Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Имидж Украины в кривом зеркале "братской" пропаганды

"Украинская правда", 21.05.08

Имидж любой страны формируется тремя основными факторами. Во-первых, всей жизнедеятельностью ее граждан и наследством, оставленным поколениями их предков. Во-вторых, целенаправленной имиджевой политикой государства и всех заинтересованных учреждений. В-третьих, внешним информационным влиянием. Попробуем разобраться, как эти процессы проходят на Украине.

Действие первого фактора можно охарактеризовать коротко. К сожалению, Украина дает миру отрицательных информационных поводов больше, чем положительных. Имидж Украины тесно связывается с коррупцией, экономическими и социальными неурядицами, политической нестабильностью. То, что положительного наработано предыдущими поколениями и, что сегодня для улучшения имиджа страны делается отдельными яркими личностями и ежедневным добросовестным трудом, интеллектом и творчеством миллионов "маленьких украинцев", сводится на нет прежде всего действиями "слуг народа".

Влияние второго фактора - незначительно и объясняется недооценкой украинской властью значения информации. Ее роль деклассированна и сведена до уровня инструмента вербовки электората на очередных выборах и дискредитации оппонентов. Чиновники по известной причине почтительно относятся к материальным активам и демонстрируют пренебрежительное отношение к вещам нематериальным. Они хорошо знают толк в роскошных автомобилях с креслами-массажерами, элитной недвижимости, яхтах и оптовых закупках, а информационной области отводят роль Золушки.

Отсюда и последствия. Реальным формированием положительного имиджа страны власть не занимается. Целевая программа на 2003-2006 годы, из-за традиционного для нематериальной сферы отсутствия финансирования, фактически осталась невыполненной. Программа на следующее четырехлетие до сих пор не утверждена. Имиджевые мероприятия, которые иногда проводятся, - спонтанны и малоэффективны. Бросается в глаза непропорционально высокий уровень использования этнографической и гастрономической атрибутики. Шароварщина цветет буйным цветом. В ХХ столетии Украина пытается презентоваться в мире неким обломком ХVII-ХVIII столетий - времен гоголевского кузнеца Вакулы.

Конечно же, украинцы должны уважать свои традиции и любить свой фольклор, национальную кухню и декоративно-прикладное искусство, но на международном уровне пропагандировать следует не столько гопак, сало и шаровары, сколько, прежде всего, национальные достижения, которые являются, или могут быть, достоянием всего человечества. Следует, в конце концов, определиться, что Украина - это современное государство, которое помнит свое прошлое, но, как и все цивилизованные страны, смотрит и двигается в будущее.

В отличие от украинской власти, по-настоящему серьезно, имиджем Украины занимается Российская Федерация, власть которой очень хорошо понимает роль и значение информации и мастерски владеет всеми технологиями ее применения: разведка-контрразведка, пропаганда-контрпропаганда, реклама-антиреклама, информация-дезинформация. Обычно же окраска такого имиджа очень своеобразна.

Всем уже надоели постоянные наезды на Украину, как на транзитера и потребителя газа. А когда же, чуть ли впервые в своей истории, Россия получила реальную газовую пощечину от украинского правительства, пластинку пришлось сменить. Обошлось это совсем недорого, зато каким громким был эффект!

Только 1200 гривен (около 5400 рублей) хватило для того, чтобы отвлечь внимание, без преувеличения, всего мирового сообщества от всплеска ксенофобии и зарождения фашизма в России, а заодно и обвинить накануне Дня Победы в культивировании нацистской идеологии Украину, народ которой, по словам Черчилля, пострадал от гитлеризма чуть ли не больше всего. Только представьте: тайваньская кукла, выставленная на прилавке одного из многочисленных киевских магазинчиков, взволновала мир больше, чем реальные трупы десятков представителей других рас и народов, которые ежегодно гибнут в России от рук местных бритоголовых национал-патриотов!

И почему-то никого не удивляет и не шокирует, что в центре Киева до сих пор стоит памятник Ленину, а у коммунистов вместо конспиративных квартир, шалашей в Разливе и ЦК в экзиле есть фракция в украинском парламенте. Неужели забыли, у кого Гитлер учился строить концентрационные лагеря? Надо отдать должное последователям Геббельса - все-таки умеют сделать из г...а пулю пропагандисты российского Первого канала.

А еще интересно было бы исследовать круг общения и политические вкусы владельца того самого магазинчика и проследить путь куклы из Тайваня на Украину. Случайно не через Хутор Михайловский она к нам попала? Потому что всегда, когда по миру прокатывается волна отрицательных публикаций об Украине, как и в случаях с газом и куклой Гитлера, между страниц почтенных мировых изданий торчат не то что уши, а буденовки, наганы, парашюты и пробирки с диоксином и полонием кремлевско-газпромовско-гэбэшного пула.

Как здесь можно не согласиться с Минком, который призывал быть осторожным со словосочетанием "высокие европейские стандарты журналистики". Очевидно, что деньги, даже если они газпромовские, не пахнут. И хотя сегодня представители некоторых западных СМИ успели объяснить свое участие в антиукраинской кампании усталостью от ночной смены, покаяться и пообещать в дальнейшем таких затей не совершать, осадок все-таки остался.

Если же посмотреть российские фильмы и сериалы, особенно военно-патриотичной тематики, бросается в глаза: предатели и прочие отрицательные персонажи обычно "гекают" и у них украинские фамилии. Украинцев "стратегические братья" обычно изображают некими нелепыми и вороватыми свинопасами, которые едят сало и "тырят русский газ".

Совсем свежий пример: 29 апреля на канале "1+1" демонстрировался российский фильм "Тайна волчьей пасти". Голос за кадром сообщил, что фильм на украинский язык дублирован по заказу канала "1+1". Первая реакция зрителя: "1+1" - молодец, выполняет норму закона. Но просмотр фильма уже с первых кадров шокирует его откровенной антиукраинскостью. Пересказывать это пропагандистское произведение не следует, но чего-то более отвратительного видеть не приходилось давно. Особенно же возмущает то, что фильм детский, поэтому логично спросить: какие чувства он может вызвать у украинских детей, какой след оставить в их душах?

Тех детей, мозги которых из-за того же "1+1" и прочих так называемых украинских телеканалов, и так ежедневно промываются мутными волнами имперской пропаганды. Всяческие бесконечные "русские cпецназы", "менты", "бригады", "солдаты" и "кадеты" опасны тем, что своей массовостью дезориентируют украинцев в восприятии собственной Родины и осознании национальной идентичности. А вот фильм, в котором замечательные детки офицеров русского ЧФ противостоят тупому, агрессивному и вместе с тем трусливому сынку офицера украинских ВМС, унижает их достоинство и способствует явно не воспитанию чувства патриотизма, а, скорее, - комплекса национальной неполноценности.

То, что Россия продуцирует такие фильмы, никого удивлять не должно - ей, как и горбатому, уже ничем не поможешь. Образ врага позарез нужен империи для цементирования не очень монолитного пестрого конгломерата народов. Удивляет другое - наглость и абсолютная уверенность в своей безнаказанности тех, кто транслирует в отечественном эфире обидные для украинцев пасквили.

Грустно, но не удивительно, потому что даже после скандала 2005 года с российскими "Окнами", в одном из выпусков, Нагиев устроил спектакль о том, как "хахлушки в Маскве" избавляются от "хахляцкаво акцента" посредством орального секса, "Новый" канал еще долго крутил этот вертеп в прайм-тайме. Договор, мол. При этом ни владелец, ни менеджеры канала никаких признаков раскаяния не проявили, в отставку не подали. А "Окна" неповрежденными перекатывали на другой канал. При этом не наблюдалось надлежащей реакции ни со стороны власти, ни со стороны политических партий патриотичного направления. Проглотили и не подавились. А Нагиев, судя по нейтрально-положительным воспоминаниям в украинском сегменте интернета, на Украине - не персона нон грата, а желаемый гость.

В какой еще стране национальный телеканал позволил бы себе поливать помоями своих соотечественников в их собственных домах? Пресловутая украинская толерантность уже зашкаливает за рамки разумного и становится похожей на беззубость. Остроумные журналисты уже и слово новое придумали - "толерасты".

То, что сегодня происходит в российском эфире уже даже яловая украинская власть называет информационной войной против нашего государства. Россия глубже, чем Украина, интегрирована в мировое информационное пространство, поэтому и не удивительно, что через международные системы обмена новостями, иностранные СМИ украинские новости получают с подачи России, в соответствующем соусе, обычно. К чему это приводит, иллюстрирует приведенный пример с куклой фюрера.

Досадно, но приходится констатировать, что на мельницу имперской пропаганды упорно льют воду украинские телеканалы, ставшие главными проводниками информационной политики Кремля на Украине. Стремление к экономической выгоде в условиях не в меру либерального украинского медийного законодательства привело к тому, что каналы, занимающие национальные радиочастоты, транслируют чуть ли не все 90% информационного продукта одной отдельно взятой страны - России, со всеми соответствующими последствиями, в том числе, возможностью последней проводить имперскую агитацию и антиукраинскую пропаганду в максимально комфортных условиях.

Кроме того, их собственные программы, такие, как "Свобода" Шустера, стали постоянной трибуной для всяческих украинофобов: затулиных, леонтьевых, жириновских, павловских. То, что капает на мозги украинцев с каналов ТВ, культивирует любовь к России и всему российскому и, нередко, пренебрежение к Украине и украинскому. Действенность такой работы красноречиво иллюстрируют оглашенные 12 мая результаты исследований социологических служб КМИС (Украина) и Левада-Центра (Россия). В то время, как 88% украинцев относятся к россиянам положительно и только 7% отрицательно, хорошее отношение к "младшим братьям" демонстрируют только 55% россиян, тогда, как 34% к ним относятся плохо.

Украинские власть имущие, чтобы не приносить себе лишние хлопоты и не раздражать "старшего брата", привыкли, как правило, не замечать его недружеские выпады, и, на всякий случай, как страус прятать голову в песок. Тем не менее, беспрецедентное нахальство информационной агрессии против Украины уже перешло критическую черту и заставило власть, в конце концов, обратить внимание на эту проблему. Вопрос информационной безопасности был вынесен на рассмотрение Совета Национальной безопасности и обороны, заседание которого состоялось 21 марта.

На заседании президент Ющенко, в частности, констатировал, что Украина стала полем для осуществления информационно-психологических операций в интересах других государств, а их информационная экспансия приводит к дезориентации украинцев в вопросах языка, культуры, религии, цивилизационного выбора, к размыванию национального сознания и вообще препятствует консолидации нации.

Утешает и дает определенные надежды на положительные сдвиги то, что имидж государства СНБО определяет как важную составляющую его информационной безопасности. Решением Совета, по результатам рассмотрения этого вопроса, в двухмесячный срок поручено разработать и утвердить новую государственную программу формирования положительного имиджа Украины. Хочется верить, что ее не постигнет судьба предыдущей. Власть действительно сделает вывод, что политика предыдущих лет была декларативной, поэтому и провальной, и в вопросах формирования и реализации имиджевой политики произойдут кардинальные перемены. До утверждения и обнародования новой программы времени осталось немного. В скором времени сможем убедиться, умеет ли украинская власть учиться на своих ошибках, и способна ли она защитить национальные интересы в информационной сфере.

Сергей Олейник

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ