получается, что поставлять в Европу по этому газопроводу практически нечего. А деньги то уже вложены. И непонятно как эти инвестиции сейчас компенсировать, да еще и приемлемую прибыль получить. Вот и пытается Азербайджан всячески помириться с Туркменией, чтобы построить газопровод по дну Каспия и заполнить свою нерентабельную трубу.
Чтобы выманить президента Турмении в Баку, Алиев даже пошел на беспрецедентный шаг – согласился выплатить $44,8 млн. долга за газ, поставленный Туркенией в АЗербайджан еще в начале 90-х годов прошлого века. Такой дорогостоящий визит с точки зрения азербайджанского бюджета. Но ведь понятно, что Ашхабад этим не удовлетворится. Он не применит воспользоваться слабой позицией Азербайджана, чтобы вынудить его согласиться на туркменские условия раздела Каспия. Иначе, стоит ли игра свеч? А вот в этом вопросе, вряд ли, можно ожидать скорого изменения позиции Баку.
Хотя надо учитывать, что сближение двух стран в энергетической области активно лоббируется западными державами и прежде всего Евросоюзом. Стратегическая цель – добиться строительства газопроводов и нефтепроводов из Центральной Азии в Европу в обход России. Или, если это не получится, то решить тактическую задачу - заставить Россию существенно понизить цены на транзит газа и нефти в Европу по своей территории. Не случайно, что визитом Бердымухамедова в Баку в Евросоюзе связывали определенные надежды.
Но дело в том, к сожалению для Евросоюза, в том, что согласия одних лишь Баку и Ашхабада на строительство газопровода по дну Каспия не достаточно. Посколько новый статус Каспия не определен, то продолжают действовать российско-иранские соглашения прошлых эпох. И по этим соглашениям вся морская акватория Каспия является предметом совместного владения прибрежных государств. Поэтому какие-то масштабные проекты типа газопровода из Туркменистана в Азербайджан должны быть одобрены всеми прикаспийскими государствами. А Россия, как известно, против этого проекта. Также, как думается, и Иран. Действительно, зачем портить экологию Каспия, которая и так уже находится в плачевном состоянии, когда газопровод из Туркмении спокойно может пройти по территории России и Ирана?
Конечно, Азербайджан может попытаться, как он это любил делать в начале 90-х годов, бесцеремонно начать строить газопровод явочным порядком. Но думается, что времена уже не те. И Россия в случае необходимости, не остановится перед применением военной силы, чтобы присечь такую противоправную активность. Тем более, что Газпром, ставший мировой газовой корпорацией, не дремлет. А военное превосходство России в районе Каспия ни у кого не вызывает сомнения.
Поэтому хотелось бы посоветовать Ашхабаду и Баку по-меньше прислушиваться к мнению различных западных «доброжелателей», которые могут подтолкнуть эти постсоветские государства к опасному противостоянию с Россией с весьма неблагоприятными для них последствиями. Ну а российским властям хотелось бы посоветовать более четко излагать позицию России по данной проблеме, чтобы ни у кого не возникало иллюзий, что тртанскаспийский газопровод может быть построен без согласия Москвы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |